В энергетической отрасли правила игры меняются чаще, чем в какой-либо другой сфере. «ДК» выяснил, на чем нельзя экономить в энергетике и за счет чего в этом бизнесе сокращают издержки.
Основным драйвером развития компании «Энергосбыт Ростовэнерго» за последние годы стало присоединение к ней в 2013 г. ЗАО «Донэнергосбыт» — ключевого игрока на энергетическом рынке Ростовской области. В рамках этого процесса была проведена существенная перестройка структуры компании. При этом, по словам заместителя генерального директора ОАО ГК «ТНС энерго» — управляющего директора ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Сергея Афанасьева, основной упор делался на стандарты и регламенты группы компаний «ТНС энерго».
Что присоединение дало компании? И как это отражается на конечных потребителях?
— Присоединение позволило нашей компании стать крупнейшим поставщиком услуг энергоснабжения в Ростовской области. За счет вхождения в крупные города контролируемая доля рынка увеличилась до 85%. Мы, конечно, стремимся к росту продаж электроэнергии, но не за счет клиентов, а за счет увеличения их числа. Делаем конкретные шаги в сторону конечного потребителя благодаря оптимизации деятельности, мы уже несколько лет удерживаем сбытовую надбавку на одном уровне. Это прямо влияет на конечный тариф на электроэнергию. Не всегда наша работа проходит идеально, бывают жалобы от клиентов, но мы всегда стараемся отреагировать на каждую из них.
Как вы можете оценить состояние энергетической отрасли в 2013 году? Какие факторы влияли на развитие вашей компании?
— Оптовый и розничный рынки электроэнергии в 2013 г. были стабильны. Это позволило прогнозировать и реалистично выстраивать бизнес-процессы. Мы успешно выполняли свои функции гарантирующего поставщика. Важным событием стал пилотный проект по введению «социальной нормы». Наша область вошла в число шести регионов, где потребители получили возможность использовать новую схему оплаты за электроэнергию.
Какие факторы мешают развитию компании?
— Отсутствие «рыночной справедливости». Эффективная система финансовых гарантий при неоплате электроэнергии на оптовом рынке совершенно не реализована на розничном рынке в регионах. Это по факту позволяет недобросовестным клиентам наращивать проблемные долги. Считаю, что у сбытовиков, помимо обязанностей и ответственности за их исполнение, должны быть права по минимизации рисков.
За счет чего можно сокращать издержки в текущих условиях? На чем нельзя экономить?
— Нельзя экономить на людях. Выигрывает всегда тот, у кого более квалифицированная команда. Она у нас есть. Техническое совершенство — также один из стимулов нашего развития. Мы снижаем издержки за счет высокотехнологичных решений и программного обеспечения, развиваем клиентские онлайн-сервисы: создали личный кабинет на корпоративном сайте, наладили возможность получения счетов на электронную почту, систему автоплатежа совместно со Сбербанком, передачу абонентских показаний при помощи SMS. В перспективе хотим еще больше уйти в онлайн, как, например, телекоммуникационные операторы. Еще одно важное направление работы — снижение стоимости услуг платежных агентов.
Проводили ли вы модернизацию оборудования и структуры компании в 2013 году? Планируете ли сейчас?
— Нам принципиально важно использовать современное оборудование, т. к. растет потребность обмена технологической информацией в режиме онлайн. В 2013 г. компания в 5 раз увеличила пропускную способность канала доступа в Интернет, внедрила автоматизированную систему по работе с платежными агентами и усовершенствовала систему многоканальной телефонии.
Сегодня наша структура оптимальна и отвечает задачам, поставленным руководством Ростовской области и управляющей компанией «ТНС энерго». Особо хочу отметить благоприятную социально-экономическую ситуацию в нашем регионе. Так, за первые 9 месяцев 2014 года рост потребления энергии по области составил 6% — и среди физлиц, и среди промышленных предприятий.