Рынок внимательно следит за тем, какие национальные проекты и программы господдержки будут стимулировать динамику финансовых показателей в 2020 году.
На южных территориях России идет переформатирование лизингового рынка, на запросах клиентов сказались новшества законодательства. Так, например, наблюдается сокращение заявок на технику для строительства жилья, непростые времена переживают грузоперевозчики, а сегмент LCV, напротив, показывает рост. О перспективах отрасли и наиболее востребованной технике рассказала директор ростовского филиала «Балтийского лизинга» Светлана Белова.
— Да, эти сегменты традиционно остаются в числе лидеров ростовского рынка лизинга. И если с динамикой спроса на сельскохозяйственную технику все понятно (он систематизирован и связан с сезонностью этого бизнеса), то спрос на строительную технику в регионе каждый раз стимулируют разные факторы. Увеличение потока заявок на лизинг связано, как правило, с реализацией национальных проектов, в рамках которых возводятся масштабные объекты (спортивные, социально значимые сооружения).
Также к драйверам рынка относятся инфраструктурные проекты, и речь идет не только про трансформацию городских общественных пространств (парков, скверов, специализированных спортивных площадок), но также про обустройство дворов в жилых комплексах. Подчеркну, что в течение последних трех кварталов наши клиенты чаще всего оставляли заявки на лизинг дорожно-строительной техники, которая как раз нужна для подобных работ.
Мы также прогнозируем стабильный рост спроса в этом сегменте, поскольку в нашем регионе на 2020 год уже утверждены программы масштабных строек, которые, безусловно, потребуют инвестиций в виде покупки специализированных машин. Например, продолжит работу национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; не стоит забывать также про строительство обхода Аксая, на который власти планируют потратить более 100 млрд рублей до 2022 года. Кроме того, в будущем году область получит из федерального бюджета порядка 115 млрд рублей на реализацию национальных проектов и социальные расходы, об этом на транспортном форуме в Москве сказал председатель законодательного собрания региона Александр Ищенко. Отмечу, что часть средств планируют направить на развитие сельских территорий.
На сегодняшний день мы, конечно, отмечаем, некоторую стагнацию спроса в нише оборудования для возведения жилых домов. В этом сегменте показатели сокращаются почти у всех участников процесса. Причина кроется в изменении законодательства — в переходе от долевого строительства к проектному финансированию. В итоге компании завершают свои последние заказы на возведение жилья с долевым участием, а объем строительства по проектному финансированию в настоящий момент не набрал аналогичных объемов.
Насколько популярна отечественная техника среди представителей крупного бизнеса и МСБ?
— Крупные компании предпочитают, в первую очередь, брать зарубежную технику. Мы предлагаем таким клиентам машины, например, из Евросоюза: из Германии, Италии и т.д. Малый и средний бизнес преимущественно обращает внимание на модели отечественного производства. У компаний есть серьезные причины для такого выбора. Как правило, небольшие предприятия работают с проектами, средний срок реализации которых порядка 2-3 лет, разумеется, под эту работу выделяется определенный бюджет, и техника, которую приобретает компания, не должна стать самой объемной статьей расходов. Отечественные машины гораздо дешевле зарубежных, а если мы дополнительно предлагаем клиентам специальную программу на конкретный бренд, они получают дополнительную выгоду при оформлении сделки. Тем временем, представители крупного бизнеса могут позволить себе долгосрочное планирование, соответственно, бюджеты тоже будут другими, более объемными. Поэтому они предпочитают рассматривать дорогие модели техники и автомобилей. К тому же, крупный бизнес, согласовывая условия по лизинговой сделке, может рассчитывать на длительные сроки договора, для них это удобно: так они сокращают размер ежемесячного платежа, равномерно распределяя финансовую нагрузку.
Сотрудничаете ли вы с госструктурами, которые обеспечивают поддержку малому и среднему бизнесу на региональном уровне?
— Да, конечно, уже четыре года подряд мы работаем в рамках программ льготного лизинга от Минпромторга России, предоставляющего лизингополучателям субсидии при покупке колесной и специальной техники отечественного производства. Также мы аккредитованы в «Лизинговых проектах» Фонда развития промышленности, по условиям этой программы производственным предприятиям предоставляются льготные займы на покупку дорогостоящего оборудования. В ближайшее время мы планируем наладить сотрудничество с некоммерческой организацией «Гарантийный фонд Ростовской области». Такой запрос появился со стороны самих предприятий, организациям требуется поручительство при заключении договора на лизинг, мы планируем им в этом помочь.
Вы выступали инициатором открытия дополнительных подразделений в соседних городах. С какими компаниями вы конкурируете в регионе — с федеральными или местными? Каковы преимущества «Балтийского лизинга» перед соперниками?
— Да, я участвовала в организации наших представительств в соседних регионах: в Ставропольском крае, Волгоградской области, а также в Сочи. В целом, на большинстве территорий присутствия «Балтийского лизинга» ситуация похожая: в регионах мы, как правило, конкурируем с другими федеральными игроками. Большинство из них — это компании с государственным участием, у которых есть доступ к бюджетным средствам. Чем отвечаем мы? Это, в первую очередь, клиентоориентированность, мы готовы потратить больше усилий и своего личного времени, чтобы найти максимально удобный для всех вариант сотрудничества. К тому же, мы можем гордиться высоким уровнем экспертизы, поскольку «Балтийский лизинг» — универсальная компания, нам необходимо разбираться в десятках направлений, с которыми мы работаем. Наши менеджеры разбираются в нюансах строительной, металлообрабатывающей, сельскохозяйственной, лесной, горной, нефтедобывающей и других отраслей. В этом году в головном офисе компании стартовал образовательный проект «Производство в деталях», в рамках которого специалисты ведущих компаний рассказывают о технических характеристиках оборудования, покупку которого мы финансируем для клиентов. Проект помогает нашим менеджерам структурировать уже имеющиеся знания, получить дополнительные разъяснения, а также благодаря материалам проекта новые сотрудники могут в экспресс-режиме погрузиться в работу, потратив минимум времени.
Какие подходы вы используете при работе с малым и средним бизнесом, какие — с крупными компаниями?
— Здесь все просто. Чтобы выбрать верную стратегию сотрудничества, мы тщательно изучаем потребности разных категорий клиентов. Представителям МСБ, которые чаще всего заключают с нами сделки по розничной технологии, важна оперативность и максимальные скидки на имущество, которое они приобретают. Наши бизнес-процессы этим требованиям отвечают.
Во-первых, мы располагаем обширной линейкой спецпредложений, в рамках которых нужное бизнесменам имущество можно приобрести с дополнительной выгодой. Во-вторых, все риски по розничным сделкам оцениваются по скоринговой модели, времени на принятие предварительного решения о финансировании требуется минимум — от 15 минут.
Крупному бизнесу тоже важна экономия времени, но немного в другом ключе: руководителям компаний важно, чтобы трудозатраты их организации, направленные на сбор и подготовку документов, были сведены к минимуму. И желательно, чтобы договор лизинга охватывал сразу несколько позиций.
Чтобы быть ориентированной на эту потребность, компания разработала продукт «VIP-лизинг», в рамках которого клиенту достаточно сделать один звонок и обсудить с менеджером планы по развитию своей организации. Далее мы согласовываем необходимый объем финансирования и начинаем собирать пакет документов, важно подчеркнуть, что клиент в этом процессе не участвует, всю необходимую информацию мы берем в открытых источниках. И когда все стороны подписывают договор, в рамках утвержденного лимита по сумме клиент в удобное для него время имеет право оформлять в лизинг автомобили, технику или оборудование.
Наибольшую долю в портфеле нашего филиала занимает именно малый и средний бизнес — 80%, крупные компании — остальные 20%.
Один из основных сегментов, с которым работает «Балтийский лизинг», — это грузовой транспорт и LCV (Light Commercial Vehicle, легкие коммерческих автомобили — прим. ред.). Какова сейчас ситуация по этим направлениям?
— Грузоперевозчики сейчас переживают период многочисленных реформ, на таких заявителях сказывается много факторов: и система взимания платы с транспорта «Платон», и установка стационарных рамок на трассах, и корректировка законодательства, касающегося их работы. В итоге, общая динамика продаж в сегменте грузового транспорта снижается, но при этом спрос на лизинговом рынке поменялся несущественно, - предпринимателям все равно нужно обновлять и пополнять автопарки, не делая этого, они могут затормозить бизнес-процессы и понести убытки.
А вот ситуация с легкими коммерческими автомобилями на сегодня гораздо лучше: последние 2-3 года число заявок на LCV стабильно прирастает на 20%. Малый бизнес в первую очередь ориентирован на внутренний рынок — более того, на региональный — задела на экспортную работу здесь нет, поэтому растут и общие продажи, и доля лизинговых договоров.
С 1 января 2020 года в России планируют ввести новую систему льготного лизинга с господдержкой для аграриев. Как, по вашему мнению, это скажется на АПК?
— Разумеется, это должно сказаться положительно, и не только на секторе АПК, — от реализации подобных мер господдержки выигрывают и лизингодатели, и производители сельскохозяйственной техники. Но на сегодня нас не в полной мере познакомили с механизмом новой программы, поэтому пока делать какие-либо предположения рано. Как только мы увидим итоговый документ и поймем, что требуется от лизинговых компаний для аккредитации и от клиентов для участия, сможем скорректировать свою стратегию в этом отношении. Кроме того, нам нужно четко знать объем бюджетных средств, направленных на поддержку рынка. Мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы как можно больше наших клиентов из АПК получили эти субсидии.