Есть немало предпринимателей, кто ведет бизнес за счет собственной выручки. Без кредитов бизнесу легче дышать в условиях кризиса, признаются они.
Агентство недвижимости «Титул» вышло на рынок в 2000 г. и за все это время ни разу не кредитовалось. По словам генерального директора компании «Титул» Евгения Сосницкого, отсутствие кредитов позволило пройти кризис не просто безболезненно, но и развить новые виды деятельности, ввести систему сбалансированных показателей компании:
«Внешние консультанты говорят, что на подъеме это плохо — с кредитными средствами развитие пошло бы более быстрыми темпами. Но мы вошли в кризис без кредитов, и они не отнимали у нас деньги, поэтому мы могли инвестировать в обучение, оптимизацию».
Подобный подход распространен в сфере IT, представители которой стараются использовать исключительно собственные средства. «Подход к финансовому обеспечению не меняется с открытия компании. Мы развиваемся на собственные средства, — рассказывает Вадим Мерзликин, генеральный директор компании RuFormat. — В этом два плюса — мы стараемся расти по показателям прибыльности и эффективности, а не оборота. Кроме того, избегаем проблем с слишком быстрым ростом, когда теряется контроль». По его словам, драйвером развития является интернет-коммерция. «Мы работаем с крупными игроками рынка электронной коммерции, увеличиваем онлайн-продажи, оптимизируем затраты в Интернете. Маленькая часть от их успеха — это наш хлеб. Мы специализируемся на дизайне, конверсии и не меняем курс уже много лет, в этом первый секрет. Второй секрет — опыт в собственных проектах сферы электронной коммерции, экспериментируем с самыми свежими приемами и даем клиентам уже проверенные решения. Для клиентов это значит, что на их бюджет мы можем обеспечить больше продаж», — продолжает Вадим Мерзликин.
Учредитель и гендиректор ООО «СЕББИА» Николай Мельников рассказывает, что бизнес развивается за счет собственных средств. Компания занимается разработкой мобильных приложений.
«Мы не сталкиваемся с административными барьерами, но есть проблемы как с поискомпрофильных специалистов, так и с отсутствием местных клиентов. Разработка мобильного приложения обходится на порядок дороже, чем разработка сайта, и этот ценник находится за пределами платежеспособности потенциальных ростовских заказчиков. При этом в Ростове немало головных офисов крупных компаний федерального уровня, но нет понимания, зачем им нужно мобильное приложение. Большинство проблем связано с молодостью отрасли, уверен, в скором времени и на местном рынке появится спрос на услуги по разработке мобильных приложений».
На самоокупаемости находится и «Прокат в Ростове» Дмитрия Гусева. По его словам, доход от пунктов проката он вкладывает в поддержание уровня обслуживания и развитие новых проектов. Открывшийся в 2009 г. прокат обеспечил запуск веломастерской «Кусты», а с недавнего времени начала функционировать служба велокурьерской доставки «Велопортация.РФ». Г-н Гусев уточняет, что если бы он ставил извлечение выгоды как единственную цель, то выручка с пунктов проката обеспечила бы выполнение этой задачи. Но идеологическая составляющая его бизнеса заставляет вкладывать в новые проекты и объекты, которые не приносят прибыли напрямую, но способствуют развитию необходимой инфраструктуры, например, велопарковки.
В некоторых сферах бизнеса работает другой метод: для реализации проектов используются частично собственные средства, частично — предоплата от клиентов. На основе такого сочетания «Донская лодочная компания «Скиф» смогла построить первую серийную крейсерскую яхту. В настоящее время строится еще одна, обе проданы на начальном этапе. По словам председателя правления «Донской лодочной компании «Скиф» Якова Никитина, на яхты сформирован спрос в Ростовской области и Краснодарском крае, в следующем году со стапелей сойдет до 10 бортов. Это, к слову, также шаг предприятия в сторону реализации стратегии импортозамещения.
Новую задачу перед своим предприятием ставит и Евгений Крашенников, генеральный директор «РостИнПром». Речь идет о разработке собственного варианта стратегии развития и самофинансирования:
«ВТО может помочь создать благоприятные условия для экспорта, но само по себе не превратит наши товары в конкурентоспособные. Над этим надо работать нам самим. Это наша внутренняя задача, задача конкретных компаний, конкретных менеджеров, инженеров».
Таким образом, главными факторами роста для малого и среднего бизнеса являются макроэкономическая стабильность, доступность финансовых средств и возможность решать организационные вопросы с минимальными затратами времени.