На сегодняшний день продовольственные товары растут опережающими темпами по сравнению с иными сегментами потребительского рынка, уровень продуктовой инфляции в России достиг 12,6%.
При этом как уточнила старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, официальные данные Росстата отстают от реальных на 5-7%. В ходе круглого стола в медиа-центре «МедиаС» ростовские ритейлеры рассказали о рыночных причинах удорожания отдельных видов продовольствия, а также о попытках сдержать цены в своих сетях.
По словам генерального директора ООО «Солнечный круг» Александра Кириенкова, начиная с июня месяца одноименная сеть супермаркетов в Ростовской области потеряла порядка 5-7% покупателей из-за роста цен на продовольственные товары.
"Средний чек увеличился, в выручке мы пока не потеряли, но трафик у нас уменьшился. Причиной этому послужил, в том числе, и дефицит. Кроме того, потребитель пытается найти товар дешевле, а нас (розницу) уличить в том, что якобы мы извлекаем сверхвыгоду. На самом деле, мы пытаемся каким-то образом сбалансировать свою наценку на отдельные продукты", - отметил г-н Кириенков.
По словам игрока рынка, 800-граммовая упаковка гречки с начала осени подорожала примерно на 154%, рост цен на сахар составил 21%. За этот же период стоимость сыров поднялась в среднем на 20%. При этом поставщики мотивировали рост цен значительным сезонным снижением объемов производства сырого молока и обострением конкуренции между производителями молочной продукции. Куриные яйца с осени выросли в цене от 20 до 30% в зависимости от производителя, в данном случае мотивацией стало увеличение закупочных цен на корма. Мясо птицы подорожало на 30-40%, однако, к декабрю месяцу его стоимость начала снижаться. Как объяснил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов, это говорит о том, что цена просто достигла максимума, и рынок чувствует потребительские возможности.
Генеральный директор ГК «Агротехник» Вадим Бандурин рассказал также, что рыночные причины повышения стоимости сельхозпродукции связаны с зависимостью российских сельхозпредприятий от импортных кормов и удобрений, поскольку за них приходится расплачиваться в евро и долларах.
"К сожалению у нас диапазон влияния на цену настолько ничтожен, что и говорить о нем бесполезно, - добавляет Александр Кириенков. - В "Солнечном круге" удорожание больше 10% в месяц мы не принимаем и многих поставщиков тем самым стимулируем, таким образом нам удается немного сдерживать рост цен. Но, к сожалению, наши полки начинают страдать, и мы идем на исключения".
Как рассказал замдиректора филиала Южный Х5 Retail Group Алексей Полянский (сеть магазинов «Пятерочка»), торговые сети направляют всю информацию о своих ценах, а также о ценах поставщиков в УФАС, при этом подорожание более чем на 5% влечет за собой проверку. По его словам сговор между торговыми сетями невозможен.
"Если к нам придет человек и увидит, что гречка здесь стоит дороже, чем где бы то ни было, он уйдет либо к нашим конкурентам, либо на рынок и купит там все остальное. Нам терять покупателя незачем, потому что наш бизнес зависит от трафика, - объяснил г-н Полянский. Если мы испытываем давление от поставщика по повышению цен, мы вынуждены передавать эту информацию в УФАС. Никто не отменял и законы рынка, если наши закупщики получают информацию о повышении цен, они тут же начинают их сравнивать с предложениями от других поставщиков. У нас всегда есть возможность просто отказаться от этого поставщика и перейти к более демократичному и лояльному".