Меню

Рынок 1С нацелился на внедрение крупных проектов

Выход очередной версии 1С в 2003 г. и активизация ее продаж в 2005 г. обозначили новые условия и направления развития рынка: теперь франчайзи 1С хотят работать не только с мелким и средним бизнесом

Основной тенденцией на рынке бухгалтерских программ «1С» становится внедрение новой версии платформы «1С:Предприятие 8» и перевод пользователей на нее. Одновременно игроки начинают развивать консалтинговое направление, а крупные франчайзи «переключаются» с обслуживания мелких и средних компаний на средний и крупный бизнес.

Выход очередной версии 1С в 2003 г. и активизация ее продаж в 2005 г. обозначили новые условия и направления развития рынка: теперь франчайзи 1С хотят работать не только с мелким и средним бизнесом, но и рассчитывают на заказы по автоматизации от крупных компаний. Фактически, с появлением нового продукта «1С.8» компания, а следом за ней и вся ее партнерская сеть вышли на рынок ERP-решений . В самой фирме «1С»новое направление деятельности позиционируют более мягко: «Фирма «1С» не возражает против позиционирования своего решения как «ERP-системы», но уточняет, что главное для «1С» – удовлетворение потребностей массового пользователя, в данном случае – потребности десятков тысяч отечественных производственных предприятий в доступной системе управления и учета».

Франчайзи переходят на «восьмерку»

Рынок учетных систем для малого и среднего бизнеса насыщен. По мнению АНДРЕЯ ШЕРЕМЕТА, генерального директора компании «Гэндальф», сейчас в Ростове работает примерно 130 дилеров «1С», примерно 50 из которых – франчайзи: «Количество дилеров постоянно увеличивается. По нашим данным, ежемесячно рынок прирастает 15-ю новыми дилерами «1С».

По мнению участников рынка, в по­следнее время все игроки направляют основные усилия на перевод своих клиентов на новую платформу «1С: Предприятие 8». «Если предыдущая версия – «1С: Предприятие 7.7» – была больше калькулятором для автоматизации учета, то новая программа – это уже полноценная система для управления бизнесом», – говорит Андрей Шеремет. Как отмечает ЕКАТЕРИНА ЗАНИНА, руководитель отдела рапространения компании «Партнер Сервис Интеллект», уже в прошлом году наметился спад продаж предыдущей версии и рост продаж «восьмерки»: «Это, скорее всего, связано с тем, что платформа «1С.8», несмотря на значительные изменения, сохранила идеологическую преемственность с предыдущими версиями. Одновременно предоставила предпринимателям больше возможностей: у «1С. 8» расширен спектр решаемых задач, повышена масштабируемость и производительность, более эргономичный интерфейс, и, в отличие от предыдущей версии, есть средства быстрой разработки прикладных решений». Эксперты говорят, что если на 7.7 проекты свыше 30 рабочих мест давались уже с трудом, то для 8.0 сотня – в порядке вещей. Таким образом, «восьмерка» стимулировала рост рынка сразу по двум направлениям: переход старых клиентов на более совершенную систему и появление потребителей, до этого в системе не заинтересованных.

Появление и популяризация новой системы от «1С» дает возможность франчайзи заработать на продажах и продвижении новой системы. «Если представить, что поддержка 1С 7.7 остановлена и продажи прекращены, то вся масса клиентов, находящихся на обслуживании, будет вынуждена приобрести версию 1С 8.1. И даже если это сделать на льготном основании, то со вторичного рынка дилеры и франчайзи смогут получить значительный доход», – считает ВЛАДИМИР КОНОНЫХИН, руководитель направления корпоративных продаж компании «Парус-Дон».

Однако, по мнению Андрея Шеремета, основные усилия франчайзи сейчас сосредоточены не на том, чтобы заменить старые версии «1С» на новые у уже существующих клиентов, а на то, чтобы расширить число клиентов: «Сейчас «1С» делает основной акцент именно на применении «восьмерки» как системы управления предприятиями среднего и крупного бизнеса».

Кроме того, считает Владимир Кононыхин, большинство пользователей 1С 7.7 довольно функционалом этой системы и в ближайшее время переходить на новую версию программы не собирается.

«1С» стремится к крупному бизнесу

Эксперты говорят, что сейчас на рынке развиваются два направления: оказание услуг по сопровождению программ «1С» небольшим компаниям и выполнение сложных комплексных проектов на базе «восьмерки». «Это общая тенденция рынка: в других городах России уже есть компании, которые открыто заявляют о том, что они в принципе не занимаются сопровождением, а ведут только проекты или наоборот», – говорит ЕВГЕНИЙ РЫБАСОВ, директор «IT-центра Рыбасова». В Ростове уже появились компании, специализирующиеся только на внедрении проектов на базе 1С. К таким можно отнести «Инталев-Юг», занимающийся разработкой проектов по автоматизации крупного бизнеса, «Формулу-Юг», автоматизацирующую предприятия торговли, и «Кредо», работающего в сегменте автоматизации общепита. «Я считаю, что подобное разделение вполне логично. Фирма «1С» отлично зарекомендовала себя на рынке массового софта, что отразилось и на партнерах, давно предлагающих ее программы». Рынок знает их как хороших внедренцев бухгалтерии, но не представляет в качестве внедренцев ERP-систем. А именно к ERP «1С» движется в последнее время. Иногда компании, чтобы перепозиционировать себя от дешевого восприятия извне к дорогому, проще сделать даже новый бренд», – говорит Евгений Рыбасов.

Однако, не все эксперты позитивно оценивают перспективы «1С» в корпоративном сегменте. Владимир Кононыхин: «Мне с трудом верится, что в этом сегменте у 1С есть хорошие шансы: это связано с сильной конкуренцией на рынке автоматизации крупных компаний и наличием большого количества игроков, уже зарекомендовавших себя на рынке ERP-систем».

Андрей Шеремет считает, что основным конкурентным преимуществом станет позиционирование 1С как качественного продукта по приемлемой цене. Но, чтобы захватить рынок крупных и средних компаний, ростовским франчайзи необходимо укрупнять бизнес. «Сейчас в Ростове компании, предлагающие 1С, не всегда в одиночку справляются с проектами по автоматизации крупного бизнеса. И теперь им нужно объединяться, чтобы осилить этот сегмент».

Партнеры 1С станут развивать консалтинг и интернетизацию

Эксперты считают, что, выйдя в сегмент крупного и среднего бизнеса, компании, занимающиеся продажами и внедрением систем на основе 1С, начали осваивать консалтинг. «Внедрение любой системы управления предприятием без профессионального консультирования невозможно, и в крупных проектах это направление может занимать до 70% стоимости внедрений. В России мало предприятий с четко прописанными бизнес-процессами, поэтому консалтинг необходим всем. На многих предприятиях существует управленческий хаос. Бессмысленно, ориентируясь на них, изменять хороший продукт. В процессе внедрения новой системы приходится заниматься реинжинирингом бизнес-процессов самого предприятия», – считает Евгений Рыбасов. Среди франчайзи появляются компании, предлагающие не собственно сам программный продукт, а, например, налоговый и бухгалтерский консалтинг или оптимизацию бизнес-процессов заказчика («Партнер Сервис интеллект», «Дон Софт» и др.).

Андрей Шеремет считает, что большой проблемой для развития консалтинга по автоматизации предприятий на базе ПО 1С может стать нехватка квалифицированных специалистов: «Для оказания консалтинговых услуг нет необходимости знать, как работает код. Нужно иметь общее представление о том, как работает система 1С. И многие франчайзи зарабатывают тем, что оказывают консалтинговые услуги, предлагая клиентам решения на основе 1С и предсказывая возможные результаты. Но для того, чтобы успешное решение внедрить, нужны уже специалисты, способные работать в среде программирования 1С». По мнению Евгения Рыбасова, такие специалисты стоят все дороже, а цена на услуги в регионе – одна из самых небольших по России. Поэтому желающих работать за такие деньги немного, и хорошие специалисты, отмечают эксперты, мигрируют в Москву, что грозит местному рынку тяжелым кадровым кризисом.

Одно из новых направлений работы компаний, занимающихся 1С, – интернетизация. «Об этом говорит тот факт, что в январе 2007 г. фирма «1С» приобрела компанию «Битрикс» – ведущего отечественного производителя сайт-менеджеров для малого и среднего бизнеса. К примеру, сайт «Эльдорадо» уже использует решения «1С-Битрикс» для приема электронных платежей в своих Интернет-магазинах. А поскольку все больше предприятий ориентируются на Интернет-бизнес, то «1С», как фактический монополист рынка бухгалтерских программ, не мог не отметить этой тенденции и не выбрать наиболее интегрирующееся с их предложениями решение», – считает ОЛЬГА ВИБЕ, директор дизайн-студии Vibe.

Однако, полагают эксперты, интернетизация не является на сегодня приоритетной задачей франчайзи, и массовое увлечение внедрением Интернет-систем финансового учета можно будет ожидать через два – три года.