Рынок гуманитарных В2В-услуг в ближайшее время будет переживать один из самых тяжелых периодов за свою более чем 15-летнюю историю, считают эксперты. При этом они прогнозируют, что кризис станет
Виктория Арсеньева
генеральный директор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА»
Светлана Гребенюкова
коммерческий директор Группы кадрового консалтинга RCA
Елена Гринева
директор кадрового холдинга «АНКОР» в Ростове-на-Дону
Михаил Жванко
коммерческий директор компании «Галактика-Юг»
Игорь Зотов
генеральный директор компании «Технологии бизнеса»
Елена Коновалова
гендиректор консалтингового центра «Стратегии успеха»
Александр Костин
директор учебно-тренинговой компании «Аякс»
Елена Леонтьева
директор «Агентства Персональных Решений»
Елена Новикова
руководитель отдела развития обучения ГК «Южная софтверная компания»
Мария Островская
директор «Human Factors Юг»
Анна Чистякова
генеральный директор «МЭЙНСТРИМ»
Татьяна Солдатова
руководитель «Инновационно-консалтинговой компании Солдатовой Татьяны»
Ирина Швец
Ирина Штефан
директор регионального представительства НОУ УГ Знание-Центр
Чего опасается рынок гуманитарных В2В-услуг? На чем будут зарабатывать операторы услуг в ближайший год?
Рынок гуманитарных В2В-услуг в ближайшее время будет переживать один из самых тяжелых периодов за свою более чем 15-летнюю историю, считают эксперты. При этом они прогнозируют, что кризис станет настоящей проверкой на проч- ность. «То, что нас не убивает, делает нас сильнее», — выразил общее настроение на рынке один из его игроков.
За последние годы рост количества игроков на ростовских рынках рекрутинга, бизнес-образования и консалтинга практически полностью остановился. Мало того, несколько компаний, которые пришли год-два назад, свернули свою деятельность в Ростове или диверсифицировали бизнес. По результатам собст- венных маркетинговых исследований «Центра развития бизнеса A-5», за период с июня 2007 г. по июль 2008 г. с рынка краткосрочного бизнес-образования ушло порядка 20% компаний. В числе наиболее заметных местных игроков, покинувших рынок, эксперты отмечают «Агентство персональных решений». «Для нас направление бизнес-образования никогда не было профильным, — комментирует директор «Агентства персональных решений» ЕЛЕНА ЛЕОНТЬЕВА. — Да, мы проводили одно время, причем довольно успешно, открытые мероприятия, привозили известных тренеров. Когда началась активная экспансия крупных российских тренинговых компаний в регионы, спрос на посреднические услуги упал. И мы приняли решение не развивать направление бизнес-образования, сосредоточившись на основных услугах по рекрутингу».
Если характерной тенденцией прош- лого года была активная экспансия на ростовский рынок федеральных и региональных компаний, то в этом году наблюдается обратная картина. Так, с ростовского рынка рекрутинга ушел филиал компании Adwan Hawk. Согласно неофициальным источникам, компания сосредоточит свою деятельность на услуге хэдхантинга и будет работать в пределах Москвы и Московской области. Оказывающая услуги инвестиционного консалтинга компания Marchmont сообщила «ДК», что отказалась от содержания ростовского офиса, ограничившись одним представителем в Ростове. А подразделение московской бизнес-школы «Эксперт», лидировавшее в рэнкингах «ДК» как игрок ростовского рынка бизнес-образования, также свернуло свою деятельность. По словам экс-руководителя ростовского филиала бизнес-школы «Эксперт», ныне коммерческого директора компании «Галактика-Юг» МИХАИЛА ЖВАНКО, ростовский рынок оказался малопривлекательным для москвичей из-за невысокой емкости и вяло растущего спроса на многие образовательные продукты.
Местные игроки считают, что причиной разочарования в ростовском рынке гуманитарных В2В-услуг у иногородних компаний стали не только завышенные представления о его потенциале, но и большой оптимизм при выходе на рынок в отношении узнаваемости своих брендов. «Ростов — своеобразный город, — констатирует генеральный директор компании «Технологии бизнеса» ИГОРЬ ЗОТОВ. — Тут компании-заказчики услуг гораздо больше доверяют рекомендациям знакомых, нежели раскрученной вывеске. А пришедшие в Ростов компании уповали как раз на свою извест- ность. И, видимо, отвели слишком небольшой срок для выхода на запланированные финансовые показатели». С ним согласна и руководитель «Инновационно-консалтинговой компании Татьяны Солдатовой» ТАТЬЯНА СОЛДАТОВА: «В Ростове рынок гуманитарных услуг требует очень большой гибкости от его игроков и индивидульного подхода к кадому клиенту. Тут мало просто желания зарабатывать и обладания знаниями и рассчитывать на московский или западный «поток» просто за счет известности компании здесь не приходится. Имидж компании играет гораздо меньшую роль, нежели то же сарафанное радио».
В первой половине года эксперты говорили о росте рынка гуманитарных услуг на 20, а то и на 40% за счет роста платежеспособного спроса. Генеральный директор МЭЙНСТРИМ Консалтинг АННА ЧИСТЯКОВА отмечает, что за последний год растущий дефицит квалифицированного персонала, наблюдаемый в Ростове-на-Дону, подстегивал компании к регулярному обучению сотрудников. «Заказчики бизнес-тренингов стали все больше осознавать, что для конкурентного преимущества на рынке им требуется не просто обучение сотрудников, а комплексный подход, — отметила она, — поэтому одной из основных тенденций рынка в уходящем году было стремление его игроков к комплексному предоставлению услуг, включающему диагностику проблемы, обучение и посттренинговое сопровождение с дистанционным обучением», — рассказала она. Эксперты отмечают, что подход компаний к бизнес-образованию стал более системным, чем раньше. Запросы стали куда более осознанными и привязанными к конкретным целям заказчика. Кроме того, как утверждают они, компании стали стремиться стандартизировать свои бизнес-процессы. «Это касается преимущест- венно внутрикорпоративных стандартов продаж, корпоративной культуры и т. д.», — отметила Татьяна Солдатова. Со своими коллегами согласна и гендиректор консалтингового центра «Стратегии успеха» ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА: «С потребностью в процессном подходе и постепенном внедрении стандартов, компании отодвинули на второй план цену вопроса, поставив на первое место грамотное исполнение работы консультантов». В результате рекрутинговые и тренинговые компании за последние годы отмечали тенденцию к формированию полноценных статей на заказ подобных услуг в бюджетах своих заказчиков.
Эксперты говорят, что развитие рынка и постепенное перетягивание его доли у федералов местными компаниями позволило игрокам немного поднять цены. Например, компании с рынка кратко- срочного образования говорят о росте цен в среднем на 20%. По наблюдениям директора регионального представительства НОУ «УГ Знание-Центр» ИРИНЫ ШТЕФАН, на услуги по долгосрочному образованию цены росли не столь стремительно. «За последний год стоимость долгосрочных программ выросла на 5–7%. Это связано с общим увеличением уровня инфляции и постоянным совершенствованием образовательных программ и ресурсов самими бизнес-школами», — сообщила она.
Однако сейчас игроки рынка говорят о том, что все тенденции первой половины года практически потеряли свою актуальность, а ситуацию на рынке делят на «до» и «после» кризиса. Компании-заказчики активно сокращают штат и расходы на свой персонал. Уже сейчас тренинговые, рекрутинговые и консалтинговые компании наблюдают заморозку долгосрочных проектов или полный отказ от них со стороны своих клиентов. Также с опаской игроки рынка ждут окончания формирования бюджетов клиентов на следующий год, где расходы на гуманитарные В2В-услуги могут оказаться вычеркнутыми. Эксперты считают, что это нанесет существенный урон растущему рынку. «Компании перестают искать персонал, сокращают затраты на его обучение, — констатирует Игорь Зотов. — Если до кризиса рынок был очень перспективным в плане дальнейшего развития, то сейчас ситуация усложнилась донельзя». По словам коммерческого директора Группы кадрового консалтинга RCA СВЕТЛАНЫ ГРЕБЕНЮКОВОЙ, в условиях новых сокращений персонала и большого количества соискателей на рынке труда, спрос на рекрутинговые услуги резко сократился, поскольку компании сейчас предпочитают решать свои кадровые вопросы самостоятельно. «На «работных» сайтах сейчас много новых кандидатов, в некоторых сферах количество резюме превышает потребность в персонале в 3-4 раза, — сообщает она. — Казалось бы, это хорошо для персональщиков. Но, на самом деле, лучшие люди находятся на своих местах, и они нужны компаниям».
Впрочем, отнюдь не все игроки рынка говорят о существенном снижении спроса.
Директор кадрового холдинга «АНКОР» в Ростове-на-Дону ЕЛЕНА ГРИНЕВА отмечает, что новые экономические условия прежде всего отразились на самой структуре спроса. «Если говорить о снижении спроса, то в некоторых секторах (банковские, инвестиционные, строительные компании), он действительно наблюдается. Так, например, спрос на менеджеров финансового сектора упал на 40%, — рассказала она, — И если раньше часть запросов на подбор персонала приходила от компаний финансового сектора, то сейчас структура запросов переориентировалась в пользу страховых компаний, компаний аграрного, FMCG, Retail секторов, производственных компаний, в том числе пищевой промышленности. Стабилен приток запросов из фармацевтического сектора».
Также Татьяна Солдатова утверждает, что в своей фирме она наблюдает скачок спроса на услуги именно в конце года. «Далеко не все компании пошли по пути сокращения персонала, — отмечает она. — Многие наши клиенты, напротив, стремятся от существующей команды получить максимальную отдачу и поэтому готовы выделять даже большие средства на обучение сотрудников. Сейчас у наших клиентов существует три основных стратегии: кто-то пережидает, кто-то уходит с рынка, а кто-то хочет за счет этой ситуации развиться и захватить большую долю рынка, пользуясь выжиданием со стороны конкурентов». По словам руководителя отдела развития обучения ГК «Южная софтверная компания» ЕЛЕНЫ НОВИКОВОЙ, сущест- венного оттока ключевых клиентов у компании также пока не отмечается. «Но мы видим, что наши московские партнеры сейчас в панике, поскольку крупные заказчики уже потеряны — они массово расторгают договоры, — рассказала она. — Известно, что все столичные тенденции доходят рано или поздно и до Ростова. Мы ждем окончания формирования бюджетов наших клиентов на следующий год».
Практически все эксперты уверены, что самым тяжелым временем для рынка станут первые кварталы следующего года. «В первой половине года на рынке рекрутинга наверняка будет полное затишье. А с осени, я думаю, нам удастся восстановить прежние объемы», — считает Светлана Гребенюкова. Игорь Зотов более категоричен в своих прогнозах: «Рынок гуманитарных услуг однозначно будет провален как минимум первые полгода. Иметь пусть и небольшой, но объем заказов будут игроки с большим запасом прочности и наработанной клиентской базой». Остальным придется либо уйти совсем, либо диверсифицировать бизнес», — считает он.
Ирина Штефан полагает, что кризис меньше всего отразится на рынке долгосрочного образования: «Инвестиции в образование и интеллект, по сравнению с вложениями в недвижимость, операциями с ценными бумагами, сегодня считаются наиболее надежными. Не исключено, что рынок долгосрочного образования как раз в этой ситуации не пострадает. Думаю, говорить о влиянии финансового кризиса на сферу бизнес-образования можно будет не раньше весны, когда определятся объемы продаж 2009 г.».
Директор компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону ИРИНА ШВЕЦ считает, что своеобразной помощью рынку рекрутинга станет ожидаемая волна экспансии федеральных ритейлеров и приход в Ростов сразу нескольких промышленных предприятий, которые уже сейчас постепенно начинают сотрудничать с рекрутерами в регионе.
«Ситуация на рынке в условиях кризиса неоднозначна, отягощена паникой и сгущением красок, — считает Елена Леонтьева. — Я разделяю мнение некоторых аналитиков, которые говорят, что все деньги делаются в кризис. Если твои конкуренты урезают рекламный бюджет, сокращают персонал и рассчитывают за это время отсидеться, то тебе надо делать обратное. Шансы на рынке труда найти персонал подешевле увеличились, пришло время адекватного позиционирования соискателей». Сейчас следует увеличить усилия по привлечению новых клиентов и удержанию старых», — уверена она. Также оптимистична и Татьяна Солдатова, которая считает, что кризис распугает далеко не всех клиентов у тренинговых и консалтинговых компаний. «Некоторые руководители понимают, что нужно очень сильно консолидировать управленческую команду и усилить эффективность работы сотрудников, — считает она. — Возможно, команды стали или будут становиться меньше, но обучать их будут стремиться более интенсивно».
Эксперты рынка бизнес-образования сошлись в том, что их образовательные продукты в ближайший год будут заточены под «антикризисность». По словам Елены Новиковой, важно, чтобы этот продукт действительно был новым и разработанным под сегодняшнюю ситуацию, а не просто эксплуатировал понятие «кризис». Директор учебно-тренинговой компании «Аякс» АЛЕКСАНДР КОСТИН считает, что 80% процентов содержания обучающих программ не изменится. Кстати, он отметил, что даже в период кризиса традиционно популярные тренинги продаж, управления и командообразования не теряют своей актуальности.
Игорь Зотов рассказал, что в период кризиса увидел возможность предоставлять те услуги, которые ранее не были востребованы. «Например, в связи с сокращением сотрудников, мы отметили рост спроса на юридический консалтинг в кадровых вопросах и сейчас сконцентрировались на этой ранее мало востребованной услуге, пользуясь тем, что такого узконаправленного предложения на рынке практически нет», — рассказал г-н Зотов. По его мнению, в кризисное время компаниям нужно активно искать собственные ниши, не бояться расширять перечень услуг и смещать «акценты» в их спектре. «Таким образом, часть потерянных бюджетов можно будет добирать за счет других продуктов, которые будут более востребованы», — резюмировал он.
С мнением г-на Зотова согласна и Елена Леонтьева: «Компаниям, которые останутся на рынке, стоит пересмотреть условия сотрудничества с клиентами. Это может быть более гибкая позиция, включающая в себя дополнительные льготы, специальные предложения на взаимовыгодных условиях и т. д. По прогнозу г-жи Леонтьевой, в рекрутинге перспективными видами услуг станут аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала. «Некоторые операторы кадрового рынка активно говорят сейчас о аутплейсменте, консалтинговых услугах: кризисный PR, оценка персонала с целью сокращения штата или реструктуризации», — добавила она. Прогнозы игроков рынка подтверждает и Елена Гринева, которая считает, что для того чтобы поддерживать финансовые показатели необходимо делать акцент на тех услугах, которые становятся более актуальными в период кризиса. По ее словам, высокий спрос уже сегодня наблюдается на outplacement, — комплекс деловых инициатив для цивилизованного расставания с сотрудниками, позволяющий провести процедуру увольнения наиболее щадящим способом и сохранить имидж компании. «Также становятся более востребованы и услуги лизинга персонала, в особенности аутстаффинг, — подтверждает она. — Он позволяет компаниям проводить максимально гибкую политику по отношению к персоналу, не меняя штатного расписания. При этом у компаний сохраняется непосредственное оперативное управление персоналом».
Директор «Human Factors Юг» МАРИЯ ОСТРОВСКАЯ также вспоминает, что удержаться на плаву в период кризиса 1998 г. Human Factors удалось за счет дополнительных услуг, спросом на которые компания вовремя смогла воспользоваться — например, оценкой персонала в условиях сокращений. А гендиректор агентства персонала «БИЗНЕС СФЕРА» ВИКТОРИЯ АРСЕНЬЕВА видит выход из кризисной ситуации на рынке рекрутинга в умении выстраивать маркетинговую стратегию и тщательном изучении потребностей аудитории. «В сложившейся ситуации выиграют те, кто сможет оперативно перестраивать свои бизнес-процессы под новые потребности, формировать новые продукты», — считает она.