Сергей Борцов генеральный директор ООО «Группа Агроком» Алексей Вербицкий генеральный директор компании «Антель» Игорь Жигунов заместитель председателя правления «Городского Ипотечного Банка» Миха
Сергей Борцов
генеральный директор ООО «Группа Агроком»
Алексей Вербицкий
генеральный директор компании «Антель»
Игорь Жигунов
заместитель председателя правления «Городского Ипотечного Банка»
Михаил Кривошлыков
директор ростовского представительства компании «Универ»
Александр Ларионов
директор по финансам ОАО «Инпром»
Сергей Олеников
заместитель генерального директора по внутреннему контролю УК «Гранд Капитал»
Андрей Смурыгин
директор ростовского филиала компании «БКС»
Григорий Чораян
руководитель Департамента казначейства и финансовых рынков банка «Центр-инвест»
К чему надо готовиться, выходя на публичный рынок привлечения инвестиций?
Зачем строительным компаниям закрытые ПИФы?
Донедавнего времени одним из наиболее доступных и понятных для ростовского среднего бизнеса механизмов привлечения денежных средств было банковское кредитование. Но, как отмечают собеседники «ДК», ситуация стала меняться: региональный бизнес начал активно интересоваться вексельным и облигационным заимствованиями, так как эти механизмы беззалоговые, в отличие от кредитования, и позволяют бизнесу не зависеть от одного инвестора. Успешный опыт некоторых донских компаний по размещению облигаций на рынке ценных бумаг послужил хорошим примером всем, кто когда-либо задумывался о выходе на публичный рынок привлечения денежных средств. Но, по мнению экспертов, перед выходом на этот рынок собственникам донских компаний предстоит преодолеть проблему финасовой закрытости.
Эксперты в один голос признают, что интерес со стороны среднего и малого бизнеса (СМБ) к публичному рынку привлечения средств значительно вырос. «Все чаще к нам за консультацией по вопросам размещения ценных бумаг на фондовом рынке приходят топ-менеджеры ростовских предприятий. Число подобных контактов увеличилось в разы», – рассказывает глава представительства инвестиционной копании «Универ» в Ростове МИХАИЛ КРИВОШЛЫКОВ. По его мнению, это связано с тем, что ростовский рынок последние два-три года показывает качественный рост во многих сегментах. Заместитель председателя правления «Городского ипотечного банка» ИГОРЬ ЖИГУНОВ, считает, что эффективное финансирование сейчас наиболее актуально для ритэйла, банковской розницы, сферы финансового консультирования, реализации проектов в офисном и складском секторах и логистики. «Эти сферы сейчас активно развиваются в Ростове, а закономерный этап роста компании – выход на фондовый рынок. Именно поэтому большая часть региональных предприятий учитывает в своей стратегии развития выход на открытый рынок заимствований», – говорит он.
По мнению руководителя департамента казначейства и финансовых рынков банка «Центр-инвест» ГРИГОРИЯ ЧОРАЯНА, сейчас для ростовских предприятий самый подходящий момент выходить на этот рынок с помощью вексельных и облигационных займов. По его словам, эти инструменты позволяют диверсифицировать базу фондирования и приобрести необходимый опыт для дальнейших проектов выхода на открытый финансовый рынок. Мнение коллеги разделяет директор ростовского филиала инвестиционной компании «БКС» АНДРЕЙ СМУРЫГИН: «Заимствования имеют очевидные преимущества перед банковским кредитованием. Финансирование банков залоговое. Зачастую иметь одного или нескольких кредиторов неудобно: это делает бизнес уязвимым и зависимым. Также выход на публичный рынок создает предпосылки для роста компании, создает ей положительную кредитную историю. А главное – зачастую заимствования дешевле, чем банковские кредиты, особенно для эмитентов, наработавших публичную кредитную историю». Вексельный заем, в отличие от кредита, позволяет нести расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при погашении векселей и не платить проценты ежемесячно. «Кроме того, вексель является ценной бумагой, и если компании необходимо привлечь значительные средства, то можно разбить требуемую сумму на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам. В случае же кредитования фирме будет довольно сложно получить несколько займов от разных банков под один и тот же проект», – добавляет г-н Смурыгин. Так же нужно отметить, что вексель как ценная бумага, может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит. То же касается облигаций.
Как отмечают эксперты, на повышение интереса ростовских бизнесменов к публичным займам повлияли положительные примеры некоторых региональных компаний. Одной из таких является «Инпром». «На сегодня мы можем однозначно сказать, что мы не только не жалеем, а даже испытываем особое удовлетворение от того, что являемся пионерами на юге России среди коммерческих компаний, вышедших на фондовый рынок. В период роста российской экономики мы нашли здесь ресурсы для развития компании и смогли ими умело распорядиться», – замечает директор по финансам ОАО Инпром АЛЕКСАНДР ЛАРИОНОВ. Программа привлечения инвестиций с фондового рынка стартовала на предприятии ровно 4 года назад. Начав с векселей и облигаций, сегодня компания завершает подготовку к размещению своих акций на IPO, что позволит ей капитализироваться или получить реальное обоснование ее стоимости через котировки акций на фондовом рынке.
Другое местное предприятие – «Группа Агроком» – привлекало облигационный займ для обеспечения финансирования инвестиционного проекта по переносу табачного производства из центра Ростова за черту города, в промышленную зону. Реализация этого проекта проходила в течение нескольких лет и предусматривала поэтапный перевод масштабного производственного комплекса без остановки производства. «В то время наша компания не могла рассчитывать на субсидии государства при реализации инвестпроектов, привлечение ресурсов на рынке показалось нам наиболее интересным инструментом. В 2003 году, когда был размещен первый займ (эмитент – ООО «Праймери Дон»), рынок корпоративных облигаций был в стадии становления, количество и ресурсы инвесторов заметно превосходили количество и потребности эмитентов. Поэтому нам тогда удалось не только привлечь солидную сумму на рынке, но и существенно удешевить стоимость собственного корпоративного долга», – вспоминает генеральный директор ООО «Группа Агроком» Сергей Борцов.
По оценкам экспертов, практически все ростовские крупные и средние компании либо задумывались о привлечении средств через рыночные механизмы, либо уже вели переговоры на эту тему с финансовыми организациями. «Но от переговоров до реальных шагов должно пройти время – полгода, может год, – говорит г-н Смурыгин. – Так как порой необходимо не только перейти на другие стандарты отчетности, нужно еще продемонстрировать баланс и капитализацию предприятия. Нужно показать инвестору, что оно выросло за год на 30% и больше». Компании, готовящиеся к выходу на финансовый рынок, должны соответствовать требованиям раскрытия информации, действующим на рынке, весьма желателен аудит по международным стандартам (для привлечения зарубежных инвесторов), требуется хорошая кредитная история, сотрудничество с рядом банков и инвестиционных компаний – активных участников рынка. По мнению г-на Чораяна, только крупные ростовские компании удовлетворяют минимальным требованиям. «За консультациями в наш банк обращаются регулярно, однако для обеспечения приемлемой цены заимствования, размер сделки должен составлять не менее 200-300 млн руб., что может себе позволить только верхний сегмент среднего бизнеса, поэтому потенциальных дебютантов выхода на финансовый рынок не так уж много, – говорит он.
Основная проблема ростовских компаний, по мнению экспертов, в их финансовой закрытости. «Когда к нам приходят местные руководители, мы, в первую очередь, объясняем, что для выхода на открытый рынок привлечения средств необходимо стать публичной компанией. Собственники этих предприятий пока не готовы делиться информацией о своей работе, поэтому это зачастую является основным тормозом в развитии», – рассказывает г-н Кривошлыков. И все же, большая часть клиентов уходят от своих консультантов с твердым решением сделать максимально возможное, чтобы открыть свою компанию для неограниченного круга инвесторов. Но им приходится тратить минимум год на консолидацию отчетности, организацию аудиторских проверок, раскрытие информации об активах и т. п.
Некоторые собеседники «ДК» полагают, что через год-два, после того как компании станут максимально открытыми, начнется бум по привлечению займов среди ростовских предприятий. В этой ситуации каждой компании необходимо понимать, что чем больше сумма чистой прибыли, о которой она может рассказать инвестору, тем выше будет сумма займа. «Минимальная сумма привлечения по вексельной программе – 20-70 млн руб., максимальная – 1 млрд руб. Облигационные займы стоят дороже, чем вексельные, дольше организовываются, и объем их побольше, – говорит г-н Кривошлыков. – Если фирме для реализации проекта понадобилось 100-150 млн руб., то через облигационный займ их не привлечь – маленькая сумма. Минимальный объем для нормального рыночного облигационного займа – 350 млн руб. Облигационные займы совсем малого объема не имеет смысла делать, поскольку накладные расходы при подготовке документов примерно одинаковы как для малого, так и для большого займа».
Но, как бы ни были привлекательны вексельные и облигационные займы, они подразумевают в себе большие затраты на их организацию. «Первая сложность – соблюсти баланс между профессионализмом организатора и стоимостью его услуг, – рассказывает об опыте своей компании г-н Ларионов. – Многие инвестбанки ценят свое время и качество предоставляемых услуг и не склонны снижать цены вслед за рынком. Кто-то из банкиров только начинает развивать инвестиционный бизнес и готов существенно «падать» по цене. Как правило, разумный коридор цены 0,6-0,8% от объема займа без учета НДС. На мой взгляд, ниже или выше – уже ненормально».
Как отмечают ростовские первопроходцы фондового рынка, организовать первые займы всегда сложнее последующих, а затраты могут значительно ухудшить финансовые показатели компании. «Возможно, первый займ будет несколько дороже, чем обычный банковский кредит. Так как компании необходимо будет оплатить услуги организатора займа, выпуск ценных бумаг, встречи с инвесторами, публикацию отчетности в СМИ и т. п. Но все это – создание кредитной истории, и впоследствии, при должном обслуживании займа, долговая нагрузка будет снижаться. А последующие займы уже будет по проторенной дорожке привлекать проще», – считает г-н Кривошлыков. По данным компании «Универ», для небольших предприятий, впервые выходящих на рынок, справедливая доходность будет на уровне 12-15% годовых, а для компаний, у которых обращается несколько крупных займов – 9-11% годовых.
В Ростове, как и в других регионах России, есть секторы, с которыми не каждая финансовая организация будет сотрудничать. К примеру, строительные компании. Как отмечают собеседники ДК, нет ни одного примера, чтобы российская строительная компания торговала своими акциями на бирже. «Это связано с непрозрачностью этого бизнеса», – поясняет г-н Смурыгин. Но для таких закрытых компаний есть альтернатива – закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы). Подобные фонды позволяют компаниям привлекать средства сторонних инвесторов, не раскрывая основные финансовые показатели, так как в этом случае требуется информация только по конкретным активам, которые будут являться так же активами фонда. В ближайшее время в Ростове появится первый паевой инвестиционный фонд недвижимости, основным активом которого будет земля сельхозназначения: управляющая компания «Дон-Агро-Строй-Инвест» планирует покупку земли в Ростовской области. Сейчас компания регистрирует правила этого фонда. Размер фонда составит 200 млн руб. Таким образом, для непрозрачных компаний ПИФы – самый приемлемый вариант. «Закрытые фонды – это экономически выгодный инструмент, позволяющий отсрочить выплаты по налогу на прибыль до момента погашения пая, а накопленную прибыль реинвестировать, – рассказывает о преимуществах ПИФов заместитель генерального директора по внутреннему контролю ООО «Управляющая Компания «Гранд-Капитал» сергей олеников. – До конца 2008 года мы планируем создать как минимум десять ПИФов». Но, как правило, фонды формируются под конкретные проекты и конкретных инвесторов. «Чаще всего таким образом привлекают средства строительные организации. Они вносят в фонд собственные активы в виде земли, проектно-сметной документации или прав на землю и часть денежных средств, которые у них есть на строительство. Остальные инвестиции привлекаются от пайщиков. На эти инвестиции ведется реализация проектов, – рассказывает генеральный директор управляющей компании «Антель» АЛЕКСЕЙ ВЕРБИЦКИЙ. Как рассказал г-н Вербицкий, УК «Антель» получила лицензию в августе и уже подает в ФСФР России (контролирующий орган) на регистрацию правила первого ПИФа, который будет создан для финансирования строительства жилых домов в городах юга Россиии.
И все же ПИФы как задел на будущее менее привлекательны, чем рыночные заимствования. «Фонды не дают компании прямого доступа на финансовый рынок. А те компании, которые его получают через вексельные и облигационные займы, оказываются гораздо более финансово-независимыми от локальной конъюнктуры, получают конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками бизнеса и повышают эффективность ведения бизнеса и управления ресурсами», – считает г-н Чораян.
Руководство компании ООО «Группа Агроком» уверено, что иные инструменты не позволили бы компании обеспечить такое сочетание срока и стоимости долга. «Оба облигационных проекта принесли компании судьбоносный эффект: мы имеем суперсовременный, эффективный производственный комплекс, который позволяет компании в технологическом плане быть на уровне мировых табачных компаний», – рассказывает Борцов. Эксперты уверены, что ростовский средний бизнес близок к пониманию преимуществ выхода на публичный рынок, и уже к 2010 году около 50% донских предприятий начнут привлекать инвестиции через рыночные механизмы. «Путь на фондовый рынок нелегок, но тем, кто его проходит «выдаются билеты на первые ряды зрительного зала» в своих отраслях. Если вы видите возможность роста за счет открытия новых направлений в бизнесе, диверсификации бизнесов или роста через выход на новые рынки сбыта продукции или услуг – не раздумывайте долго, пока ваши конкуренты вас не опередили, выходите в «свет» фондового рынка», – советует Ларионов.
детали
Основные виды затрат после выхода на фондовый рынок:
Презентации и круглые столы с инвесторами;
Прохождение процедуры включения ценных бумаг в котировальные списки бирж;
Рассылка новостей и пресс-релизов по адресам инвесторов по созданной своими силами базе данных;
Публикация статей и информационных материалов в СМИ;
Участие руководства компании в конференциях и форумах
Источник: ОАО «Инпром».