Меню

стадионы появляются и исчезают - 26.09.2011

Компания NUSSLI (Швейцария) убедила заказчиков спортивных комплексов и выставочных павильонов отказаться от капитального строительства в пользу быстровозводимых сооружений из готовых модулей. Когда

Компания NUSSLI (Швейцария) убедила заказчиков спортивных комплексов и выставочных павильонов отказаться от капитального строительства в пользу быстровозводимых сооружений из готовых модулей. Когда объект выполняет свои функции, его разбирают и увозят на другое место или продают (сдают в аренду) новому собственнику.

Матвей Дигилов
Родился в 1986 г.
Образование: 2004-2008 гг. — Justus Liebig University Giessen (Германия), спортивный менеджмент и международный маркетинг.
Карьера: 2004-2006 гг. — Sportagency Klaus Funk & Partner (Германия), футбольный менеджер; 2006-2009 гг. — Mas Torg Group LTD (Германия), исполнительный директор; с 2010 г. — NUSSLI Group (Швейцария), директор по развитию бизнеса компании в РФ.
Семья: женат.
Хобби: футбол, спорт.

Модульные конструкции, из которых монтируют спортивные сооружения, NUSSLI производит сама. По словам Матвея Дигилова, директора департамента по развитию бизнеса компании в России, сборно-разборная инфраструктура стадионов и выставочных центров переезжает с места на место. Последний пример — стадион Empire Fields Stadium в Ванкувере, заменивший канадскому футбольному клубу собственный комплекс, находящийся на реконструкции. Владельцы клуба оплатили NUSSLI монтажные работы и аренду сооружения. Через три года стадион разберут и отправят в Европу, где он трансформируется в другой объект.

Раздвигающие бетон
Перед реконструкцией Центрального стадиона Екатеринбурга количество зрительских мест хотели увеличить до 44 тыс., чтобы спортивный объект соответствовал требованиям ФИФА. Затем от этой идеи отказались, рассудив, что можно обойтись 27 тыс. мест, а недостающие кресла добавить на время футбольных матчей, вписав их между игровым полем и западной/восточной трибунами. Как оказалось, идея довольно распространена в мире — вместо строительства новых стадионов многие страны предпочитают расширять старые.
— Технологии NUSSLI начинались с производства трибун для стадионов, — рассказывает г-н Дигилов. — Сперва компания производила деревянные сиденья, потом перешла к металлоконструкциям, а от них — к готовым модулям для быстрого возведения спортивных комплексов. Получилось что-то наподобие конструктора LEGO, только больших размеров. Дополнительными местами стадионы оснащаются примерно с 60-х гг. прошлого века, но преимущества технологии заказчики оценили не сразу. На чемпионате мира по футболу 2006 г. Германия этими технологиями не пользовалась, а через два года Австрия и Швейцария реконструировали свои стадионы для первенства Европы. Десять стадионов расширила ЮАР: в Африке спорт не очень популярен, и организаторы соревнований понимали, что бетонные махины, которые не будут эксплуатироваться, никому не нужны.
Как получилось, что вы стали работать в России?
— Рынки двух стран — России и Бразилии — компания NUSSLI считает стратегически важными. Россия за короткое время получила право хозяйки крупнейших международных спортивных соревнований — Универсиады-2013, чемпионата мира по легкой атлетике — 2013, Олимпиады-2014, чемпионата мира по хоккею — 2016, чемпионата мира по футболу — 2018. Такой потенциал не может не интересовать. Мы начали с проекта горнолыжного курорта «Роза Хутор» для Олимпиады в Сочи, а когда Россия решила номинироваться на ЧМ по футболу в 2018 г., участвовали в подготовке заявочной книги. Для всех городов-претендентов специалисты NUSSLI спроектировали временную инфраструктуру, в том числе временное расширение стадионов, или так называемое наращивание трибун.
У вас уже есть проекты?
— Сейчас мы работаем с Российским футбольным союзом — это наш заказчик, по заданию которого мы спроектировали временную инфраструктуру для всех стадионов, включенных в заявочную книгу к чемпионату мира по футболу 2018 г. (в том числе Центрального стадиона в Екатеринбурге). Кто будет эти проекты реализовывать — наша компания или другие операторы, — говорить рано. Большую часть объектов нужно подготовить к 2017 г., когда состоится Кубок конфедераций под эгидой ФИФА.
Любой старый стадион можно подогнать под стандарты ФИФА, увеличив число посадочных мест?
— Все зависит от конкретного случая. Если задача — удвоить количество мест, а объект плотно вписан в городскую застройку, без сноса соседних зданий не обойтись. Сейчас мы реконструируем стадион в Экваториальной Гвинее, где места нужно увеличить в полтора раза — с 20 до 35 тыс., там надстраивается целый верхний ярус. Стадион будет двухэтажным. Одновременно ведем переговоры с руководством одного российского региона, планирующего расширить стадион (он построен в 1927 г.) на 8 тыс. мест. Там как раз похожая ситуация. Вообще, в модернизации нуждается большинство российских стадионов — их массово возводили либо до войны, либо в 60-е гг. Кое-что построили к Олимпиаде 1980 г. А потом спортивной инфраструктурой в стране практически не занимались. В России есть несколько компаний, которые могут спроектировать и построить крупный спортивный объект, но это будет капитальное сооружение. Не у всех регионов есть возможность строить капитальные объекты — в этих случаях мы предлагаем альтернативу: модульные быстровозводимые сооружения. Модульный стадион, построенный с нуля, обходится дешевле капитального примерно на 30-40%.
Насколько восприимчивы к таким решениям региональные чиновники?
— Мы бъясняем им, что перспективное планирование не может учесть всех факторов, влияющих на формирование среды, а модульные объекты экономят средства налогоплательщиков. Допустим, в областном центре построили модульную арену для конькобежцев, а лет через 5-6 заметили, что она перестала пользоваться спросом. Тогда комплекс можно демонтировать и перевезти, скажем, в город областного подчинения, где желающие кататься на коньках стоят в очередь. А освободившееся место — использовать под другие проекты. В этом случае город получает дополнительное пространство для маневров. Помимо спортивной инфраструктуры мы специализируемся на быстровозводимых выставочных комплексах. Для EXPO-2010 в Шанхае NUSSLI строила германский и швейцарский павильоны, сейчас готовим проекты для EXPO-2012, которая пройдет в Корее.
В чем особенность объектов для выставок EXPO?
— Международные выставки EXPO — это площадки с большим количеством отдельных объектов, их изюминка в том, что каждое государство возводит свой павильон, который после выставки демонтируют.
Какое применение построенным павильонам можно найти помимо выставок?
— Организовать спортивный комплекс. Можно сделать хоккейную площадку для подростков и проводить юношеские соревнования, даже международные, если адаптировать инфраструктуру под европейские стандарты. Много усилий для этого не требуется. Во время одного из хоккейных турниров в Австрии мы перестроили неиспользуемый выставочный центр под спортивную площадку на 15 тыс. зрителей — залили каток, построили трибуны. Когда игры закончились, все демонтировали, и помещение снова стало выставочным центром.
Как переделать выставку в стадион
Из-за войны в Ливии компании NUSSLI пришлось заморозить строительство модульного стадиона в Триполи (23 тыс. посадочных мест), который планировали возвести за шесть месяцев. Монтаж металлического каркаса весом 2 тыс. т и крыши трибуны весом 500 т продолжится, когда в городе перестанут стрелять. Ждать осталось недолго — судя по последним известиям, резиденцию лидера Джамахирии в правительственном квартале мятежники уже захватили.
Для заказчика, который осваивает бюджеты, возможность сэкономить деньги — не главный аргумент.
— Капитальные сооружения всегда будут востребованы, но надо представлять, какие средства понадобятся на их содержание. Скажем, перед Олимпиадой 2004 г. Греция вложила большие деньги в строительство дорожной инфраструктуры и спортивных объектов. Об экономии речи не шло — выделенный бюджет греки освоили целиком, не задумываясь, как будут эксплуатировать стадионы после Олимпийских игр. Обычно если спортивные объекты нельзя загрузить, их перепрофилируют под другие нужды, чтобы зарабатывать деньги. А греческие стадионы, построенные на берегу Средиземного моря, вопреки ожиданиям, не пользовались спросом у местного населения. После Олимпиады часть из них простояла без дела до 2009 г., потом начался кризис, у страны появились финансовые проблемы. Поддержка этих комплексов стала для государства обузой. Теперь большую часть капитальных сооружений в Афинах власти решили снести. Это наиболее дешевый вариант.
А есть у вас обратные примеры?
— На мой взгляд, рациональное решение приняли власти Катара, где в 2022 г., вслед за Россией, состоится чемпионат мира по футболу. Климат в стране не самый подходящий — летом температура в пустыне поднимается до +50. Из-за жары соревнования планируют перенести на зимнее время, а стадионы — оснастить специальным климатическим оборудованием. Подготовка уже идет. Руководство страны училось в том числе на ошибках Греции — к чемпионату мира нам поручили разработать концепт полностью модульного стадиона на 45 тыс. зрителей. По условиям контракта конструкция должна быть такой, чтобы после мундиаля из больших стадионов, ставших ненужными, сделать несколько маленьких, раскидав их по всей стране. Проект предусматривает, что таких небольших сооружений вместимостью 3-5 тыс. человек будет около 15. Газоны и сопутствующую инфраструктуру будут докупать. Крышу большого стадиона используют под ангары и козырьки автобусных остановок, там же пригодятся и сиденья. Катар станет первой страной в мире, возводящей модульный стадион, который потом демонтируют. Ее руководство понимает, что после ЧМ-2022 местное население не будет заполнять стадионы даже на четверть.
В преддверии выставок или крупных спортивных турниров у нас часто сдают объекты «в последний день». А вам приходилось возводить спортивные сооружения или павильоны в экстренные сроки?
— В 2006 г., когда в Германии проходил чемпионат по футболу, наша компания заключила контракт с фирмой Adidas и в Берлине на парковке для сотрудников Бундестага возвела мини-стадион на 9 тыс. мест — точную копию Olympia Stadion. По сути, это было сооружение для промоакций Adidas — генерального спонсора чемпионата. Но его использовали в качестве фан-зоны с экранами для прямой трансляции матчей. В Германии был и другой случай — в мае 2011 г. стадион футбольного клуба Второй Бундеслиги Fortuna Dusseldorf отдали под конкурс «Евровидение». Сроки были жесткие: 10 и 12 мая — полуфиналы, 14 мая — заключительный концерт. А футбольному клубу, у которого, по сути, забрали арену, в текущем сезоне оставалось сыграть три домашних матча. Нам пришлось через дорогу от стадиона за восемь недель возвести 25-тысячник — чтобы команда могла его арендовать и до­играть матчи. Эта новость так всех взбудоражила, что авиакомпания Air Berlin за 200 тыс. евро купила права на имя арены. Ее назвали Air Berlin World. Потом трибуны стадиона демонтировали и отправили в другие страны.
Сколько заплатил за три матча немецкий клуб?
— Строительство и демонтаж стадиона, а также два месяца аренды стоили заказчику 2,8 млн евро. К слову, «Фортуна» одержала на нем три победы.
Недешево.
— Это как считать. Например, клуб «Зенит» долгое время строит основную арену в Санкт-Петербурге и вынужден сейчас играть на Петровском стадионе, который, скорее всего, арендует. А в 2008 г., когда «Зенит» играл на Еврокубке, у УЕФА была масса претензий к Петровскому стадиону — он по многим параметрам не соответствует стандартам. Это вынуждало клуб вкладываться в модернизацию. Аналогичная ситуация и у московского «Спартака» и ЦСКА. А их коллеги из европейских клубов уже привыкли к тому, что инфраструктура меняется в зависимости от обстоятельств. Как текущий ремонт, который никогда не заканчивается.