Меню

Сколько стоит топ-менеджер и как его искать?

Поиски управленца — дело длительное, поэтому топ-менеджеры, в том числе и чиновники, как правило, заранее готовят себе «запасной аэродром». «ДК» выяснил, есть ли дефицит управляющих кадров в Ростове.

За первые месяцы 2013 г. число вакантных мест для руководителей выросло на 50%. По данным HeadHunter, такой спрос на руководителей присутствует в сфере продаж, управления малым бизнесом и строительстве — в отраслях, динамично развивающихся в Ростове и области.


Из чиновников в топ‑менеджеры


В январе этого года по кабинетам Правительства РО прокатилась череда увольнений. От своих должностей были освобождены министр экономического развития Владимир Бартеньев, министр по физической культуре и спорту Валерий Вакула и глава министерства труда и соцразвития Елена Скидан. Причиной увольнений стали накопившиеся претензии к выполнению поручений губернатора в рамках направлений деятельности министерств, уточнили в правительстве. Владимир Бартеньев недолго оставался безработным: уже в начале февраля стало известно о его переходе в бизнес — бывший министр стал генеральным директором ООО «МЭЗ Юг Руси».


Валерий Кузнецов, бывший прокурор Ростовской области, после своего громкого увольнения в марте 2012 года также ушел в бизнес. Информация о том, что он занял пост советника генерального директора в ООО «Агрохолдинг Кубань», появилась в начале этого года, хотя фактически он приступил к работе еще осенью. Правда, в Краснодарском крае бывший чиновник трудился до мая, сейчас он безработный и пока не занимается поиском вакансий. «Слишком пристальное внимание сохраняется к моей персоне со стороны оппонентов, приобретенных за время службы, и они ставят на дальних подступах преграды для поиска «хлеба насущного», — отметил г‑н Кузнецов.


На вопрос «ДК», насколько сложно бывшему чиновнику найти новую работу, г‑н Кузнецов ответил, что в большинстве случаев это не составляет труда. «Большинство чиновников заранее знает, когда и куда они уйдут, и всегда загодя готовят «запасной аэродром». Как правило, чиновник оседает там, где жил и работал. Есть такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». В чиновничьей интерпретации: «На кого трудился, тому и пригодился». По его словам, опыт работы в органах формирует ожидания по зарплате в зависимости от занимаемой должности: если закончил службу в низших чинах, то прямая дорога в ЧОП, клерком‑специалистом и т. п. Среднее звено, как правило, находит себя в адвокатах, юристах на предприятиях, в службах безопасности более-менее серьезных фирм, банках. «Випы из органов занимают руководящие кресла в различных коммерческих структурах, реже — в органах исполнительной и законодательной власти. Называя вещи своими именами, в коммерческих структурах они выполняют роль «решал», а в органах власти — лоббистов», — уточняет г‑н Кузнецов, добавляя, что лишь незначительное количество выходцев из органов, по‑настоящему квалифицированных юристов, в состоянии пробить себе дорогу полученными знаниями и опытом в любой сфере и на любом уровне.


Бывший прокурор подметил наметившуюся тенденцию — формирование популяции «чиновник‑бизнесмен», представители которой используют свое положение, чтобы обеспечить начальный капитал для безоблачного будущего для себя и близких. «Не зря ведь социологические опросы среди молодежи показывают устремления подрастающего поколения. Давным‑давно многим молодым людям хотелось стать космонавтами, военными, да и просто патриотами. Потом мечтали быть бандитами, а теперь — чиновниками».


Генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов* отмечает, что чиновники, которые уходят в бизнес, на новом поприще получают не только соразмерные с прежними (а зачастую и существенно большие) зарплаты, но и прочие, положенные им по их новому статусу корпоративные блага и привилегии: это с лихвой компенсирует потерю полагавшихся им ранее спецномеров служебных автомобилей. «По отзывам моих знакомых бывших чиновников, они чувствуют в бизнесе себя более свободно и независимо. Для некоторых работа в бизнесе — это новый опыт, например один из высокопоставленных чиновников после ухода с госслужбы не просто устроился на новую работу, но и пошел учиться на заочное отделение в Высшую школу экономики — раньше реализовать это желание ему не позволяла его госслужба. А для тех из них, кто в свое время пришел на госслужбу из бизнеса, это просто «возвращение в привычную жизнь», — добавляет г‑н Смирнов. Политтехнолог подчеркнул, что высоко­квалифицированным экс‑чиновникам поступает множество предложений о работе в бизнесе, и им есть из чего выбрать.


Руководитель отдела рекрутмента компании «Анкор» в Ростове‑на‑Дону Лидия Кутепова отметила, что главная сложность в трудоустройстве бывших чиновников заключается в том, что у них нет представления о специфике процессов в коммерческой структуре и навыков зарабатывания денег. Если на госслужбе они имеют гарантированный оклад, то в бизнесе необходима более жесткая работа на результат.


Из чего состоит зарплата топа


Несмотря на впечатляющую динамику открытых вакансий, в регионе сохраняется дефицит управляющих высокого уровня в большинстве отраслей, отмечают эксперты «ДК». «Учитывая специфику локальных экономик южных регионов РФ, можно отметить выраженный спрос на услуги высококвалифицированного топ‑менеджмента в агропромышленном комплексе, в торгово‑логистической сфере, а также традиционно в секторе информационных технологий. Эти три направления располагают значительным потенциалом дальнейшего роста», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.


Руководитель отделения повышения квалификации и переподготовки кадров факультета национальной и мировой экономики РГЭУ (РИНХ), д. э. н., профессор Ирина Мишурова уже 10 лет возглавляет Губернаторскую программу подготовки управленческих кадров для малого бизнеса. Она утверждает, что спрос на квалифицированных управленцев увеличивается за счет передачи собственниками малых и средних предприятий полномочий по оперативному управлению наемным менеджерам. А в секторе крупного бизнеса нужны профессионалы в сфере управления финансами, маркетингом, стратегическим развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В типовой схеме зарплаты топ‑менеджера «оклад + процент» в разных отраслях и на разных должностях присутствует денежный перевес в ту или иную сторону, и зависит он от политики компании. Банки, работающие по всей России, применяют региональные коэффициенты. Таким образом, когда директор филиала получает назначение на аналогичную должность в другом регионе, фиксированная часть зар­платы может увеличиться за счет регио­нальной надбавки.

 


Пример приводит Елена Логинова, старший вице‑президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредит»: «Для расчета фиксированной части зарплаты управленцев берутся показатели социально‑экономического развития региона, такие как индекс стоимости жизни, квадратного метра жилья, уровень оплаты труда в банковском секторе. Каждому городу присваивается определенный рейтинг. В зависимости от него определяется уровеньзаработной платы по определенной позиции в каждом конкретном городе».


В крупных компаниях, в частности промышленных, основным зарплатообразующим фактором является KPI — Key Performance Indicators, или ключевые показатели эффективности. Перед топ‑менеджером ставится многопрофильная задача, а по итогам отчетного периода высшее руководство подсчитывает эффективность его работы в каждом из направлений. Эти оценки в совокупности формируют плавающий объем премии. Задачи топ‑менеджера, как конкретные, так и общие, «стоят» разных денег: все зависит от поставленных целей и достигнутых результатов в реалиях экономической ситуации в отрасли.


Помимо основной зарплаты в договорах с некоторыми топ‑менеджерами оговариваются представительские расходы. Если в небольших компаниях ограничиваются компенсацией затрат на сотовую связь, проживание и питание в командировках, то топ‑менеджеры крупных предприятий за счет работодателя проводят деловые переговоры в обстановке премиум‑класса, делают подарки партнерам, принимают участие в семинарах, проходят обучение и посещают тренажерные залы. «Представительские расходы — это утвержденная статья для наших руководителей, по этому направлению выделяется определенный лимит. У нас это расходы на официальный прием партнеров банка для поддержания взаимного сотрудничества, а также затраты по проведению рабочих переговоров», — утверждает руководитель по работе с персоналом дирекции «Юг» Банка Хоум Кредит Ольга Филина. В некоторых компаниях топам начисляют квартальные или годовые премии в зависимости от объема продаж или других целевых показателей.
В то же время в Ростове есть руководители, которые получают по 20 тыс. евро, но их очень мало. Некоторые потенциальные управленцы выдвигают необоснованно высокие требования к условиям работы. «В моем понимании топ — это человек, который думает о собственном развитии, но оно, в первую очередь, идет через развитие той компании, которой он руководит», — отмечает Виктория Чердакова, генеральный директор консалтинговой компании ООО «Агентство Ваш Статус».


Топ‑менеджеры вместе с различными выгодами при поступлении на работу получают и компенсации при увольнении. Во избежание утечки информации в ряде компаний с топами подписывают соглашения о конфиденциальности данных, нарушение которых влечет соответствующую ответственность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растить свои кадры


Высший менеджмент некоторых предприятий, работающих по РФ, самостоятельно готовит кадры для руководящих должностей в регионах. Это дает определенные плюсы: на ответственную должность назначают проверенного человека, который обладает не только ключевыми навыками, но и владеет знаниями о том, как функционирует компания.
В марте этого года в Ростовскую область перебрался Александр Метечко, который до назначения на должность директора макрорегиона Юг компании Microsoft в России в течение 2,5 года работал в Санкт‑Петербурге. В северной столице он начинал руководителем отдела по работе с партнерами, а позже стал отвечать за развитие бизнеса с малыми и средними организациями на территории макрорегиона Северо‑Запад Microsoft в России. Решение о назначении Метечко принимал региональный директор Microsoft в России Кирилл Семенихин. В беседе с «ДК» он отметил, что подбор кандидатур шел около трех месяцев, и за это время были просмотрены 15 претендентов, как внутренних, так и внеш­них. «Microsoft всегда стремится нанимать лучших людей на рынке, и для этого у нас есть достаточно жесткие критерии отбора. В первую очередь мы обращаем внимание на опыт работы в сегменте, который должен составлять не менее 5 лет, на понимание рынка и структуры бизнеса, знание наших продуктов и свободное владение английским языком», — подчеркнул г‑н Семенихин. В Microsoft зарплата является предметом договоренности: сколько кандидат стоит на рынке, сколько он считает, что стоит, и сколько Microsoft готов за него заплатить.


Среди банков тоже распространен метод «выращивания» руководителей в своих стенах. «Наличие у топ‑менеджера преемника, который знаком с ситуацией в компании, прекрасно знает цели и задачи, стоящие перед его подразделением, и готов взять на себя ответственность за работу команды, позволяет организации быстро заменить ушедшего на повышение или покинувшего фирму руководителя», — отмечает Елена Логинова.


Альтернативный метод поиска топов предлагают агентства, работающие в сегменте Executive Search. Они не публикуют в открытом доступе резюме и вакансии, т. к. желание топ‑менеджера сменить должность может создать ему проблемы на прежнем месте работы. Если в распоряжении специалистов сферы ES‑рекрутмента есть личные мобильные телефоны руководителей высшего звена, процесс поиска конкретного специалиста или вакансии упрощается. Агентства, работающие в этом сегменте, предпочитают прямой поиск, т. к. успех в переманивании топов зависит не только от финансовой мотивации, которая имеет свой «потолок»: на прежнюю зарплату готовы идти 1‑2% кандидатов. Сумма вознаграждения ES‑агентства редко бывает фиксированной. «На мой взгляд, Executive Search еще не так глубоко проник в систему рекрутмента ЮФО и, в частности, Ростова‑на‑Дону. В ЦФО и Сибири этот вид деятельности развит сильнее. 70% проектов мы реализуем в странах СНГ: Казахстане, Украине и Белоруссии», — сообщила «ДК» Галина Мещерякова, генеральный директор кадрово‑рекрутингового центра «Новый мир». Наиболее характерными чертами для сегмента Executive Search являются точечность запросов, конфиденциальность информации и относительно узкий круг потенциальных клиентов. Однако есть группа соискателей, которые не видят риска в размещении своего резюме в открытом доступе. По результатам исследования HeadHunter, примерно 62% топ‑менеджеров, принявших участие в опросе, озвучивают желанную зарплату в резюме. Чтобы не перегнуть палку, но и не прогадать, 53% соискателей кропотливо анализируют текущую ситуацию на рынке, 23% опрошенных просто «накручивают» повышающий коэффициент к прежней зарплате. «12% из тех, кто не озвучивает свои ожидания о сумме заработка, боятся «светить» уровень своих возможных заработков в Интернете, еще 11% боятся прогадать, озвучив слишком маленькую сумму», — добавили в Head Hunter.


Мнение экспертов сводится к тому, что зарплаты топ‑менеджеров будут все четче структурироваться, все более скрупулезно рассматриваться результат работы по различным направлениям, но личные связи будут и дальше играть немаловажную роль в принятии решения о трудоустройстве.


Подготовила Виктория Морозова

* - выполняет функции иностранного агента