Меню

Сергей Шамшура: "20-летие выставочной деятельности - отличный момент для смены названия"

Иллюстрация: Деловой квартал

КВЦ "ВертоЭкспо", который уже второе десятилетие является визитной карточкой Ростова-на-Дону, сменил свое название и теперь на фасаде центра всеми цветами радуги играет аутентичное "ДонЭкспоцентр"

Директор конгрессно-выставочного центра Сергей Шамшура в интервью "Деловому кварталу" рассказал, что смена названия открыла новый этап в работе компании, которая уже вышла за границы донского региона.
 
- Сергей Александрович, зачем "ВертолЭкспо" понадобилась смена названия?
 
- В какой-то момент мы поняли, что название "ВертолЭкспо" никак не привязано к нашему городу и региону. Оно понятно жителям Ростова-на-Дону, но совсем не звучит в рамках страны. Когда я приезжаю на деловые мероприятия в другие города, коллегам всегда сложно понять из какого я региона. В 90-е годы на территории «ДонЭкспоцентра» по инициативе легендарного директора завода «Роствертол» Михаила Нагибина был создан первый в городе выставочный центр, в котором нуждалось предприятие. До сих пор даже многие журналисты путают название «ВертолЭкспо» и «Роствертол». В этом году мы отмечаем 20-летие начала выставочной деятельности в Ростове, поэтому сочли момент удачным для переименования.
 
- Долгое время "ВертолЭкспо" был крупнейшим на Юге, сейчас соседи активизировались, вы - тоже решили расширяться?
 
- Да, наши планы по расширению остаются в силе. Сейчас заканчиваем проектирование второго выставочного павильона площадью 12 тысяч кв. метров. Помимо обычной выставочной площади, там разместятся дополнительные конгресс-залы и будет помещение для постоянных выставок, где, например, можно выставлять художественные экспозиции на длительный срок. Сейчас это сделать сложно. У нас в портфеле 24 авторские выставки. Они буквально сменяют одна другую. Для постоянных экспозиций места нет. А запрос на такие выставки со стороны посетителей высок - в этом мы убедились весной, когда в рамках "Арт-Ростов" привозили работы Шагала. Выставка имела большой успех.
 
- Так что с планами по строительству второго павильона? Когда ждать?
 
- К сожалению, это зависит не от нас, а от поведения банков. Сейчас минимальная ставка по кредитам составляет 13%, для длительного инвестпроекта - это неприемлемые цифры. Скажем так: на строительство "ВертолЭкспо" 10 лет назад мы взяли кредит в 500 млн. рублей. И только в прошлом году проект окупился. При этом процентов банку мы заплатили свыше 400 млн.рублей. Если ставки опустят хотя бы до 10% - начнем строительство. Я мечтаю сделать это в следующем году. На реализацию понадобится порядка полутора лет. Весь проект оценивается почти в миллиард рублей. Там запланировано строительство концертного зала и двухуровневой парковки общей вместимостью- 400 мест. Когда "ВертолЭкспо" строили и делали 400 машиномест, казалось, этого будет достаточно. Теперь понимаем, что нет. Общее количество мест на парковке планируем довести до 1000.
 
- А помимо названия - что еще изменилось?
 
- Изменилось название гостиницы, теперь это "Topos" конгресс-отель. В перспективе реконструкция конгресс-отеля и увеличение количества номеров до 150 благодаря освободившимся офисным помещениям. Хочется достойно встретить гостей в 2018 году. В планах - строительство еще одной 4-звездочной гостиницы. Подходящий участок есть здесь же рядом.
 
- Дорого обошлось переименование?
 
- Порядка 5 млн. рублей.
 
- Но когда dы построите новый павильон, мы Краснодарский край сможем догнать?
 
- Нет, у них выставочных площадей гораздо больше. Один только «ЭкспоградЮг» - более
40 тысяч квадратных метров, а есть еще Сочи. С Краснодаром нам сложно соревноваться объективно: у них просто людей на четверть больше - я имею в виду весь Краснодарский край. И расходов на каждого жителя у них больше процентов на тридцать. Есть и другие объективные факторы: это география, климат, Черное море и люди. Как бы странно это не звучало, но менталитет у кубанцев немного отличается. Там ведь даже в советское время было своеобразное предпринимательство - люди сдавали отдыхающим свое жилье, рынки были развиты больше. Это наложило определенный отпечаток. Но есть и субъективные факторы.
 
- Какие?
 
- Нужна работа госорганов по развитию делового туризма. Хорошо было бы заполучить выставку федерального масштаба, чтобы к нам приезжали крупные чиновники и бизнесмены.
 
- А как же "Форум продовольственной безопасности"?
 
- Это как раз такое событие. В прошлый раз его посетил премьер-министр Дмитрий Медведев. Позже было принято решение, что выставка будет проходить раз в два года. В планах нашего правительства на 2017 год она есть, но пока еще сроки и планы не согласованы.
 
- А как девальвация рубля и снижение экономического роста повлияло на выставочный бизнес?
 
- Напрямую повлияло. В первую очередь пострадали такие отрасли как машиностроение, станкостроение, строительство. Это сказывается на узко-специализированных выставках. Многие экспоненты вынуждены сейчас экономить на всем. Мы, конечно, идем на встречу, даем скидки. В отличие от своих московских коллег, например, мы давно отказались от привязки к валюте в своих расчетах и после 2014 года цены практически не изменились.
 
- Какие выставки в Ростове наиболее успешно проходят?
 
- Как ни странно, растет сектор выставок b2c, сектор b2b снижается. Выставка "Шарм" сейчас по своим показателям (выставочная площадь, количество экспонентов и посетителей) занимает третье место в стране. В следующем году попробуем побороться с Санкт-Петербургом за второе место. А самыми посещаемыми, безусловно, являются выставки "Православная Русь", которую мы проводим по франшизе, и «Дон Православный» - наш собственный бренд. Эти выставки пользуются невероятной популярностью у ростовчан. Посещаемость каждой – свыше 35 000 человек.
 
- Не верится просто: в промышленной, научной и аграрной Ростовской области самая популярная выставка - православная.
 
- Большинство из нас рождены и воспитаны в православной культуре. И эта выставка не просто демонстрация святынь, церковной утвари и работ монастырей со всех концов России, Украины и других стран. Например, в этом году у нас в рамках выставки была организована интерактивная экспозиция, посвященная 1000-летию русского монашества на святой горе Афон. Православие - это важная часть русской культуры, истории. Поэтому такие выставки пользуются спросом еще и как просветительский проект - зрелищный и очень доступный в отличие от, например, похода в кино на заграничный боевик. Люди приходят семьями, знакомятся с историей различных храмов и монастырей, покупают их продукцию. Также в этом году мы впервые провели две аналогичные выставки в Симферополе и в Севастополе.
 
- Санкций не боитесь?
 
- Нет.
 
- Какое-то время назад в правительстве Ростовской области заговорили о строительстве нового экспоцентра на Левом берегу. Ничего не знаете об этом проекте?
 
- Да, я слышал об этом, но дальше общих заявлений дело не пошло. Потому что за каждым таким проектом должен стоят конкретный человек с конкретным именем, деньгами и готовностью посвятить этому часть жизни. Например, несколько лет назад знаменитый бизнесмен Агаларов планировал построить некий филиал "Крокуса" в Краснодаре. Как раз на том месте, где сейчас стоит "ЭкспоградЮг". Но он не смог построить, пришли и построили другие.
 
- А как Вы относитесь к идее строительства выставочных центров за государственные деньги? Насколько это оправданные вложения с точки зрения развития территорий?
 
- К сожалению, трудно найти примеры таких успешных проектов. Просто когда объект строится на государственные деньги, и у застройщика нет нужды просчитывать все с точки зрения эффективности последующей эксплуатации, а стоит задача "освоить" деньги - он их "осваивает". Он не думает о том, как потом эти деньги возвращать. Не просчитывается оптимальное место расположения, создается избыточная инфраструктура. Так, например, случилось в Екатеринбурге, где к большому международному форуму были выстроены гигантские площади, а сейчас, по моим данным, администрация города уговаривает бизнесменов взять это в управление. Но там столько всего лишнего, что все отказываются. В результате обслуживание легло на бюджет области. В Кавминводах построен большой выставочный центр, но его уже три года не могут запустить - вскрылись какие-то махинации при строительстве. Здание стоит, ветшает, кое-где уже разбито витражное остекление. На это страшно смотреть.
 
- Но государство продолжает влазить в бизнес, и вот уже создан "Росконгресс", который займется организацией крупных выставок. Это повлияет как-то на местный выставочный бизнес?
 
- Надеюсь, что нет. Эта компания будет проводить крупные федеральные и международные мероприятия. Такой рынок, как наш, им не интересен в принципе. У них одна выставка дает больше, чем мы зарабатываем за целый год.
 
- А во сколько Вы оцениваете рынок выставочных услуг в Ростове-на-Дону?
 
- По моим подсчетам это порядка 170-180 млн. рублей в год.
 
- А вашу выручку за прошлый год можете озвучить?
 
- Да, в прошлом году наше выставочное подразделение заработало 130 млн. рублей. По итогам этого года готовы к подобному финрезультату или к незначительному снижению в порядке математической погрешности в несколько процентов.
 
- А в планах?
 
- Будем продолжать работать. Пока новых выставок не планируем, будем развивать те, что есть. Готовим ростовчанам приятные сюрпризы в 2017 году. Будем стараться делать наши выставки еще более интересными, некоторые переведем в новый формат, и это станет премьерой для Донского региона.