Туристическая политика нашей страны нуждается в переменах, и эти перемены грядут. Но на пользу ли участникам туррынка и любителям путешествовать? В середине лета, пока все туристические компании тр
Туристическая политика нашей страны нуждается в переменах, и эти перемены грядут. Но на пользу ли участникам туррынка и любителям путешествовать? В середине лета, пока все туристические компании трудились над улучшением качества услуг и увеличением продаж, а клиент загорал у теплого моря, комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству одобрил поправки в закон «Об основах туристской деятельности».
Последний месяц законопроект пребывал на согласовании в регионах (по регламенту прохождения), откуда вернулся в Думу для вынесения на обсуждение парламентариями. Учитывая, что подавляющее большинство депутатов не искушены в тонкостях турбизнеса, поправки, скорее всего, пройдут.
Если мы рассмотрим поправки более подробно, то увидим парадоксальную картину: против выступают практически все непосредственные участники турбизнеса. Это турагентства, туроператоры, влиятельные общественные организации в лице РСТ и АТОР.
По мнению большинства представителей туриндустрии, законопроект достаточно популистский. Но ведь заявлен он как дополнительный инструмент защиты туристов! Правда, все мы понимаем, что накануне выборов в Думу одобрение электората для народных избранников крайне важно. Не сыграло ли это более важную роль, чем интересы участников рынка и клиентов?
Разговоры о поправках в законодательство появились еще осенью прошлого года. Тогда после ситуации с «Капитал Туром» произошел авиаколлапс, а турбизнес наконец открыто заговорил о своих проблемах. Стало понятно, что механизмы защиты прав туристов в законе недостаточно эффективны. В ходе обсуждений высказывались самые разные предложения по реформированию— от создания СРО до ужесточения наказаний за махинации в туристической деятельности.
А что мы получили в итоге? На рассмотрение в Госдуме был вынесен только один проект поправок, который предложил депутат Владимир Головнев. Я перечислю лишь наиболее существенные поправки: снижение размера финансовых гарантий для туроператоров по въездному туризму с 10 млн до 500 тыс. рублей; запрет для ИП заниматься туроператорской деятельностью; запрет на реализацию туристического продукта от имени турагентства; введение обязательного аудита для туроператоров в сфере выездного туризма с годовым оборотом более 100 млн рублей; введение общего учета на федеральном уровне всех зарегистрированных путевок; возможность исключить туроператора из единого федерального реестра туроператоров по решению арбитражного суда.
Как участник туриндустрии я не могу молчать— эти поправки не выдерживают никакой критики. Например, снижение размера финансовых гарантий ничего хорошего не сулит. При возникновении конфликтной ситуации с иностранными туристами защищенными окажутся всего 10–15 туристов из 10 туров. Остальные смирятся с потерями, либо будут вынуждены довольствоваться пропорциональными выплатами.
Что касается ИП, то он сам по себе несет больше ответственности в случае конфликтной ситуации, чем владельцы ООО (ИП отвечает своим имуществом, а ООО— уставным капиталом, который может быть равен всего 10 тысячам рублей).
Наиболее болезненная поправка для участников туррынка— запрет на реализацию туристического продукта от имени турагентства. Ассоциация туроператоров России и Российский союз туриндустрии считает, что это может привести к монополизации рынка и даже росту цен. Введение обязательного аудита для туроператоров также приведет к удорожанию услуг и росту манипуляций в этой сфере.
Интересная забота о туристах, не правда ли?
Если уж говорить о самых спорных поправках, то чего стоит введение общего учета на федеральном уровне всех зарегистрированных путевок! При разговорах о снижении количества чиновников каждый раз находятся причины, чтобы только увеличивать их число и плодить новые проверки.
Недавно государство самоустранилось от контроля в сфере строительства, отдав это направление саморегулируемым организациям. Такие же мысли высказываются и в отношении сферы банковского бизнеса. Например, поступают предложения забрать у ЦБ РФ контролирующие функции и передать их в СРО. Почему бы не применить обкатанную схему СРО в сфере строительства к туристическому бизнесу? Ответа нет. Но как сказал знаменитый поэт, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.