По новым правилам застройщик получит доступ к деньгам дольщиков только после завершения строительства.
Правительство решило не обязывать участников долевого строительства покупать страховку на случай недостроя. По крайней мере, этой нормы нет в проекте поправок в Закон о долевом строительстве, внесенном в Госдуму.
Для того чтобы защитить дольщиков, по мнению авторов поправок, надо использовать счета «эскроу», на которых будут размещаться деньги соинвесторов. Механизм подразумевает, что застройщик получит доступ к деньгам дольщиков только после определенного события — например, завершения строительства. Банки, в которых размещены счета «эскроу», будут предоставлять застройщикам целевые кредиты на строительство.
Последнее нововведение вызвало крайне негативную реакцию многих застройщиков. О том, какие последствия для рынка может повлечь изменение закона о долевом строительстве, в интервью «Деловому кварталу» рассказал Андрей Шумеев, генеральный директор компании «ЮИТ ДОН».
- Предполагалось, что изменения в законе заставят дольщиков покупать страховку. Этого не произошло. Это хорошо или плохо?
- Это никак не повлияет на рынок. Я понимаю, почему исключили этот пункт: ввели обязательное страхование договоров долевого участия застройщиками.
- И, кажется, застройщики не очень этому рады?
- Рады, не рады – есть закон, его надо соблюдать. Страхование было и прежде, просто ужесточились требования к страховым компаниям. Их количество сократилось, они стали монополистами и значительно подняли ставки. Раньше у нас не было проблем – в последний год мы страховали договоры по ставке ниже 0,3 процента, а сейчас страховщики предлагают ставку выше одного процента, а то и до двух.
- А как вы относитесь к «эскроу» и как эта система повлияет на рынок строительства?
- Абсолютно негативно. Для того чтобы строить дома, необходимо привлекать инвестиции. Строить можно либо на собственные средства предприятия, либо на заемные средства банка, либо на заемные средства инвесторов или дольщиков. Если дольщики будут вносить средства в банк, а он кредитует строительство, то банк будет зарабатывать на этом деньги, и их стоимость значительно возрастет. Мы все знаем, какие проценты по кредиту сегодня берут банки.
С другой стороны, сегодня в России нет застройщиков, которые готовы на свои средства построить столько домов, сколько возводится сегодня. Значит, объем строительства значительно уменьшится. А снижение предложения неминуемо повлечет за собой рост цен.
- То есть единственный выход из ситуации – сокращать строительство?
- И это не выход! Понимаете, бизнес застройщика – строительство, он ничего другого не умеет.
- Так у него же денег не будет, как он без них работать сможет?
- Те поправки, о которых мы говорим, фактически запрещают привлекать средства инвесторов и дольщиков. Стройиндустрия будет сокращаться.
- За счет небольших компаний?
- Да ни одна компания в Российской Федерации (во всяком случае, в Ростове – точно) не имеет столько собственных средств, чтобы сначала строить дома, а потом их продавать. Я в этом абсолютно уверен.
- Как-то невесело от этого становится.
- Да уж, конечно, невесело. Причем кроме нас и вас – застройщиков и прессы – об этом никто не задумывается. На днях я слушал выступление министра строительства России: «Да вот, надо руководствоваться тем, как это делается на Западе, чтобы застройщик на свои или кредитные деньги строил, а потом продавал дома. Тогда не будет обманутых дольщиков…». Но кредитные деньги на Западе стоят на порядок-другой меньше. К тому же у наших застройщиков нет свободных средств.
А проблема обманутых дольщиков не в том, что подводят застройщики, а в том, что земля какими-то законными или полузаконными путями передавалась тем, кто не был в состоянии ее освоить. Почему «Вант» попал в такую ситуацию (недострои концерна «Вант» - основа реестра проблемных объектов Ростова-на-Дону – DK)? Потому что имел свободный доступ к земельным участкам, а финансовых средств для их освоения не было. Поэтому позже и была введена норма: привлекаемые средства могут быть использованы только на тот объект, для которого они предназначены.
Если новая норма закона будет введена, то строительство жилья в России прекратится. Может быть, будут строить трех- пятиэтажные домики на территории садовых участков теми, кто имеет тридцать-пятьдесят миллионов рублей. Вот вам и весь будущий строительный бизнес.