Меню

СПОРТ СТИМУЛИРУЕТ МЕНЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ

 Тема номера   Генеральный директор ГК «Ренат‑Транс» Яков Мехтиев — спортсмен международного класса. Он заработал себе мировую славу после победы в ралли‑рейде «Шелковый путь», гонке се

 Тема номера
 

Генеральный директор ГК «Ренат‑Транс» Яков Мехтиев — спортсмен международного класса. Он заработал себе мировую славу после победы в ралли‑рейде «Шелковый путь», гонке серии «Дакар». Г‑н Мехтиев не считает себя предпринимателем, свой бизнес он рассматривает, как источник финансирования своего главного увлечения— автоспорта.

Б

изнесмена Якова Мехтиева можно смело назвать одним из самых активных и известных спортсменов из числа донских предпринимателей. Он возглавляет НП «Ассоциация автомобильного спорта Ростовской области», является организатором почти всех крупных соревнований по автоспорту в регионе и в стране. «Наша ассоциация занимается организацией ралли‑рейдов, классического ралли, автокроссов, автомногоборья, шоссейно‑кольцевых гонок и т. д. Это соревнования разного уровня — от чемпионата города, области, ЮФО, чемпионата России до международных соревнований. Последним был этап чемпионата России. Это мероприятие было признано одним из лучших чемпионатов России и этапов чемпионата мира», — рассказывает г‑н Мехтиев.

Когда Вы начали заниматься этим видом спорта и как в него попали?

Я с малых лет тянулся к технике, мастерил самокаты, собирал велосипеды, мопеды, мотоциклы. Потом пошел в армию, там тоже пришлось иметь дело с техникой, Я механик‑водитель танков, бронетранспортеров и т. д. Много лет работал шофером, затем работа привела меня в ДОСААФ, где я был назначен начальником спортивного клуба Пролетарского района. С 1984 года я стал активно заниматься автоспортом. В это время я уже принимал участие в чемпионатах этапа кубка Cоветского Союза по автоспорту, стал мастером спорта СССР по автоспорту.

Как ваше увлечение спортом связано с бизнесом?

В конце 80‑х ДОСААФ был переведен на хозрасчет, и я решил заняться коммерческой деятельностью. В 1989 году организовал кооператив, и уже в 1991‑м преобразовал его в частное предприятие. Называлось оно тогда «Россия», но после выхода указа о том, что все компании, одноименные с названием государства, должны облагаться прогрессивным налогом, я решил компанию переименовать. И назвал ее в честь сына — «Ренат‑транс». Именно спорт стимулировал меня зарабатывать деньги, поскольку автоспорт — это дорогое увлечение. Чтобы им заниматься, нужны немалые деньги. Можно сказать, что я развивал свой бизнес, чтобы вкладывать деньги в спорт.

Немалые деньги — это сколько?

Техника для участия в соревнованиях очень дорогая — страшно даже называть ее стоимость. Общая смета участия команды из 15 человек в гонке уровня «Дакар» — порядка 20 миллионов рублей. Следующая гонка — Аргентина‑Чили. Представьте: почти месяц нужно там жить всей команде, а это затраты на проживание, питание, проезд. Потом идут затраты на стартовый взнос, транспортировку всей необходимой техники, страховку, снаряжение, форму и т. д. И 20 миллионов — это всего лишь минимум для участия в таком соревновании.

И кто спонсирует участие команды?

Кроме меня никто не финансирует. Я неоднократно обращался к руководству области, к губернатору. Но на все просьбы, предложения получал отказ. А вот Астраханская область нам не отказала. Администрация соседнего региона частично финансировала наше участие в гонке «Шелковый путь», помогала в организации, а астраханский губернатор Александр Жилкин непосредственно этим занимался. И мы, ростовчане, победив в этой гонке, несли флаг Астраханской области. На наших комбинезонах, на всех автомобилях стоял герб Астраханской области. На финише в Туркмении нас встречали три Президента — России, Казахстана и Туркмении. Дмитрий Медведев подошел нас лично поздравить. Говорит: «Астраханская область, молодцы! Такая команда, такие машины отличные!» Когда мы возвращались с гонки, мы сначала приехали в Астрахань. Там нас лично Жилкин встречал, праздник грандиозный устроили, тысячи людей вышли к нам, салют на набережной устроили, астраханский митрополит вместе с муфтием пришли поздравить. Приятно так было. А приехали в Ростов — никому до нас дела не было. Обидно. Я прилетаю в любую страну, у меня везде автографы просят. А в родном городе, когда я попросил выставить нашу технику на Театральной площади, чтобы люди могли своими глазами увидеть машины, которые только по телевизору можно посмотреть, нам запретили это сделать.

Какую часть своего времени вы отводите на спорт?

Около 50% своего времени. Я больше спортсмен, нежели предприниматель: каждый день занимаюсь в спортзале или в фитнес‑центре, либо дома. Даже на работе организовал зал для тренировок. Почти каждые выходные выезжаю на полигон, на нашу трассу, где могу попрактиковать свои навыки вождения.

Какую цель сейчас перед собой ставите?

В этом году в сентябре пройдет «Шелковый путь» под патронажем Владимира Путина. Старт будет в Питере, завершится гонка в Сочи. Это одна из самых знаковых гонок России, где будет принимать участие весь технический спортивный мир. После этого интенсивно начнем готовиться к ралли «Дакар» 2011 года «Аргентина‑Чили». Естественно, никому у нас на Дону дела до этого нет. Три недели назад обращался к Председателю ЗС РО Виктору Дерябкину, он выходил с предложением к губернатору о финансировании нашего участия в гонке. Пока ответа нет. Мэр наш Михаил Чернышов одно время ездил со мной штурманом, мы даже в чемпионате России принимали с ним участие. Как штурман, как член экипажа, он показывал отличные результаты. Но у него тоже бюджетов нет, чтобы помочь. Если наша область опять откажет в финансировании, придется снова за Астрахань выступать.

Елена Яковлева