Межрегиональный координационный совет Северо-Кавказской железной дороги рекомендовал грузоотправителям использовать незадействованные мощности малых портов Юга России.
Такое заявление прозвучало с целью обратить внимание на загруженность портов «Новороссийск» и «Туапсе». В сообщении СКЖД говорится, что сейчас грузопотоки между южными портами распределены нерационально: на припортовые станции «Новороссийск» и «Туапсе» приходится более 80% экспортно-импортных грузов. Только за 15 дней января текущего года на подходах к этим двум станциям простаивало более 200 поездов, а мощности малых портов – «Ейск», «Азов», «Темрюк», «Таганрог» и речных портов Ростовской области задействованы не полностью.
По итогам 2011 года объемы грузооборота по портам «Ейск», «Азов» и «Заречная» снизились на 10-15% на фоне стабильного грузооборота по станции «Новороссийск» (на уровне 2010 года) и его роста на 16% по станции «Туапсе». При этом рост грузооборота через припортовые станции СКЖД «Усть-Донецкая» (в 2 раза), «Темрюк» (в 1,7 раза), "Махачкала" (в 1,2 раза), «Кизитеринка» (в 1,6 раза) не повлиял на общий грузооборот из-за незначительных объемов обработки по этим станциям.
В число наиболее крупных промышленных предприятий-грузоотправителей в зоне СКЖД входят Ростовский филиал ЗАО "Русагротранс", Южный филиал ЗАО "Нефтетранссервис", Ростовский филиал ОАО "НПК", ООО "Афипский НПЗ", ОАО "Краснодарэконефть", ОАО "Новоросцемент", ЗАО "Кавказцемент", филиал ОАО "Русский уголь" в Гуково, ОАО "Невинномысский Азот", ООО "Ставролен", филиал "ТД Юг Руси", ОАО "Тагмет", ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" и ОАО "НМТП".