Меню

Страховщики грузов начали борьбу за малый бизнес

эксперты Наталья Горбачук директор филиала СК «Цюрих. Ритейл» в Ростове Сергей Демин исполнительный директор ростовского филиала ОАО ВСК Вадим Новиков заместитель директора ростовского филиала ЗАСО

По итогам первого квартала 2009 г. сборы ростовских страховщиков снизились по сравнению с прошлым годом почти на четверть. Эксперты отмечают, что в числе наиболее устойчивых и даже растущих сегментов этого рынка оказалось страхование грузов. И если раньше прирост количества клиентов по этому виду страхования шел только за счет крупных компаний, то сейчас игроки рынка вступили в бой за малый и средний бизнес.

эксперты
Наталья Горбачук
директор филиала СК «Цюрих. Ритейл» в Ростове
Сергей Демин
исполнительный директор ростовского филиала ОАО ВСК
Вадим Новиков
заместитель директора ростовского филиала ЗАСО «ЭРГО Русь»
Наталья Попова
руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в ЮФО
Евгений Редько
директор департамента автомобильных перевозок ООО «ЛЦ Восток-Запад»
Вера Степанько
заместитель директора по корпоративному страхованию ростовского филиала компании «Росгосстрах»
Евгений Черемин
вице-президент компании «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра

Почему сборы по страхованию грузов продолжают расти в кризис?
Как страховщики продвигают услугу по страхованию грузов?
Будут ли способствовать развитию сегмента изменения в страховом законодательстве?

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в первом квартале 2009 г. объем страховых сборов у ростовских страховщиков снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 23%. На фоне общего снижения поступлений страховщики отмечают стабильный рост сборов в сегменте страхования грузов. По мнению участников рынка, объем страховых сборов по этому виду страхования практически не снизился из-за кризиса, напротив — динамика роста остается положительной. «Так, в 2008 году, по сравнению с показателями 2007, объем сборов в сегменте страхования грузоперевозок увеличился в два раза. В 2009 году динамика роста сохранилась», — рассказывает ЕВГЕНИЙ ЧЕРЕМИН, вице-президент компании «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра. Как отмечает НАТАЛЬЯ ПОПОВА, руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в ЮФО, страхование грузов — довольно стабильный сектор. «Он не так зависит от финансового состояния экономики в целом и банковского сектора в частности, как, например, ипотечное страхование и добровольное страхование транспортных средств (КАСКО)», — объясняет г-жа Попова.

Более 80% предпринимателей при перевозке грузов надеются на «авось»

Услуга страхования грузов присутствует практически в каждой страховой компании, работающей на ростовском рынке. Однако в числе лидеров в этом сегменте — лидеры рынка в целом. По словам экспертов, это компании «Россгострах-Юг», «АльфаСтрахование», «Адмирал», «Ингосстрах» и др. «Для того чтобы всерьез заниматься страхованием грузов, компания должна обладать собственным капиталом, достаточным для обеспечения подобных рисков. Вероятность страховых событий незначительна, но размер ущерба может быть велик, поэтому страхование грузов становится рентабельным при наличии большого количества заключенных разнородных договоров страхования рисков на большой территории», — объясняет ВЕРА СТЕПАНЬКО, заместитель директора по корпоративному страхованию ростовского филиала компании «Росгосстрах». «Действительно, риски большие, как и размер ущерба. Небольшие компании часто не имеют ресурсов, чтобы активно заниматься этим видом страхования. Поэтому чем крупнее компания, тем в ее портфеле будет больше договоров этого вида», — добавляет НАТаЛЬЯ ГОРБАЧУК, директор ростовского филиала СК «Цюрих. Ритейл».

По мнению участников рынка, на рост количества клиентов в сегменте страхования грузов в последнее время влияют нестабильные экономические условия. В кризис транспортные компании, грузоперевозчики и их клиенты начали осознавать, что лучше заплатить за страховой полис, чем потом оплачивать потерю или порчу груза, так как возможно второго шанса восстановить репутацию и бизнес-процессы компании уже не будет. Но все же далеко не все транспортные компании страхуют свои риски, касающиеся перевозки грузов. По оценкам экспертов, в настоящий момент это делают лишь 10–15% ростовских грузоперевозчиков, а это всего восьмая-десятая часть всех перевозимых в регионе грузов. «Основная проблема работы в сегменте страхования грузов и ответственности перевозчиков — это традиционная для России надежда собственников груза и транспортных компаний на «авось»», — рассказывает исполнительный директор ростовского филиала ОАО «ВСК» СЕРГЕЙ ДЕМИН. По его словам, более 60% договоров по страхованию грузов заключают транспортные компании, занимающиеся международными грузоперевозками, для которых в большинстве случаев наличие страхового полиса обязательно. И всего порядка 35% договоров приходится на тех, кто перевозит грузы на территории РФ. «Российские граждане по привычке думают, что все обойдется. Предприниматели, в том числе и транспортные компании, работают по принципу «ничего с моим грузом не случится, и страховать мне его совершенно незачем». Принципы же западного рынка иные: «Пусть в 99% случаев все проходит нормально, но я не хочу попасть в 1%», — добавляет г-н Демин. Но, несмотря на то, что в целом культура страхования грузов на очень низком уровне, страховщики уверены в потенциале этого сегмента рынка. Как отметили собеседники «ДК», если динамика роста клиентской базы в сфере страхования грузов будет оставаться прежней, то уже к 2010 г. объем рынка увеличится в три раза.

Страховщики привлекают клиентов с помощью скидок

Практически все страховщики солидарны во мнении, что страхование грузов является перспективным, развивающимся направлением. «Мы надеемся, что помимо крупных компаний, страхование грузов для которых является неотъемлемой частью грузоперевозок, необходимость данной услуги оценят средние и мелкие компании. Так как страхование грузов позволяет оперативно возмещать убытки, тем самым предотвращая значительные финансовые потери, и быстро возобновлять бизнес-процессы», — говорит г-н Демин. Для многих страховых компаний малый и средний бизнес сейчас является «лакомым» кусочком.

«Метод продвижения стар как мир — дойти до каждого грузовладельца и объяснить, какие выгоды он получит при страховании своего имущества, находящегося в пути», — добавляет ВАДИМ НОВИКОВ, заместитель директора ростовского филиала ЗАСО «ЭРГО Русь». Привлекают новых клиентов страховщики, в основном, с помощью скидок и, зачастую, демпингом. В целом по рынку страхования грузов тариф колеблется от 0,17% до 1% от страховой суммы. Средний тариф, по данным экспертов, составляет примерно, 0,26–0,3%. Несмотря на то, что многие страховщики жалуются на демпинг со стороны конкурентов, практически каждый из собеседников «ДК» сказал, что в тех страховых компаниях, где они работают, практикуются скидки. Как пояснил Сергей Демин, в ОАО «Военно-страховая компания» для постоянных клиентов предусматривается комплекс дополнительных услуг, а также наивысший уровень качества обслуживания. «VIPами» считаются физические или юридические лица, которые дают компании большие объемы платежей, заключают договора по различным видам страхования в рамках одной страховой компании или могут помочь компании получить большие объемы платежей от других лиц», — рассказал г-н Демин. ««Росгосстрах», к примеру, предлагает всем своим клиентам гибкую систему скидок, зависящую от вариантов и объемов страхования. В качестве примера может выступать комплексное страхование, где наряду с грузами присутствуют другие виды страхования», — отмечает г-жа Степанько. Компания «Альфастрахование» заключает с предприятиями генеральный договор, при формировании которого тарифная ставка ниже в том случае, если эти предприятия обязуются регулярно страховать большие объемы грузоперевозок.

Страхование грузов будет развиваться благодаря новым законам

По мнению большинства экспертов, одним из основных факторов, которые тормозят развитие сектора страхования грузов, является мошенничество. Способов обмануть страховщика при страховании грузов множество. Наиболее распространенный способ — заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования. «Обман сам по себе чрезвычайно прост: все, что необходимо сделать — это представить ложную информацию при проведении преддоговорной экспертизы. Для того чтобы страховая сумма была больше, в частности, при заявлении груза на страхование, страхователи могут использовать подложные документы», — объясняет Сергей Демин. Также мошенники могут одновременно страховать груз, как правило, с завышенной страховой суммой, в различных страховых компаниях, инсценируя страховые случаи и т. д. Как считает Наталья Попова, в связи с этим для страховщиков, осуществляющих страхование грузов, транспорта и иных сопутствующих видов страхования, очень важны и ожидаемы рассматривающиеся сейчас поправки в Уголовном кодексе РФ в части введения наказания за страховое мошенничество и ужесточения наказания за угон, хищение, разбой и грабеж транспортных средств. На данном этапе союз страховщиков лоббирует эти поправки в Правительстве. «Также на законодательном уровне проводится большая работа по созданию новых обязательных видов страхования, стимулирующих спрос на страховые продукты. В том числе, после принятия Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности перевозчика за причинение вреда третьим лицам» данный страховой сектор имеет хорошие перспективы развития», — прогнозирует г-жа Попова.

детали

Размер страховки зависит, прежде всего, от стоимости груза
Показатели, влияющие на размер страховой премии:
вид груза (генеральный, массовый, особорежимный) и его стоимость;
вид и способ упаковки (в контейнерах, наливом, налом, насыпью и т.д.);
маршрут, регион, расстояние перевозки и время в пути;
особенности погрузки-разгрузки;
способ транспортировки груза (авиа-, авто-, железнодорожная, морская или речная, смешанная или комбинированная перевозка);
естественная убыль и нормативные потери при транспортировке;
наличие (отсутствие) охраны или иного сопровождения груза;
наличие (отсутствие) пломбирования груза;
условия страхования. Под этим понятием подразумевается классическое деление страхования на 3 вида: страхование по классу «А» («С ответственностью за все риски»), страхование по классу «В» («С ответственностью за частную аварию») и страхование по классу «С» («Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения»).

Источник: ВСК

мнение

При страховании грузов у страховщиков мало лазеек, чтобы не платить

Евгений Редько
директор департамента автомобильных перевозок ООО «ЛЦ Восток-Запад» 

В основном только крупные транспортные компании страхуют свои грузы и ответственность. Огромная масса средних и мелких компаний обычно экономят на страховке. По-моему мнению, количество договоров по страхованию грузов у страховых компаний увеличилось не из-за того, что стало больше желающих застраховать свои грузы из-за кризиса. Дело в том, что в последнее время часть экспедиторов, перевозчиков стали отказываться от страхования ответственности в пользу страхования грузов. Законодательство, касающееся страхования ответственности, имеет серьезные пробелы. Не совсем все однозначно толкуется в законе. Часто страховые компании пользуются этими пробелами. Они получают от клиентов страховые взносы, но при страховом случае отказываются от выплат. Даже если все документы у страхователя в порядке, страховщик может найти способы, чтобы не платить. И даже через суд страхователь единственное, чего может добиться — возвращения страхового взноса. При страховании грузов все четко прописывается в договоре. У страховщиков в этом случае мало лазеек, чтобы не платить. В связи с этим, те, кто столкнулся с проблемами при страховании ответственности, предпочитают страховать грузы.