Прошлый год прошел для рынка спецтехники относительно спокойно. «ДК» выяснил, как ситуация в Украине повлияла на бизнес дилеров спецтехники и на что участники рынка делают ставку в этом году.
Рынок спецтехники представлен в РО во всех своих сегментах — от подъемников и миксеров, занятых в строительстве, до дорожных машин и грузовиков, работающих в коммунальном хозяйстве.
Евро как демотиватор
Традиционно зима — это время затишья у дилеров спецтехники. Существенная доля их клиентов — это компании, занимающиеся строительством недвижимости и дорог, которые в холодное время года приостанавливают активную деятельность или замедляют ее темпы.
«В зимние месяцы снижается и сервисная нагрузка. Все остальное время года нагрузка, в основном, стабильна. В сфере продаж спецтехники нет сезонности как таковой, потому что клиент может планировать и покупать машину в любое время года, а уже начать использовать ее тогда, когда позволят погодные условия», — рассказал руководитель ростовского дилерского центра Scania ООО «Транс Абсолют Экспорт Импорт» Роман Дмитренко.
По его словам, 2013 год был успешным для компании, это подтверждает рост продаж по карьерной и самосвальной технике. «Осенью мы переоборудовали самосвальную технику в снегоуборочную, чтобы она не простаивала и была максимально задействована. Это сработало. Зимой, которая снова щедро одарила снегом южную столицу, наша техника работала на дорогах Ростова и области».
Удачным прошлый год стал и для ряда других дилеров. А вот 2014 г. начался тяжело.
«Январское повышение курса валюты сразу отразилось на цене на услуги, запчасти, машины. Потом обострилась обстановка в Украине, через которую идут маршруты многих наших клиентов, объемы перевозок начали сокращаться. Все это поспособствовало уменьшению стоимости самой перевозки для всех участников рынка, т. к. определенное количество грузового транспорта освободилось от рейсов. Произошел спад стоимости перевозок», — рассказывает региональный управляющий компании Truck Empire Максим Бондарь.
«Украинские волнения напрямую на продажах никак не отразились. Однако сильнейшим демотиватором стало «курсовое родео» по евровалюте, которое привело к значительной временной задержке в принятии решения о покупке со стороны наших клиентов», — комментирует генеральный директор ООО «Глобал Трак Сервис Ростов-на-Дону» Сергей Япондыч.
«На сегодняшний день с начала года мы продали около 60 единиц техники, что превышает план продаж на 1 квартал. Пользуются спросом седельные тягачи с самосвальными полуприцепами, полуприцепы-цистерны для перевозки цемента. Конечно, на объеме продаж в этом году не мог не сказаться рост евро, так как техника MAN производится в Германии. В связи с этим в начале года мы отмечали снижение покупательской активности, и, даже несмотря на это, наши продажи превзошли прогнозы», — рассказывает Артем Евдомашко, генеральный директор ООО «Скиф Авто», официального дилера MAN.
Расклад сил
В таких условиях конкуренция становится еще более жесткой. Основная борьба за клиента идет в рамках «европейской семерки» — Scania, Volvo, Man, Mercedes-Benz, Iveco, Renault, DAF. «Когда экономика переживает спад, последствия в равной степени отражаются и на нас, и на наших конкурентах. Сейчас как раз такая ситуация. Март был тяжелым месяцем. Будем надеяться, что мы достигли дна и теперь пойдем наверх», — продолжает г-н Бондарь.
«Техника и запчасти приходят к нам из Европы. Естественно, имеют место ценовые колебания, вызванные изменением курса, но стоимость услуг сервиса менее подвержена этим колебаниям, в 2014 г. сервис подорожал всего однажды и незначительно. В 2013 подорожания сервисных услуг в Scania не было», — рассказывает г-н Дмитренко.
По итогам 1 квартала 2014 г. ООО «Глобал Трак Сервис Ростов-на-Дону» продал 15 единиц новой техники Mercedes-Benz, что более чем в 2 раза выше результата за аналогичный период 2013 г. «80% от количества проданных автомобилей пришлось на магистральные тягачи с колесной формулой 4х2. Нашим конкурентным преимуществом стало наличие нашего собственного склада выкупленных в декабре 2013 г. грузовиков Mercedes. Это позволило нам зафиксировать цены в рублях по курсу прошлого года и напрямую отразилось на наших показателях», — продолжает Сергей Япондыч.
А вот китайская спецтехника, представленная различными шасси, пока что не выдерживает конкуренции, в один голос сообщают участники рынка.
«Пока рано говорить о конкурентоспособности китайской техники с «европейской семеркой». Любая техника должна пройти свой путь становления. Китайские машины быстро совершенствуются и оснащаются. В ближайшие год-два они вряд ли потеснят европейцев, хотя свой клиент у них есть, и у них есть продажи в регионе», — продолжает Роман Дмитренко.
Рынок загрузит футбол
В 2014 г. дилеры спецтехники делают ставку на рост продаж. Более-менее крупные компании предпочитают купить машины в собственность, нежели платить кому-то за аренду.
В ООО «Транс-Абсолют Экспорт-Импорт» большим плюсом считают адаптированность Scania к российским условиям. «Это дает нам возможность находиться в лидерах по продажам. Задачи на этот год вполне рыночно-стандартные — увеличить продажи и количество транспорта, обслуживаемого на сервисе».
У ООО «Глобал Трак Сервис Ростов-на-Дону» план продаж на 2014 г. — 80 единиц автомобилей.
«Убежден, что рынок Ростова сможет поглотить такое количество грузовиков по марке Merсedes. Мы не забываем, что в донской столице грузовики Mercedes-Benz продает также другой дилер — ООО «Грифон», у которого план продаж не меньше», — говорит г-н Япондыч. Согласно статистике продаж прошлых лет, ежегодно рынок Ростовской области прирастает на 700 новых европейских грузовиков. «В этих реалиях план продаж для марки Mercedes-Benz в количестве 160 шт. является вполне реальным. В условиях валютных колебаний важнейшим показателем для дилерской сервисной станции становятся не только продажи грузовиков, но и продажи сервисных услуг. По этому показателю мы ставим перед собой очень амбициозную задачу: 2-кратный рост с уровня 2,2 тыс. нормо-часов с начала года до 5 тыс. нормо-часов к концу 2014 г. По итогам I квартала 2014 г. мы достигли 30% роста до 2 640 нормо-часов».
Развитию рынка спецтехники косвенно придают ускорение приближающийся чемпионат мира по футболу и соответствующая инфраструктура.
«В регион идет много инвестиций, как внутренних, так и зарубежных, каждый год в разных районах области открываются производственные площадки. Но чтобы их построить, нужны машины, в том числе наши. Кроме того, грузовые автомобили нужны для развоза продукции, которую производят заводы. Таково влияние экономики региона на наш рынок», — продолжает г-н Бондарь.
Дилеры грузовой техники и спецтехники подчеркивают важность развития транспортных артерий. «Мы ожидаем строительства аэропорта «Южный». Как только будет дан старт строительству объекта, у нас появятся новые задачи», — рассказывает г-н Дмитренко.