Есть такая история из жизни животных, которую кто‑то назвал эффектом лягушки: если лягушку поместить в горячую воду — она тут же выпрыгнет, поскольку сработает рефлекс самосохранения.
Если вода изначально будет холодной, и ее станут постепенно подогревать, то в этом случае рефлексы не сработают, лягушка пропустит тот момент, когда надо спасть свою жизнь и останется сидеть в воде. Понятно, что результат будет самый печальный.
У любой системы есть свой запас прочности, который позволяет более — менее нормально отражать воздействие окружающей среды. Но проблема в том, что окружающая среда, которая имеет сложноорганизованный характер, находится в постоянном изменении. И в какой‑то момент лягушке надо решится на серьезные действия, либо ждать неизбежного. Казалось бы, все очень просто. Серьезные неприятности от гриппа до финансового кризиса необходимо преодолевать на ранней стадии, до того, как процесс войдет в критическую фазу. Но, к сожалению, далеко не все системы способны действовать таким образом.
Взрыв политической активности в нашей стране в период с декабря прошлого года по март нынешнего весьма симптоматичен. Показательна и реакция высшего руководства, которое нашло в себе силы предпринять решительные действия, направленные на общее снижение политического градуса в обществе. Система управления страной — это не только высшее руководство, находящееся в столице. Это еще губернаторы, главы районов и мэры городов, чиновники местного масштаба и даже ЖЭКи, трансформировавшиеся в управляющие компании. Если мы ездим по разбитым дорогам, которые ремонтировали всего несколько месяцев назад, если из‑за банальной справки приходится днями обивать пороги кабинетов, то как‑то очень сложно убедить наших сограждан, что система‑то в целом очень неплохо и эффективно работает.
Когда лет десять — пятнадцать назад мы наблюдали упадок и разорение инфраструктуры, была понятна причина: нам говорили, что в бюджете нет денег. Теперь, когда в бюджете денег вроде бы прибавилось, и появились возможности реализовывать серьезные инфраструктурные проекты, недовольство общества почему‑то не только не снижается, но и в некоторых регионах проявляются очевидные тенденции его роста. В чем же дело? А дело в том, что сами по себе деньги ничего не решают. Деньги — это всего лишь ресурс, то есть некая возможность для осуществления каких‑то действий. А вот чтобы эти действия были по настоящему эффективны, нужно, во‑первых, знать, как ими распорядиться надлежащим образом, а, во‑вторых, к процессу любых преобразований надо привлекать непосредственно тех, кого мы желаем осчастливить в результате своих действий.
Сегодня необходимы новые технологии управления, такие методы развития территорий, чтобы качественные преобразования окружающей действительности происходили повсеместно и были очевидны для подавляющего большинства граждан страны. Для того чтобы реально запустить механизмы инновационного развития территорий необходимо в созидательную работу включить самые широкие слои населения. Этот способ в истории нашей страны применялся уже не один раз, и каждый случай был успешен. Надо найти новые формы привлечения энергии социума, а точнее надо создать такую ситуацию, чтобы эта энергия была востребована властными структурами на муниципальном и региональном уровнях. Это станет возможным только в одном случае: когда местные власти будут реально озабочены созданием эффективных инструментов по использованию существующих ресурсов. А это произойдет в том случае, когда вся существующая система управления страной осознает, что от эффективного использования ресурсов, от реального улучшения жизни десятков миллионов людей зависит ее выживание. Одним словом, уже пора прыгать!
А технологии управления, которые можно использовать в целях развития территорий, которые позволят создать новые отношения между властными структурами на местах и обществом, которые позволят мобилизовать имеющиеся ресурсы для эффективного решения существующих проблем, разработаны и существуют. Их можно применять уже сегодня. По большому счету нельзя обвинить существующую власть в бездействии. Что‑то уже делается, некоторые инициативы услышаны и начато их внедрение. Но хватит ли времени, чтобы эти новые формы работы не только стали кое‑где применяться, но и дали требуемый результат в общем масштабе?