В частных компаниях уже давно следят за деятельностью сотрудников в соцсетях, но специалисты советуют не шпионить, а обучать персонал
Госслужащим Ростовской области до конца марта сдать в отдел кадров интернет-адреса своих страниц в популярных социальных сетях ("Одноклассники", "Вконтакте", Facebook, Twitter, Instagram и пр). Об этом "Деловому кварталу" на условиях анонимности сообщили сразу несколько сотрудников госучреждений и даже прислали образцы извещений, с которыми были ознакомлены официально. Таким образом в регионе началась реализация распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2867-р. Ранее Министерство труда и социально политики РФ предупредило, что если какой-то аккаунт останется неучтенным - это будет приравнено к непредоставлению личных данных, а значит - при обнаружении - повлечет отстранение от должности. Спешно создавать "левые" аккаунты для отчетности уже поздно, говорят ростовские госслужащие.
"Нам сразу сказали, что аккаунты, созданные позднее 2016 года, однозначно вызовут дополнительные вопросы к сотруднику, - рассказал один из респондентов "Делового квартала". - Ведь большинство знакомы друг с другом, общаемся в соцсетях, если отдать "фейковый" аккаунт - это быстро вскроется и могут начаться неприятности".
Инициатором принятия соответствующего федерального закона летом прошлого года стал депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой - тот самый сотрудник российских спецслужб, которого в Великобритании считают причастным к убийству другого российского агента Александра Литвиненко с помощью радиактивного полония. Луговой не скрывает, что сдавать свои аккаунты в соцсетях госслужащи едолжны для того, чтобы проще было за ними следить.
«При приеме на работу на должности государственных и муниципальных служащих соискателям придется помимо резюме прислать в кадровую службу ссылки на аккаунты в соцсетях. Причиной же отказа в приеме на работу может стать распространение в сети информации, порочащей государство и государственные органы, — говорит Андрей Луговой. — Кроме того, это же нововведение может коснуться и тех, кто уже работает на государственной и муниципальной службе: им придется отчитываться о ведении своих соцсетей раз в год перед кадровиками. И если будет замечено неподобающее поведение или обнаружится конфликт интересов, то такой чиновник может лишиться должности (вплоть до увольнения с формулировкой «утрата доверия» — и тогда доступ в госорганы для него будет закрыт)», - пояснял он журналистам на этапе обсуждения законопроекта.
Известно, что частные компании уже давно регламентируют поведение сотрудников в соцсетях. Некоторые - по старинке: просто закрыв доступ на такие сайты, прежде всего для того, чтобы сотрудники не отвлекались во время работы. Так поступили, например, в ростовском холдинге "Группа Мегаполис". Хотя все понимают, что зайти в соцсеть работник может с другого устройства, и куда важнее контролировать, что он там напишет.
"В нашем холдинге есть внутренние рекомендации корпоративных норм поведения в социальных медиа, связанных с публикациями о наших компаниях, о деятельности конкурентов, - рассказала "Деловому кварталу" Виктория Клещукова, руководитель PR департамента холдинга «Группа Мегаполис. - Кроме того, если сотрудник размещает в соцсети некорректные или неэтичные комментарии, говорящие об общем уровне его культуры, подобные коммуникации затрагивают корпоративные интересы. В этом случае пиар-служба может попросить его удалить из профайла название компании. Для наших сотрудников такие правила являются важной частью корпоративной культуры и ответственности, но в договоре они не прописываются".
Большинство опрошенных "Деловым кварталом" респондентов говорят, что в их трудовые договора не внесены нормы, ограничивающие свободу высказываний в Интернете. А зря, считают специалисты.
"Компании вправе определять свою собственную политику в отношении действий сотрудников в соцсетях. Самое главное, чтобы эти договоренности были понятны и приняты сотрудниками, - поясняет ростовский консультант по карьере, специалист по управлению персоналом Ольга Дзюба. - Должна существовать, что называется, взаимная договоренность "на берегу". Конечно же, сведения, которые не должны разглашаться - не должны разглашаться! При этом сотрудник, конечно, может транслировать свою собственную позицию в отношении чего угодно, если это не вредит интересам компании. Повторюсь, правила должны быть чёткими, прозрачными и понятными обеим сторонам. Если эти правила изначально не определены, то компания не может предъявлять каких-либо претензий относительно того, что сотрудник пишет в соцсетях".
Между тем, даже такие чувствительные к публичной критике "организамы", как политические партии, в Ростове ведут достаточно либеральную политику в этом отношении.
"В Ростовском региональном отделении "Единой России" никогда не существовало ограничений на какие-либо комментарии по актуальной общественно-политической повестке, - говорит зам председателя исполкома "Единой России" в Ростовской области Александр Сухарь. - Комментарии, как и мнения самих единороссов могут разниться, и это нормально. Сколько людей, как говорится, столько и мнений. Но стоит отделять официальную позицию партии, которая формируется путем выработки консолидированного мнения через совещания и внутренние процедурные механизмы, и личное мнение единоросса".
Довольно активный пользователь социальных сетей Александр Сухарь говорит, что никаких установок о контроле за высказываниями единороссов в исполком партии пока не поступало.
"Более того, руководство партии выступило с инициативой усилить присутствие в социальных сетях, комментировать все интересное и важное, что происходит в стране, регионе и на местах", - уточнил он.
Идеологический противник "единороссов" - "коммунист" Николай Ларин считает, что недопустимо нарушать конституционные права граждан на свободу убеждений и высказываний. А предотвращать утечку информации, блокируя доступ к социальным сетям, бессмысленно, для этого существуют другие, более эффективные меры. Что же касается запрета для госчиновников обсуждать действия властей, то тут и вовсе пахнет сговором, считает Ларин.
"Чего можно бояться администрации города или области, если её работа направлена на улучшение жизни простых граждан? Или им есть, что скрывать?" - интертесуется член КПРФ.
Между тем эксперты "Делового квартала" отмечают, что "эпоха дикого Запада", когда в соцсетях можно было делать, что угодно, подходит к концу. Кстати, на Западе она реально уже закончилась.
"Зарубежный опыт базируется на главестве закона и правового аспекта жизни общества, - рассказала ДК Алиса Гордеева, эксперт в области маркетинга, действительный член Американской Ассоциации Маркетологов. - При приеме на работу все подписывают договор о нераглашении (и эта практика существовала в доинтернетовские времена). Т.е. в среднем, западный сотрудник более ответственно относится к поведению в соцсетях, просто потому, что это угроза быть уволенным или быть засуженным. Кроме того, повальное большинство коммерческих компаний и все без исключения государственные структуры проводят для сотрудников регулярные (иногда ежемесячные) тренинги, на которых мало того, что объясняют “как это работает”, но и разбирают конкретные кейсы (что сделать, чтобы не попасть в просак). Таким образом повышая общую грамотность и предотвращая сетевые глупости сотрудников. Случаются ли на Западе интернет провалы? Да. Какие последствия? Чаще всего увольнения".
Увольнения из-за разглашения внутренней информации стали настолько рутинными, что на это уже давно не обращают внимания СМИ - ни в России, ни на Западе. Куда интереснее сейчас увольнения, связанные с публичным выражением собственного мнения, которое не всегда совпадает с действующими нормами политкорректности, рассказывает Алиса Гордеева. И приводит в пример недавний скандал в Западной Вирджинии, где мэр небольшого городка Клэй Бэверли Вайлин была вынуждена покинуть свой пост после записи в Twitter. В соцсети как раз обсуждали запись Памелы Рэмси Тэйлор - директора по по развитию местной корпорации Clay County Development. Женщина радовалась победе Дональда Трампа и приходу в Белый дом Меланьи Трамп, которую считает достойной звания "первой леди", в отличие от некой "обезьяны на каблуках".
Сообщение вызвало бурное обсуждение в сетях, мэр города также в него втянулась, написав автору поста "Ты сделала мой день, Пэм". Это стоило ей карьеры.
Алиса Гордеева считает, что ограничения в социальных сетях - являение неизбежное в силу царящих там первобытных инстинктов.
"До появления соцсетей среднестатистический человек проходил определенную школу жизни, должен был чего либо добиться, как-то сформироваться, выделиться чем-либо значительным из толпы, чтобы вещать перед публикой. Сейчас для этого достаточно зарегистрироваться в сети - и все, ты уже на броневике. А как себя вести на публике не знаешь", - говорит она.
Эксперт в области построения брендов, наряду с ограничениями она выступает за обучение персонала.
"Огромное количество пользователей не понимают, как сеть работает, как работают перепосты и скрин шоты. Они толком не понимают, чем публичная риторика отличается oт приватного разговора и почему информацию, полученную в стенах офиса, категорически нельзя обсуждать в соцсети. Если вы пришли на работу в качестве шпиона, тогда понятно - продолжайте постить; но если вам неймется поделиться на публике свежими новостями из жизни вашего предприятия, то вы просто информационно не образованы", - говорит она.
Что касается ростовских госслужащих, то опрошенные "Деловым кварталом" говорят, что теперь, безусловно будут крайне осмотрительны в своих высказываниях, касающихся действующей власти, областных и городских властей. Хотя и раньше не позволяли себе ничего "лишнего".
"Начальство сейчас пугается любого высказывания подчиненных, во всем ищут двойной смысл, - рассказал ДК один из сотрудников крупного федерального ведомства. - Да, мы все уже заполнили нужные формы, хотя графу о необходимости указывать адреса форумов, где регистрация проводилась через аккаунты в соцсетях - задача почти невыполнимая. Мало ли где мы за это время успели отметиться? Сейчас мои коллеги заняты тем, что закрывают публикации прошлых лет, где позволяли себе какие-то сомнительные с точки зрения власти высказывания. А для общения с "френдами" заводим сейчас новые аккаунты, "стучимся" в друзья, ставим "левые" фотки и пр. И раздражения от действия властей от этого стало только больше".