Представители отрасли и эксперты отмечают специфичность рынка мебельного ритейла в донской столице. и подчеркивают необходимость консолидации брендов под крышами специализированных торговых центров.
Ритейлер УК «Марка Мебели» из Саратова расширил свое присутствие в Ростове, открыв в ноябре второй мебельный центр. В настоящее время субарендатор формирует свой пул. На данный момент осталось свободно около 3% от всех площадей мебельного центра.
Объем инвестиций в новый мебельный центр «Мебель Град» не разглашается. «Мы рассчитываем занять долю в 10-20% рынка благодаря соседству с крупными торговыми объектами: ТРЦ «Золотой Вавилон», ГМ «О’Кей», ГМ Castorama, ТЦ «Луч», — рассказал «ДК» региональный директор УК «Марка Мебели» в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Пятигорске Михаил Маркелов.
Примечательно, что «Мебель Град» расположен в непосредственной близости к «Ярмарке Мебели». Этот МЦ саратовский ритейлер запустил в декабре 2011 г. (официальное открытие — январь 2012 г.). Эксперты полагают, что доля рынка «Ярмарки Мебели» невелика — около 5%. «Такое соседство объясняется распределением целевого покупателя. «Мебель Град» включает в себя все ценовые сегменты мебели — от доступного до почти премиального, а «Ярмарка Мебели» продает товары в среднем и средне-низком ценовых сегментах. В эти центры идут разные потоки покупателей. Два мебельных центра работают в допустимом диапазоне по количеству продаж, поэтому данное соседство будет существовать и дальше», — продолжает г-н Маркелов.
«Мебель Град» обозначил своих конкурентов — это сетевые компании Hoff и Ikea, а также местные мебельные центры: «Интерио» и «Мебель Молл». Игроки рынка ситуацию не прокомментировали.
По словам Михаила Маркелова, рынок мебельного ритейла в Ростове-на-Дону достаточно специфичен благодаря менталитету жителей и большому количеству предложений города: «Ростов-на-Дону считался южной столицей России, но за последние несколько лет пальму первенства перехватил Краснодар. Тому причины — проведение Олимпиады и, соответственно, огромные инвестиции в Краснодарский край и сам Краснодар. Несмотря на значимость и масштабы Ростова, я все равно считаю его провинциальным городом. Тенденции на мебельном рынке еще не в полной мере затронули местных мебельщиков. Несколько лет идет процесс интеграции мебельных компаний в мебельные центры, совместные проекты и т. д., а в Ростове-на-Дону мы пока видим ул. Красноармейскую, на которой сосредоточены практически все федеральные бренды кухонь. У них нет желания объединяться и съезжать со своих мест, несмотря на пробки, отсутствие парковочных мест и высокую арендную плату при слабых возможностях рекламного продвижения своего магазина. Мебельные центры берут эти заботы на себя. Однако я предполагаю, что в ближайшие несколько лет последует интеграция, которая станет толчком к развитию».
«В начале года состояние ростовского рынка было очень оптимистичным и перспективным. Начиная с сентября ситуация стала меняться, платежеспособность продолжает сокращаться и сейчас. Эта тенденция заметна не только в секторе продаж мебели, но и во всех сферах ритейла», — рассказал «ДК» Дмитрий Глазунов, управляющий интерьер-центра «Миллениум».
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отметил, что среднедушевое потребление бытовой мебели в России пока в среднем в 4-5 раз ниже аналогичных показателей, характерных для большинства европейских стран.
Согласно данным официальной статистики, объем российского рынка бытовой мебели по итогам 2012 г. вырос в номинальном денежном выражении примерно на 15% и составил около 352 млрд руб. в розничных ценах. В том числе на долю рынков ЮФО и Ростовской области в общем объеме рынка мебели РФ приходится около 8,4% и 3,5% соответственно.
Средняя стоимость мебели год к году растет на 5%. «Повлияла стабилизация ситуации на рынке жилья, где на фоне развития ипотечного кредитования формируется рост», — добавил г-н Клягин. Связь с рынком недвижимости отметил и Максим Ирюпин, специалист департамента коммерческой недвижимости ООО «Дон-МТ-недвижимость»: «Рынок крупных мебельных ТЦ в Ростове перенасыщен. Развитие возможно в плане строительства небольших ТЦ в спальных районах города».