После двух лет падения и сокрушительных ударов со стороны политики туристическая отрасль Ростовской области заявляет о готовности к очередному сезону
Туристическая отрасль адаптировалась к новым условиям работы после падения рубля и запрета самых популярных направлений - Египта и Турции. Операторы и агенты понимают, что доходы населения падают, и готовы к снижению спроса. А к чему готовиться туристам? О этом и многом другом поговорили игроки отрасли во время встречи за круглым столом "Делового квартала" в пресс-центре Дон-Медиа.
"Спасибо, что собрали нас, - в один голос, предваряя дискуссию, заявили "туристы". - Когда в прошлом году 30 декабря практически всех операторов выкинули из реестра - об этом сообщили все СМИ. Когда потом всех в реестр вернули - никому это уже было не интересно".
Речь идет о решении Ростуризма, который с 1 января 2016 года исключил из федерального реестра туроператоров компании, связанные с турецким бизнесом. В списке оказалось 19 ведущих компаний страны. Взволнованные путешественники в разгар новогодних каникул штурмовали агентства, чтобы прояснить судьбу уже купленных туров. Сейчас об этом времени участники туристического рынка предпочитают не вспоминать. Говорят, что удар по отрасли был нанесен серьезный. И незаслуженный.
"Мы не можем просчитать те угрозы, что приходят к нам из вне, - разводит руками Рашад Бунядов, региональный директор "Анекс Тур" в ЮФО и СКФО. - От нас далеко не все зависит".
Действительно: за сбитый Су-24 и бомбу в салоне "Когалымавиа" туроператоры, можно сказать, заплатили из своего кармана. По данным представителя "Аннекс Тур", только их компания за свой счет в октябре прошлого года экстренно вывезла с египетских курортов 42 тысячи человек. Обещанных от Ростуризма полутора миллиардов рублей в качестве компенсации за понесенные убытки так никто не получил.
Но главная потеря - закрытие Турции и Египта для российских туристов. По оценке операторов, до 70% агентств держались на продаже именно этих направлений. Промаявшись всю зиму, предлагая клиентам и Тайланд, и Гоа, и Эмираты, и Вьетнам, туристические компании пришли к неутешительным выводам.
"Альтернативы Египту в России нет, а в Черное море кипятильник не бросишь, - невесело шутит генеральный директор ТК "Розовый слон" Алексан Мкртчян. - Куда полетят 2,4 млн туристов, которые ежегодно "покупали" Египет и 3,6 млн - Турцию?"
Он рассказал, что вместе с членами Альянса турагентств России подписал письмо на имя Дмитрия Медведева с просьбой вернуть россиянам возможность отдыхать в Египте в виду того, что эта страна не является стратегическим противником России, а, скорее, наоборот, и просто пострадала от атаки террористов. Сейчас все дожидаются реакции премьер-министра на послание.
Неизвестность - пока что это главная проблема туристической отрасли. Никто не знает, вернутся ли популярные направления, никто не знает, что на самом деле происходит с доходами населения.
"У лидеров рынка турецкое направление занимало 70% от общего объема, - говорит директора туроператора "Пегас Туристик" в Ростове-на-Дону Илона Чихонацкая. - Только из Ростова три рейса ежедневно летало. Мы лишились четырех египетских рейсов. Сейчас никто не может понять, сколько денег у этих людей и куда они полетят. По данным ростовского аэропорта, зарубежные перевозки за минувший год упали наполовину. Прогнозов никто не дает. Раньше у нас в Анталию начинали летать с марта - 189, 220 кресел. Что будет в этом году - мы можем предполагать очень примерно. Но если мы не поймем, проиграют все".
Однако, операторы, судя по всему, решили рискнуть. Еще не зная, сколько туристов на зарубежное направление к ним придет в этом году, они выкупают гостиничные номера, формируют чартеры, работая ниже себестоимости, надеясь лишь на то, что высокий сезон в этом году их не подведет. Прошлогодний, по словам участников круглого стола, надежд не оправдал.
"Мы решили так: или мы летим и работаем, или не работаем вообще. Если дадим дешевле - появится хоть какой-то поток, хоть какое-то будущее. В конце концов, есть глубина продаж, есть высокий сезон", - рассуждает Рашад Бунядов.
Определенный эффект это дало. По словам операторов рынка, в Ростовской области зимой работало не более 25% от всех ранее зарегистрированных агентств, а было их, по разным оценкам, от 340 до 380 (у некоторых по два и более офиса).
"Мы долго переживали падение "Лабиринта" и других компаний. Было подорвано доверие. До февраля мы все находились в шоке и просто не знали, что делать, - объясняет директор ООО "ТК "Росинтур" Светлана Земцева. - А потом взяли себя в руки. Прошли тренинги, прописали скрипты, начали обзванивать клиентскую базу, чтобы понять, что вообще происходит. Поняли, что надо работать: предлагать новые продукты. Времена, когда можно было заработать, нажав три кнопки, прошли".
Операторы подтверждают: весной агенты оживились, хотя - понятно - выжили не все: в "Анекс Тур" считают, что на рынке Ростовской области сохранилось порядка 70% агентств, у компании "Натали Турс" более пессимистичные оценки - не более половины.
А те, кто выжил, теперь... жалуются на операторов: не понимая емкости рынка, те формируют рейсы интуитивно, а когда видят, что заполнить самолет не получается, переносят время вылетов-прилетов, вынуждая клиентов менять планы и идти на дополнительные траты. Общаться с рассерженными людьми приходится агентам, и это не доставляет радости никому. Агентства, которых и без того теснят с рынка специализированные интернет-сервисы, рискуют потерять оставшихся покупателей. Операторы, в свою очередь, призывают потерпеть: дескать, все в одной лодке. Тем более, что процесс, кажется, пошел.
"Мы посмотрели только по одному оператору: за первые две недели апреля в прошлом году мы ему дали 470 ночевок, а в этом году за те же первые две недели апреля - 1375", - радуется результатам гендиректор "Розового слона".
Более того, говорят участники круглого стола, операторы добились того, что цены на зарубежный отдых практически не изменились. Они давят на авиаперевозчиков, заставляя снижать расценки; давят на отельеров, выбивая беспрецедентные скидки. Словом, делают все, чтобы сохранить с таким трудом построенную инфраструктуру зарубежного отдыха для россиян.
Но, как и следовало ожидать, главной надеждой российской туристической отрасли в настоящее время остается внутренний туризм и курорты Краснодарского края, которые, по различным оценкам, способны принять от 14 до 16 млн человек в год. По словам участников рынка, Крым тоже сейчас бронируют неплохо, некоторые отели проданы до глубокой осени, но в Ростовской области продажа пакетных туров в направлении полуострова не очень развита.
"Наземка" там пользуется спросом, - говорит Татьяна Горяинова, руководитель ростовского представительства "Coral Travel ", имея в виду крымские отели, куда ростовские туристы предпочитают добираться самостоятельно. - Хороших объектов там не много, сейчас в Крыму есть 20-25 отелей уровня 4-5 звезд, эти гостиницы стоят денег. Но долгое время полуостров ассоциировался с недорогим отдыхом на море. Сейчас предложить его как альтернативу зарубежным курортам невозможно, клиент не готов за него платить столько же, сколько за Турцию или Египет. Тем более, что сервис там ниже, чем в Краснодарском крае".
Что касается Краснодарского края, то там в этом году ожидается настоящий бум. Во всяком случае, бум продаж у агентств уже случился.
"Начиная с февраля у нас невероятный спрос на черноморское побережье, включая Абхазию, - говорит Наталья Позднякова, директор ТК "Круиз". - Причем, спрос идет на дорогие, качественные здравницы, там где стоимость размещения одного человека в день составляет 4 - 4,5 тысячи рублей. "Прометей", санаторий "Сочи", "Русь". Получить номера там с каждым днем становится все сложнее и сложнее".
Объяснение этому нашлось быстро: госслужащие, которым сейчас "не рекомендовано" посещать зарубежные курорты обратили свой взор на Юг Отечества. Дошло до того, что госкорпорации стали выкупать санатории и гостиницы целиком на все лето.
"Мы работаем с "Орбитой" в Туапсинском районе, в этом году мы не смогли там получить ни одного номера, ее полностью выкупил "Газпром", - рассказал один из участников круглого стола.
Туроператоры тоже не дремлют. Например, в Анапе уже полностью выкуплен комплекс "Фея", один только "Интурист" забронировал 20 тысяч номеров на Черноморском побережье.
"В этом году для туристов мест напрямую не будет, 85% номеров отдано операторам, - предупреждает Алексан Мкртчян. - Сейчас для агентств очень хорошая ситуация. Когда вам говорят, что мест в отелях нет, это значит, что мест не будет на "букинге" и прочих, а у агентов - будут. И эти номера будут дешевле, чем у отеля".
Турагентства очень вдохновил зимний "подарок" РЖД: монополист пустил из Ростова в Красную поляну "Ласточку", но купить билеты на нее можно было только у агентов. В результате, как рассказывают специалисты, в их турфирмах стали появляться удивленные лыжники, которые раньше там на пороге не появлялись.
"Возможно, кому-то этот метод покажется нерыночным, но по всей стране в сфере организации туризма работает порядка 100 тысяч человек - им надо как-то себя кормить, - говорит один из участников дискуссии. - Тем более, что в результате появился неплохой туристический продукт". Ростовские турфирмы сейчас с надеждой глядят на новое руководство РЖД-Тур. Есть надежда, что в скором времени на Юг пойдут ... чартерные поезда, где стоимость проезда будет включена в путевку с проживанием в недорогих пансионатах.
Генеральный директор ООО "ТКФ "Рейна Тур НТВ" Татьяна Нечепаева говорит, что, как и следовало ожидать, меньше всего от пертурбаций последних двух лет пострадал сегмент VIP-туризма. И это - повод для ростовского бизнеса задуматься о будущем.
"Сейчас клиент разделился на тех, кто летает только чартерами, и тех, кто может позволить себе пользоваться регулярными рейсами. Конечно, мы - не Москва, сеть регулярных рейсов у нас представлена слабо. Но строится новый аэропорт. И важно уже сейчас понимать, кто будет обслуживать этот рынок. Какого уровня наши менеджеры, как хорошо они знают продукт", - считает Татьяна Нечепаева. По ее мнению, представителям отрасли необходимо объединяться для того, чтобы добиваться повышения качества работы.
В самом начале встречи участники круглого стола попытались возмутиться формулировкой его темы - "Туристический бизнес в Ростовской области: Выжившие". По их мнению, отрасли надо как можно скорее избавляться от негативного налета, которым она покрылась за последние два года в силу различных обстоятельств.
"Хочется поблагодарить "Деловой квартал" за то, что организовали это мероприятие и попытались понять, как работает этот бизнес, учитывая, сколько негатива было на нас вылито в последние два года, - говорит Елена Махрова, директор представительства "Натали Турс" в СКФО и ЮФО. - Нам сейчас крайне важно донести до людей информацию о том, что тысячи специалистов по всей России уже более двух десятков лет честно строили совершенно новую индустрию, дарили радость и положительные эмоции. И что мы готовы продолжать это делать, несмотря ни на что".