Меню

Ростовский IT-рынок увеличивает доходность

эксперты Сергей Горин руководитель отдела внедрения «1С» компании «IT-центр Рыбасова» Евгений Жилин менеджер проектов компании «ЮБиTек» Людмила Исакова менеджер по маркетингу и рекламе компании «Э

Наиболее значимыми тенденциями уходящего года эксперты называют борьбу с пиратским софтом, развитие рынков ERP-решений и IT-сервиса. Кроме того, заметными событиями для рынка его участники считают появление некоммерческого объединения IT-директоров, создание несколькими компаниями центров решений крупных вендоров и выход системных интеграторов в сектор IT-услуг. Отдельной тенденцией-2007 стало формирование нового рынка — открытого программного обеспечения.
эксперты
Сергей Горин
руководитель отдела внедрения «1С» компании «IT-центр Рыбасова»
Евгений Жилин
менеджер проектов компании «ЮБиTек»
Людмила Исакова
менеджер по маркетингу и рекламе компании «Эр-Стайл Юг»
Александр Попов
директор «Сервисного центра «КМ»
Андрей Путилов
заместитель генерального директора компании Ansoft
Вероника Тараба
заместитель генерального директора компании «Крок»
Михаил Филлипенко
коммерческий директор компании Fast Reports Inc
Алексей Чупахин
системный администратор ростовского филиала компании «Ультра»
Почему софтверные компании смогли заработать на продуктах Microsoft?
Как изменился рынок «1С-Франчайзи»?
Зачем системным интеграторам развивать направление услуг?
Как будет расти рынок ERP-решений в 2008 г.?

Главным трендом в развитии ростовского IT-рынка в 2007 г. стал поиск новых источников дохода: классические сегменты рынка IT, по словам экспертов, достигли насыщения, и бизнес стал терять рентабельность.

Выход из сложившейся ситуации большинство компаний начали искать в секторе IT-услуг, развивая это направление в рамках своей специализации. Практически все IT-фирмы, работающие в Ростове, предложили своим клиен- там постпродажное сопровождение, а некоторые — IT-аутсорсинг и IT-аутстаффинг.

Эксперты считают закономерным открытие в начале года ростовского клуба директоров по информационным технологиям — «CIO CLUB — Юг», основные задачи которого, как говорят организаторы этого профессионального сообщества, — аккумулировать информацию о состоянии IT-рынка в Ростове, способствовать обмену опытом и технологиями между ростовскими и иногородними IT-компаниями, а также помогать его постоянным членам искать новые пути и рыночные ниши для дальнейшего развития.

Борьба с пиратством заставила коммерсантов переходить на открытое ПО

Основной темой, которая волновала как IT-компании, так и их клиентов на протяжении всего уходящего года, стало ужесточение контроля со стороны правоохранительных органов за использованием лицензионного программного обеспечения в российских компаниях. До сих пор большинство коммерческих организаций страны пользуется контрафактом: по данным специалистов корпорации Microsoft, уровень пиратства в корпоративном секторе России сейчас достигает 70%. В начале года в Ростове, впрочем, как и по всей России, ужесточились проверки ПО местных компаний, в ходе которых выявлялись факты использования нелицензионного программного обеспечения. Одним из наиболее показательных примеров можно назвать дело Александра Поносова, директора сельской школы, в которой в начале 2007 г. на компьютерах были обнаружены нелицензионные программы. Директор был признан виновным в нанесении ущерба корпорации Microsoft в размере 226 тыс. рублей и заплатил штраф. Доводы о том, что обвиняемый не знал о нелицензионном ПО в школьных компьютерах, и что в этом виновата фирма-поставщик, не возымели на суд действия. Специалисты компании IDC отмечают, что усиление борьбы с пиратским софтом, используемым в компаниях, будет сильно влиять на рост рынка ПО. В IDC говорят, что рынок коммерческого ПО будет расти примерно на 21% в год в период с 2007 по 2011 гг.

Эффект от борьбы с контрафактным ПО усилился после официального релиза новой версии операционной системы Windows Vista и офисного пакета Microsoft Office 2007. Вместе с выпуском новых версий популярного ПО, компания Microsoft объявила о прекращении поддержки и выпуска предыдущих версий Windows и Office. По мнению коммерческого директор компании Fast Reports Inc МИХАИЛА ФИЛЛИПЕНКО, пользователи не были готовы к столь активным совместным действиям корпорации Microsoft с органами правопорядка. Причем проблемы у предприятий возникли не только в связи с тратами на новое ПО: «Если вы приобрели оборудование в 2006 г. то, вероятней всего, для работы с новой операционной системой потребуется обновление компьютерного парка. Кроме того, неясным остается вопрос совместимости некоторых программ с новыми продуктами Windows».

В качестве возможных вариантов решения обеих проблем — необходимости лицензировать ПО, работающее на офисных компьютерах, и высоких аппаратных требований нового ПО от Microsoft — эксперты предложили несколько вариантов. Системный администратор ростовского филиала компании «Ультра» АЛЕКСЕЙ ЧУПАХИН предлагает не зацикливаться на программных продуктах Microsoft, а переходить на альтернативные операционные системы таких компаний, как IBM, Hewlett-Packard, RedHat, Mandriva или Novell: «Во-первых, они дешевле Windows, некоторые из них вообще распространяются бесплатно. А во-вторых, таким образом можно избежать тотальной модернизации компьютерного парка. Наша компания, к примеру, отказалась от перехода на Vista, и в ближайшее время начнет внедрение свободных программных решений на базе операционных систем FreeBSD и Linux от компании Mandriva». Эксперты уже сейчас прогнозируют бурное развитие рынка открытого ПО и, как следствие, взрывное увеличение доходов компаний, распространяющих и поддерживающих свободное программное обеспечение. Так, по информации аналитического агентства IDC, с 2007 по 2011 гг. этот рынок в мире может вырасти втрое, увеличившись с $1,8 млрд в текущем году до $5,8 млрд в 2011 г.

Вторым решением проблемы с лицензированием программных продуктов, которое предложили ростовским предпринимателям IT-компании, стало так называемое льготное лицензирование контрафактных версий программ. ЛЮДМИЛА ИСАКОВА, менеджер по маркетингу и рекламе компании «Эр-Стайл Юг», считает, что многим фирмам гораздо проще признаться в использовании контрафактного софта и купить специальную лицензию на него, чем переходить на ПО другого производителя: «Сохраняется привычный интерфейс, удобство настроек, возможность установки стороннего ПО. Корпоративным пользователям необходимы индивидуальные решения, а многие специальные программы работают только на ПО Microsoft».

Спрос на системы автоматизации привел в Ростов новых игроков и технологии

Собеседники «ДК» отмечают, что в 2007 г. активно развивалось направление автоматизации управления работой предприятием: в Ростове прошло несколько конкурсов на поставку CRM и ERP систем для крупных ростовских предприятий и государственных учреждений.

В городе открыли собственные офисы такие известные в России интеграторы, как «Инталев», Ansoft и «Ай-Теко», которые специализируются на разработке систем управления бизнес-процессами. По мнению заместителя генерального директора компании Ansoft АНДРЕЯ ПУТИЛОВА, в 2007 г. наметилась тенденция перехода от так называемых закрытых систем автоматизации, которые были актуальны несколько лет назад, к открытым, позволяющим реализовывать более гибкое управление бизнес-процессами: «В начале 2000-х годов перед многими компаниями стояла задача внедрить учетную систему для ведения бизнеса, выписки документов, ведения взаиморасчетов с контрагентами так далее. Но за последние два года местным бизнесменам потребовалась автоматизация внутрискладской логистики, цепочек поставок и проведения анализа данных с помощью более интеллектуальных систем». Как отмечают эксперты, в последние годы об автоматизации своего бизнеса стали задумываться и руководители предприятий среднего и малого бизнеса.

Выход новой версии бухгалтерской системы «1С» привел к незначительному перераспределению сил в этом сегменте рынка: резко упал спрос на «1С: Предприятие 7» и увеличились продажи «1С-8». «Восьмерка» предоставляет больше возможностей для пользователя по управлению учетом ресурсов предприятия, — говорит руководитель отдела внедрения «1С» компании «IT-центр Рыбасова» СЕРГЕЙ ГОРИН. — На рынке уже появились компании, которые не занимаются текущим сопровождением этой системы, а специализируются на разработке и ведении проектов на базе «1С-8». Но для ее продажи и обслуживания требуются высококвалифицированные специалисты».

В связи с тем, что компания, занимающаяся дистрибуцией и сопровождением «1С» 8-й, должна обеспечить дорогостоящей сертификацией не менее четырех своих специалистов, многие «1С — Франчайзи» отказались от продаж этой версии программы «1С» и переключились на консалтинговые услуги, предлагая клиентам решения на основе «1С» и предсказывая их возможную эффективность.

Участники рынка считают, что наметившееся увеличение спроса на внедрение современных ERP-систем в ближайшее время будет только расти. «Это связано с тем, что организации заинтересованы в решениях, обеспечивающих непрерывность и безопасность бизнес-процессов», — считает заместитель генерального директора компании «Крок» ВЕРОНИКА ТАРАБА.

Рынок IT-услуг развивается с оглядкой на клиента

Ростовские IT-компании в 2007 г., отмечают эксперты, начали более активно развивать дополнительные услуги: консалтинг и техническое сопровождение проектов, аутсорсинг IT-процессов, аутстаффинг специалистов. Что, по мнению экспертов, обусловлено более высокой доходностью этого сегмента. К примеру, как утверждают представители ростовского IT-рынка, рентабельность в бизнесе дистрибуции комплектующих в 2007 г. в Ростове составила чуть больше 7% в то время как маржа в секторе оказания услуг и IT-консалтинга — 30-40%.

Как утверждают игроки рынка, наиболее динамично в уходящем году развивался сегмент технического обслуживания компаний-заказчиков. По мнению директора «Сервисного центра «КМ» АЛЕКСАНДРА ПОПОВА в последний год в Ростове появилось много компаний, специализирующихся на ремонте и обслуживании техники: «В Ростове нет пока крупных специализированных сервисных компаний. Почти у всех игроков достаточно мало сертифицированных специалистов и небольшой опыт работы на этом рынке».

2007 год был отмечен интересом к ростовскому рынку IT-сервиса со стороны федеральных игроков. Как признаются участники рынка, многие московские сервисные компании, работавшие в Ростове с партнерами, решили выйти на рынок самостоятельно. Компания UpScale Soft, занимающаяся разработкой и сервисным обслуживанием программного обеспечения, открыла в начале октября собственный офис в Ростове. В июле в городе появился офис федеральной сервисной компании «Гаджет Сервис». Комментируя открытие ее филиала, ростовские эксперты отмечали, что очевидные преимущества «Гаджет Сервис» перед другими игроками рынка выражаются не только в предложенном наборе услуг, но и в оперативности и качестве выполнения работ.

Эксперты связывают развитие сегмента технической поддержки с необходимостью постоянного взаимодействия с клиентом : «Мы развиваем направление сервиса для клиентов, информационная составляющая в бизнесе которых очень велика, — объясняет менеджер проектов компании «ЮБиТек» ЕВГЕНИЙ ЖИЛИН. — Дело в том, что такие клиенты, как правило, являются владельцами достаточно мощного, дорогостоящего оборудования, которое требует круглосуточной технической поддержки 7 дней в неделю. Техническую поддержку нашим клиентам мы оказываем как выездом инженера на площадку, консультацией по телефону, так и он-лайновыми средствами диагностики, что обеспечивает необходимую для обслуживания систем такого уровня оперативность».

«Многие ростовские компании, занимающиеся сервисной поддержкой клиентов, стали практиковать абонентское обслуживание, в рамках которого инженер компании с определенной периодичностью выезжает к заказчику и выполняет работы по установке, настройке техники, прокладке сети или просто осуществляет текущий ремонт», — считает Александр Попов. В Ростове сформировалась устойчивая тенденция отдавать абонентское обслуживание компаний на аутсорсинг. Это выгодно как обслуживающей компании, получающей постоянного клиента, так и самому клиенту: за ним закрепляют одного специалиста, который уже узнает особенности IT-инфраструктуры компании-клиента, соответственно, проблемы заказчика решаются более эффективно.

Развитию IT-услуг, по мнению экспертов, поспособствовало появление новых предложений от системных интеграторов. Андрей Путилов: «Растет инфраструктура предприятий, внедряются новые технологии, повышается доля автоматизации. Все это вынуждает компании, предоставляющие услуги системной интеграции, уходить в определенную специализацию и создавать сервисные подразделения, которые будут оказывать консультации и техническую поддержку клиентам».