Меню

«Сосьете Женераль Восток» превратит Ростов в форпост для региональной экспансии

По мнению экспертов, экспансия мировых банков приведет к серьезным изменениям в расстановке сил на местном финансовом рынке и облегчит предпринимателям доступ к крупным кредитным ресурсам. Руководс

В конце апреля в Ростове открылся филиал банка «Сосьете Женераль Восток». Это первое официальное открытие подразделения известного транснационального игрока на банковском рынке нашего города. Аналитики предполагают, что следующим крупным оператором международного финансового рынка, который откроет свое подразделение
в Ростове, станет американская Citigroup.

По мнению экспертов, экспансия мировых банков приведет к серьезным изменениям в расстановке сил на местном финансовом рынке и облегчит предпринимателям доступ к крупным кредитным ресурсам. Руководство банка BSGV заявило, что
в Ростове банк станет выдавать кредиты тех же размеров и на те же сроки (от 7 лет), что и в Москве.

В эксклюзивном интервью «ДК» президент и генеральный директор BSGV Марк-Эммануэль Вивес рассказал
о стратегии экспансии BSGV в нашем городе и на юге России в целом.

В одном из своих интервью руководитель ростовского филиала вашего банка г-н Склифасовский заявлял, что приоритетной задачей BSGV на этот год станет формирование сети из нескольких отделений в Ростове и области. В какие именно города вы намерены зайти?

– В ближайшие 2-3 года планируем открыть отделения в нескольких донских городах. В первую очередь – в Таганроге и Новочеркасске. Мы хотели бы, чтобы филиал в Ростове-на-Дону стал отправной точкой для работы с приграничными регионами Ростовской области.

Вы имеете в виду все регионы ЮФО?

– Нет, мы скоро открываем полноценный филиал в Краснодаре. Но из Ростова намерены работать с Волгоградской и Астраханской областями.

А чем отличается ваш выход из Ростова в Волгоград или Астрахань от открытия филиала в Краснодаре? Это разные схемы экспансии?

– И да, и нет. Еще несколько месяцев назад мы открывали филиалы в ключевых регионах России, в число которых входит и Краснодар. Сегодня наш банк располагает достаточным количеством филиалов по России, и мы начинаем новый этап регионального развития: на новых территориях мы станем открывать дополнительные офисы, управлять которыми будем из ближайшего крупного города, где уже открыт филиал BSGV. В данном случае на юге России – из Ростова.

Райффайзенбанк начал экспансию на юг с Краснодара и, по нашей информации, оттуда выходит на ростовских клиентов. Перед вами не стоял выбор между Ростовом или Краснодаром?

– Во многом первенство Ростова обусловлено техническими причинами. Однако надо отметить, что ваш город представляется нам более развитым и динамичным. Хотя есть свои сильные стороны и у Краснодара. Стремясь начать работать одновременно в этих двух городах, мы хотим как можно быстрее увеличить свое присутствие в южной части России. И все же, если бы нам пришлось выходить сюда поэтапно, то мы начали бы с Ростова.

На какие свои розничные и корпоративные продукты BSGV будет делать ставку при продвижении в Ростове?

– Банки всегда различаются не только набором предлагаемых продуктов, но и качеством обслуживания. Что касается продуктов, то мы готовы предложить среднесрочные и долгосрочные кредиты на более выгодных, чем у филиалов московских банков, ставках. Также – инвестиционные кредиты не только для крупного, но и для среднего бизнеса. В розничном сегменте мы намерены активно развивать ипотечное кредитование: очень скоро выведем на рынок новое предложение, в разработке которого участвовали крупнейшие ростовские агентства недвижимости. При этом мы хотим отличаться более индивидуальным подходом к клиенту.

Какова стратегия поведения вашего банка в розничном секторе: вы намерены вести агрессивную маркетинговую политику подобно Citibank,
GE Money?

– Нет, мы предпочитаем работать
с клиентами через сеть своих отделений по городу, именно поэтому хотим ее активно развивать. На потребительском кредитовании специализируется дочерний банк «Сосьете Женераль» – «Русфинанс», который более агрессивно работает в рознице.

Часто местные бизнесмены жалуются на то, что филиалам московских банков не хватает гибкости и оперативности в принятии решений. Зачастую их руководители имеют низкий лимит ответственности, а основные проблемы решает головной офис. Есть ли у директора ростовского филиала BSGV ограничения по суммам кредитов?

– Да, г-ну Склифасовскому будет предоставлен лимит. В данный момент мы определяем максимальный размер той суммы, которая будет предоставлена в распоряжение всем руководителям наших региональных отделений. Долгое время необходимости в их внедрении у нас не было – приходя в регионы, мы начинаем работу с крупными предприятиями. Суммы, естественно, большие, поэтому все решения принимались в Москве или даже в Париже. Теперь мы от региональных гигантов переходим к средним и небольшим компаниям. Чтобы сократить сроки принятия решений по выдаче займов, будем делегировать определенные лимиты директорам в регионах. Виды ограничений будут зависеть от типа кредита, но в любом случае не превысят 2 млн евро.

Не так давно Сергей Снежков, старший вице-президент банка «Глобэкс», в интервью «ДК» отметил, что открытие филиала в Ростове обошлось им в $1,5 млн. Сколько на подобные цели затратил ваш банк и как быстро вы рассчитываете вернуть инвестиции?

– Мы предпочитаем не называть эту сумму. Отмечу только, что она, конечно, несколько больше вышеназванной. Ко второму году нашей работы в Ростове мы рассчитываем выйти на нулевую окупаемость.

Какую долю намерен занять через
2 года ваш филиал на банковском рынке области с учетом Сбербанка?

– От 5 до 10% рынка локального кредитования. Если говорить о клиентском портфеле, то здесь доля может быть меньше: темпы работы с частными клиентами более медленные, чем с корпоративными. Но для нас главное не доля на рынке – мы хотим добиться хорошего уровня рентабельности – свыше 20%.

Недавно известный американский маркетолог Филипп Котлер вместе с коллегами нарисовал деловую карту Европы, на которой выделил самые привлекательные для инвестиций регионы. Для их определения Котлер применил новое направление бизнес-анализа – маркетинг мест. Оказалось, что иностранные предприниматели выделили всего четыре русских города для возможных инвестиций – Моск­ву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Архангельск. Вы согласны с результатами такого исследования? Чем вы объясняете дефицит русских городов на деловой карте Европы?

– Не хотелось бы говорить неприятные вещи по поводу Котлера Мне не понятно, где он с коллегами получил информацию, позволившую ему сделать такие выводы, особенно об Архангельске Я считаю, что все города России с населением свыше 1 млн человек потенциально интересны – будь то Ростов или города Урала. Мы предпочитаем открывать наши отделения в городах с диверсифицированной экономикой.

В прошлом году в Ростов начали активно заходить так называемые «банки второго эшелона». Как вы можете прокомментировать такое массовое освоение столицы юга России?

– Московский рынок становится все более насыщенным, конкуренция там ужесточается, и банки, чтобы удержать свои темпы развития, идут в регионы. Причин массового «выхода» в регионы тоже несколько. В некоторых случаях мы говорим о своеобразной акселерации, то есть неестественно быстром развитии банков – например, в сегменте потребкредитования. И здесь уже появляются первые признаки нестабильности: уровень риска растет. Некоторые банки просто идут в регионы, потому что им ничего не остается как продолжать наращивать свой кредитный портфель любыми путями. Другие стремятся как можно быстрее занять место на региональном рынке. Есть еще одна группа банков: они открывают филиалы, наращивая свои активы, чтобы выгоднее себя продать.