Меню

Светлана Милованова и Иван Корень: залог успеха стартапа - свободная ниша без конкурентов

Друзья со студенческих лет в 2005 году решили освоить новое для того времени направление на рынке услуг общественного питания. Уже почти 10 лет они успешно работают в этом направлении как партнеры.

Светлана Милованова и Иван Корень вместе учились в РГУ, только на разных факультетах. После окончания университета оба планировали свое профессиональное будущее в соответствии с полученными специальностями. Однако перспективная идея объединила векторы их карьер.
 
Либо мы, либо «бабушки»
 
В середине 2000-х Ростов еще не был заполонен кафе и ресторанами экономкласса, а столовые оставались пережитком прошлого. Молодые выпускники экономического и юридического факультета РГУ изучили эту нишу и решили попробовать в ней свои силы.
 
Иван Корень: Это было в далеком 2005 году. И началось все с дружеской чашки кофе.
 
Светлана Милованова: Мне пришла мысль, что в городе нет предприятий, предоставляющих услуги по централизованной организации питания офисов и компаний. Столовые тогда еще были пережитком советских времен, а кофейни и кафе экономкласса не находились, как сейчас, в шаговой доступности. Я изучила нишу, предложила Ивану идею, и мы за нее ухватились.
 
И.К.: Мы зарегистрировали юридическое лицо, заключили договор с комбинатом питания, который имел все необходимые разрешительные документы на реализацию продукции вне предприятия. Светлана составила несколько вариантов меню, по которому для нас готовили обеды. Мы распечатали его на домашнем принтере в несколько сотен копий, разделили на две пачки и поехали по ул. Вавилова, где на тот момент было сосредоточено много предприятий и ни одной столовой. Светлана пошла раздавать листовки по одной стороне улицы, я по другой.
 
С.М.: У нас тогда не было офиса. Первоначальный капитал составлял то ли 6, то ли 8 тыс. руб., на которые мы купили факс, провели телефонную линию. С помещением тогда помогла моя мама, у которой был небольшой магазин электроинструментов, в котором она выделила нам стол. А продавщицу в магазине попросили отвечать на звонки и принимать заказы.  Сколько нам было, по 22 года.
 
И.К.: Кредиты мы не привлекали. Все, что зарабатывали, пускали в оборот, за счет этого и развивались. 
 
С.М.: Конечно, если бы на тот момент у нас были конкуренты, вряд ли получилось бы так же просто разнести листовки и получить первые заказы.
 
И.К.: Но тогда это удалось, и входящие звонки стали поступать. Рынок был фактически пустой. Конкурентами, по сути, были лишь «добрые бабушки», готовившие еду дома и возившие ее на тележках. А слово «кейтеринг» было никому неизвестно. Мы были одними из первопроходцев этого рынка в Ростове. Нам приходилось долго объяснять потенциальным клиентам, какую пользу они могут получить, обеспечив сотрудников своих компаний полноценным горячим питанием на рабочем месте. Сейчас горячий обед, входящий в соцпакет сотрудника, считается нормой. Десять лет назад этого правила придерживались единицы.  
 
С.М.: Сегодня, конечно же, рынок уже заполнен, и новому игроку зайти на него довольно сложно. Заказчик уже выбирает из многих компаний со всей документацией, с репутацией, оборудованием, собственным производством, отсрочками платежей.
 
Первые и отважные
 
Сейчас бизнес Светланы Миловановой и Ивана Кореня четко разделен на два бренда: промышленный кейтеринг «Вкус» и событийный — «ГрандФуршет». У компании есть своя кулинарная фабрика-кухня, штат сотрудников почти в 80 человек, автомобили доставки и пул постоянных клиентов, среди которых не только крупнейшие коммерческие структуры, но и первые лица Ростовской области и правительства страны.
 
И.К.: «Вкус кейтеринг» мы начинали с мелких заказов. Первое время сами их развозили. Как я уже говорил, в этот период рост спроса был весьма небольшой. Однако мы вели активную работу по продвижению наших услуг, и в 2006 году ситуация радикально изменилась: нам удалось заключить первый крупный (по тем меркам) контракт на поставку питания с фитнесс клубами World Class и «ФизКульт». К 2008 году объем имеющихся заказов позволил открыть уже собственное производство. Конечно же, в этот период мы уже активно привлекали кредитные средства для приобретения транспорта, оборудования. Потом были и более крупные контракты с сетями «Ашан», Castorama, X5 Retail Group, Metro. Разумеется, заключение договоров с такими грандами — это огромная ответственность и риск (в некоторых договорах штрафные санкции просто повергали в шок), но мы решили, что работа с такими заказчиками и есть наша цель. Сейчас наша фабрика-кухня работает ежедневно и без выходных, за исключением 1 января.
 
С.М.: Проект «ГрандФуршет» появился как отдельное направление благодаря одному из клиентов «Вкуса», который периодически приглашал нас организовывать приезжающему начальству что-то вроде событийного кейтеринга. Именно тогда мы задумались о том, что стоит развивать этот вид услуг более интенсивно.
 
Задел на будущее
 
Собеседники «ДК» утверждают, что на рынке кейтеринга, как событийного, так и промышленного, расти территориально сложно — везде нужны личный контроль и участие. Поэтому они ищут иные пути для развития бизнеса.
 
И.К.: С 2009 года мы со Светланой четко разделили наши зоны ответственности. Я занимаюсь промышленным кейтерингом, Светлана — событийным. Я понимаю, что не смогу так же профессионально и творчески заменить ее, а она меня. Здесь у нас полное взаимопонимание и гармония.
 
С.М.: Стать профессионалами в своем деле — это одно, расти и развивать бизнес дальше — другое.
 
Выход  компании в другие регионы подразумевает необходимость жесткой стандартизации работы. В нашем бизнесе это практически недостижимо, так как кейтеринг — это творческий процесс, требующий индивидуального подхода к клиенту и на 99% зависящий от человеческого фактора.  Наверное, по этой причине на ростовском рынке не появились московские кейтеринговые операторы.
 
И.К.: Были ли у нас неудачные проекты? К сожалению, да. Наверное, без них не бывает. В 2009 году мы открыли сеть пончиковых бистро «Пончикус», которую через полтора года пришлось закрыть из-за нулевой рентабельности. Планируем ли мы расти и развиваться в дальнейшем? Конечно! Основными точками роста мы видим смежные с нашим основным бизнесом направления. Думаю, Светлана сможет более подробно рассказать об одном из них. О других говорить пока рано, они еще на стадии проработки. Скажу только, что это перспективные и, пока еще, свободные направления.
 
С.М.: В ближайшем будущем мы открываем проект «Сытые и счастливые» — это будет кулинарный блог на нашем сайте, где будет публиковаться меню на каждый день из завтраков и ужинов с пошаговыми рецептами, списком продуктов, их количеством и стоимостью. Надеемся, что этот проект поможет людям не покупать лишние продукты при посещении супермаркетов и разнообразить свой рацион. Если блог будет пользоваться популярностью, рассчитываем, что он может перерасти в кулинарную школу, в которой все желающие смогут оттачивать свое кулинарное мастерство. 
 
«Вкус кейтеринг»
 
Порядка 1100 чел. обеспечивает ежедневным горячим питанием «Вкус кейтеринг».
Крупнейшие клиенты: «Ашан», Metro, «Донской табак» и др. 150 руб. — средняя цена комплексного обеда от компании «Вкус кейтеринг».
 
«ГрандФуршет»
 
Работает в Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Адыгея.
Крупнейшие клиенты: администрация РО, штаб СКВО, завод Guardian, завод Coca-cola, Ростсельмаш, РЖД, L’oreal, «Азово-Донская девелоперская компания», «Ника Моторс — Toyota», Lexus, Цимлянский завод шампанских вин, магазины «Анна Потапова» и пр.
 
Источник: данные компании.
 
Подготовила Мария Карачевцева