Если еще пять лет назад хозяева животных довольствовались покупкой кормов для своих домашних питомцев, то в последнее время они готовы платить за товары и услуги, не являющиеся предметами первой не
Если еще пять лет назад хозяева животных довольствовались покупкой кормов для своих домашних питомцев, то в последнее время они готовы платить за товары и услуги, не являющиеся предметами первой необходимости. По наблюдениям экспертов, наличие отдела одежды и аксессуаров сегодня заметно повышает популярность зоомагазина, а сегмент одежды и аксессуаров показывает самую высокую динамику роста в общем объеме продаж товаров для животных. Почувствовав тенденцию, игроки зоорынка расширяют ассортимент продукции, которая до недавнего времени занимала очень скромное место среди зоотоваров.
Зоомагазины открывают отделы «готового платья»В Ростове почти 80% продаж одежды и аксессуаров для животных осуществляют пять крупных местных игроков: сети магазинов «Белый Какаду», «Зоосити», супермаркет «Салон экзотических животных», фирма «Зоофортуна» и оптово-розничная сеть «Тайм-зоо». На положительную динамику в этой товарной нише, по мнению участников рынка, влияет несколько факторов. Во-первых, с повышением уровня жизни ростовчане начинают уделять больше внимания потребностям своих животных. Во-вторых, растет число одиноких пожилых людей, которые заводят животное-компаньона и основательно заботятся о нем.
ВЯЧЕСЛАВ НЕМ, директор сети магазинов «Зоосити»: «Тем, кто давно в бизнесе, уже понятно, что это стабильно растущий рынок. И нельзя упускать ни малейшего шанса закрепиться на нем». Как отмечают игроки рынка, продажи одежды для животных увеличились за год на 50-70%. При этом маржинальная наценка может доходить до 100%.
ИРИНА АСХАБОВА, технолог по работе с клиентами и рекламой ООО «Тайм-зоо», рассказывает, что одежду эконом-класса для кошек и собак завозят в магазин из Москвы и Санкт-Петербурга, где эта отрасль динамично развивается уже в течение 5-7 лет. Совсем незначительную долю составляет одежда местного производства, которую владельцы магазинов заказывают ростовским дизайнерам.
Сегодня серьезно изучают спрос только 3 или 4 крупные фирмы, остальные копируют товарный ассортимент лидеров, отмечает СВЕТЛАНА КОХАНЕЦ, директор сети магазинов «Белый Какаду».
По наблюдениям экспертов, если год назад изменение спроса на эти товары зависело от сезона (одежду покупали с наступлением дождей и холодов), то сегодня выделяется группа внесезонных товаров. Это владельцы животных, которые хотят приобрести эксклюзивный товар маскарадные костюмы, вечерние туалеты, одежду и аксессуары для престижной выставки и т. п. Поэтому, если раньше уголок одежды появлялся в зоомагазинах осенью и исчезал весной, теперь предприниматели выделяют в торговых залах постоянные площади для подобных отделов.
Отмечая растущую популярность этих товаров в своих торговых точках, сами продавцы не исключают появления в скором времени специализированных магазинов, где можно будет наиболее полно предоставить ассортимент востребованной продукции и изучать спрос на новинки.
По словам Светланы Коханец, продавцы одежды и аксессуаров для животных ориентируются сегодня на функциональные вещи и модные наряды, рассчитанные на VIP-покупателей. Пока основную прибыль, отмечает Ирина Асхабова, продавцы получают в сегменте функциональной одежды и аксессуаров: это, например, костюмы из мелкоячеистых материалов, которые хорошо пропускают воздух, защищают животных от насекомых, предохраняют шерсть от грязи. Пользуются устойчивым спросом недорогие ошейники и поводки из нейлона, их, как правило, заменяют 1-2 раза в год. Такие вещи обычно не покупают впрок. С насыщением рынка, которое, по мнению специалистов, может произойти через год-полтора, спрос на них будет расти медленнее: в основном, за счет увеличения числа владельцев домашних животных.
Большая часть покупателей в этом сегменте пожилые люди, владельцы охотничьих и служебных собак крупных пород, говорят участники рынка. Кошки практически не нуждаются в функциональной одежде, поэтому в этой нише превалирует гардероб для собак.
Появление сегмента VIP-одежды эксперты связывают с увеличением числа покупателей с доходами выше среднего, которые не только заботятся о здоровье своего животного, но также хотят продемонстрировать свой статус. «Если раньше к нам шли покупатели функциональной одежды, рассказывает модельер-дизайнер одежды для животных НАТАЛЬЯ БАРАННИК, то теперь все чаще появляются клиенты, которых интересуют более дорогие и красивые модели».
По наблюдениям экспертов, покупатели зооодежды высокого ценового сегмента в основном, молодежь, дочери обеспеченных родителей и женатые пары от 30 до 45 лет с доходом выше среднего. «Для высокодоходных групп населения собака или кошка, особенно породистая, стала своеобразным атрибутом престижа», говорит ЕЛЕНА СВЕТЛОВА, директор питомника «Лунная радуга». И выделяет статусные вещи для животных в отдельное бизнес-направление: «Самые респектабельные универмаги в мире BLOOMINGDALE, NEIMAN-MARCUS, HARRODS и др. предлагают наряды для «друзей человека» от GUCCI, LOUIS VUITTON, BURBERRY, JUICY COUTURE и других известных брендов. Это очень интересный сегмент рынка, который будет развиваться у нас точно так же, как индустрия моды и сфера элитных услуг для людей. Одежду премиум-класса хозяева животных покупают на самом деле для себя, чтобы подчеркнуть свой статус».
С ней согласна Светлана Коханец: «Подобные клиенты готовы тратить на своих питомцев серьезные средства, водить их к парикмахеру, подбирать костюм для любимца в соответствии с собственным недешевым гардеробом. Появляется понятие моды для животных. В сегменте модной одежды присутствуют наряды, в которых собаку можно взять с собой в ресторан, маленькие дизайнерские сумочки, в которых собака или кошка приезжает на прием, в аксессуарах популярными становятся ошейники с подвесками от Swarowski».
Крупные игроки планируют развивать это направление. Ирина Асхабова: «Мы сейчас заключаем договоры с зарубежными производителями, известными европейскими марками одежды. В этом сегменте имя производителя имеет не меньшее значение, чем красота модели и качество материала».
Некоторые игроки рынка отмечают необходимость не только расширять ассортимент, но и территориально разграничить продажи товаров разных ценовых сегментов. «Еще 3-4 года назад привозить партии дорогой одежды не было смысла, рассказывает Вячеслав Нем, большинство владельцев были просто не готовы к таким покупкам. Сегодня в сети «Зоосити» одежда разного ценового диапазона продается почти во всех точках: в зоомагазинах, клубах владельцев животных. Недавно мы открыли точку в мегацентре «Горизонт». Покупатели с достатком выше среднего охотно приобретают там костюмы для любимцев».
Продвигать одежду и аксессуары для животных помогают те же хитрости и приемы, которые применяются на рынке аналогичных товаров для людей. Причем для каждой целевой аудитории существуют свои методы. Так, основные покупатели непромокаемых комбинезонов для собак охотники. Эксперты отмечают, что в подобной группе по интересам «сарафанное радио» становится универсальным инструментом рекламы. Давать рекламу в СМИ для любителей поохотиться на уток с гончими затратно и бессмысленно она просто «растворится» в потоке информации, считают специалисты. А вот рекомендация товарища-охотника или подробная консультация продавца в клубе дает хороший результат. Для работы с еще одной довольно многочисленной покупательской группой пожилыми людьми, по мнению Светланы Коханец, нужны иные приемы. Случается, говорит г-жа Коханец, что пожилые люди приходят за пакетом корма и попутно покупают теплую попонку, которую недавно получил магазин. Причем, зная круг постоянных клиентов и специфику их животных, можно формировать ассортимент товара.
Светлана отмечает, что почти в 100% случаев клиент покупает предложенный товар, потому что продавец верно прогнозирует его возможную потребность. Светлана Коханец: «Например, домашние шелковые халаты. Их делают яркими, с драконами, в китайском стиле. Многие считали, они не будут пользоваться спросом, но их просто надо уметь продавать. Нужно работать с клиентом, объяснять назначение вещи. Когда покупатели поняли, что халат убережет мебель и ковры от шерсти, его стали брать».
Большую роль в продвижении играет формат магазина: предприниматели предпочитают огромным супермаркетам сеть маленьких магазинчиков. Почти домашняя обстановка дает возможность покупателю пообщаться с консультантом и получить нужную информацию и рекомендации, а продавцу запомнить предпочтения постоянных покупателей, периодичность их визитов, породу и привычки животного. Эксперты считают, что полезно готовить презентацию новинок для постоянных клиентов к их очередному визиту в магазин.
Эксперты отмечают, что на репутации магазина положительно сказывается возможность приобрести или заказать одежду по индивидуальным меркам. Владельцы магазинов, торгующих одеждой эконом-класса часто обращаются и к дизайнеру, если нужен специальный наряд (например, для охоты или для нестандартного по размерам питомца). ЕЛЕНА СТРИЖКОВА, директор ателье ReDress, которое занимается пошивом и продажей одежды эконом-класса, рассказывает, что вначале приходилось преодолевать серьезные трудности, разрабатывая модели: «В мире еще не существует учебных заведений, готовящих таких специалистов. Очень сложно подобрать кадры хороших мастеров по пошиву одежды для животных в Ростове немного. Однако, пошив на месте себя оправдывает, т. к. может конкурировать с привозным товаром по цене».
Но основные продажи дизайнерской одежды на заказ идут в премиум-сегменте. «Люди готовы покупать дорогие вещи, рассказывает Вячеслав Нем, вечерние наряды, спортивную одежду, очки, ошейники со стразами, бижутерию. Ниша дизайнерской одежды для животных в Ростове незаполнена, как правило, выбор моделей небольшой».
О стабильности увеличения спроса на дорогую одежду и аксессуары из разряда роскоши говорит и то, что авторские коллекции одежды для животных начали появляться на ростовских подиумах. Продавцы отмечают любопытный факт: самый действенный инструмент продвижения в нише дорогих товаров СМИ, которые рассказывают о светских раутах знаменитостей, о нарядах собаки Пэрис Хилтон или кота Ксении Собчак. «Многие владельцы элитных собак и кошек, говорит Наталья Баранник, внимательно следят за тенденциями мировой моды и охотно заказывают новые модели для своих питомцев. Прежде всего, это касается VIP-одежды из современных импортных материалов, которой нет в свободной продаже». Вячеслав Нем: «Грядет бум на авторские вещи для кошек и собак. Рекомендую всем обратить внимание на эту группу потребителей. Дизайнерские вещи для животных найти все еще крайне сложно. Стоят они очень дорого и на этом можно сделать хороший бизнес».