Меню

Ростовские политологи выяснили, какими качествами должен обладать сити-менеджер

Директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов* поделился с DK.RU информацией о том, как проводилось исследование. Эксперт отмечает, что в Ростовской области уже два раза – в Азове и в Ро

Директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов* поделился с DK.RU информацией о том, как проводилось исследование. Эксперт отмечает, что в Ростовской области уже два раза – в Азове и в Ростове - прошли выборы глав администраций городов. Каждый раз создавались конкурсные комиссии из представителей соответствующих городских дум и областного правительства, которые рассматривали заявки кандидатов на эти посты. Затем отобранные в ходе оговоренных законом процедур кандидатуры выносились на рассмотрение депутатов городских дум, которые на своих заседаниях уже и делали окончательный выбор. В Азове он пал на депутата Ростовской-на-Дону городской думы Игоря Щипелева, а в самом Ростове – на вице-губернатора ростовской области Сергея Горбаня.
 
 
"И оба раза критерии, по которым делали свой выбор конкурсные комиссии и депутаты гордум, остались для абсолютного большинства жителей этих городов "тайной, покрытой мраком". Во всяком случае никто из моих коллег не смог припомнить ни одного интервью или даже просто комментария, в котором участники голосований объяснили бы основания своих предпочтений. Поэтому мы решили алгеброй экспертных опросов проверить гармонию депутатских голосований", - отметил Сергей Смирнов. 
 
Помимо «официальных» требований, указанных в областном законе от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» и в областной закон N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" политологи посчитали важным выяснить, какими умениями и знаниями должны обладать будущие главы администраций, какой у них должен быть опыт, какие личные качества и публичный имидж.
 
Предварительное обсуждение этих вопросов прошло в ходе одного из заседаний ростовского филиала Клуба политического действия «4 ноября в сентябре 2014 года и было продолжено на соответствующей «клубной» странице в социальной сети Фейсбук. А полученные результаты стали основой для еще одного экспертного опроса с участием в общей сложности 32 экспертов из числа ростовских политиков и общественных деятелей, бизнесменов и консультантов, журналистов и политтехнологов. В результате был получен и проранжирован (по степени важности) список из 27 требований, которым в идеальном случае должен «дополнительно» удовлетворять глава администрации города (см. таблица А)».
Политолог поделился результатами экспертных опросов.
 

 

 

 

Таблица А

требования в главе администрации города

результаты экспертных

опросов

ФБ

e-mail

всего

%

 

УМЕНИЕ:

 

 

 

 

разрабатывать механизмы решения поставленных перед ним задач

10

17

27

84

наладить межведомственное взаимодействие

10

15

25

78

взаимодействовать с общественностью

9

13

22

69

формировать команду, подбирать, отбирать и обучать работников

6

9

15

47

контролировать исполнение поставленных им задач

6

9

15

47

принимать правильные нестандартные решения

6

8

14

44

использовать человеческий потенциал, побуждать к творческой деятельности

5

6

11

34

построить конструктивное взаимодействие с главой города и гордумой

2

7

9

28

привлекать инвестиции

2

2

4

13

учитывать и сводить интересы различных групп (медиация)

1

2

3

9

ОПЫТ:

 

 

 

 

хозяйственной деятельности, работы (на должностях топ-менеджером)

13

18

31

97

успешной реализации проектов

11

19

30

94

управления большим коллективом (от 1000 сотрудников)

2

8

10

31

подтвержденный опыт успешного решения аналогичных задач

3

6

9

28

управления крупным бизнесом (от 1 млрд рублей выручки/оборота)

1

2

3

9

ЗНАНИЕ:

 

 

 

 

бюджетного планирования или тарифообразования

12

15

27

84

как функционирует городское хозяйство

13

8

21

66

современных мировых практик

5

11

16

50

взаимосвязи ЖКХ и градостроительных правил и принципов

2

11

13

41

величину и характеристики задач, которые предстоит решать

4

3

7

22

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

 

 

умение работать в кризисных ситуациях

11

16

27

84

развитые коммуникативные навыки

7

15

22

69

системное, проектное мышление

11

4

15

47

лидерские качества

5

7

12

38

объективность

3

6

9

28

ценностный подход

2

3

5

16

ПУБЛИЧНЫЙ ИМИДЖ

 

 

 

 

приемлемость для различных групп в городе

11

12

23

72

 

«Правда, не все эти требования можно более или менее корректно оценить в ходе экспертного опроса, который является своеобразным «заочным» тестированием кандидатов. Поэтому, когда стал известен список из шести кандидатов на главу администрации Ростова-на-Дону, подавших документы в конкурсную комиссию, список требований пришлось сократить до 21. Результаты оценки этих кандидатов 8 экспертами приведены в Таблице Б.», - продолжает г-н Смирнов.

 

Таблица Б

Оцениваемые требования

Весовые

коэффициенты

Ковтунов Ф.

Украинский В.

Михно А.

Сляднев Л.

Горшков С.

Горбань С.

УМЕНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наладить межведомственное взаимодействие

78

30

23,4

23

17,9

25

19,5

30

23,4

18

14,0

36

28,1

взаимодействовать с общественностью (с экспертными сообществами)

69

25

17,3

17

11,7

20

13,8

24

16,6

16

11,0

26

17,9

формировать команду, подбирать, отбирать и обучать работников

47

26

12,2

23

10,8

29

13,6

29

13,6

18

8,5

32

15,0

построить конструктивное взаимодействие с главой города и гордумой

28

31

8,7

22

6,2

21

5,9

27

7,6

12

3,4

37

10,4

ОПЫТ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйственной, управленческой работы (на должностях топ-менеджером)

97

36

34,9

21

20,4

39

37,8

34

33,0

16

15,5

37

35,9

успешной реализации проектов

94

28

26,3

21

19,7

29

27,3

29

27,3

12

11,3

31

29,1

управления большим коллективом (от 1000 сотрудников)

31

25

7,8

21

6,5

31

9,6

26

8,1

14

4,3

34

10,5

подтвержденный опыт успешного решения аналогичных задач

28

29

8,1

12

3,4

20

5,6

33

9,2

8

2,2

33

9,2

ЗНАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетного планирования или тарифообразования

84

33

27,7

17

14,3

28

23,5

32

26,9

18

15,1

32

26,9

как функционирует городское хозяйство

66

33

21,8

16

10,6

18

11,9

29

19,1

15

9,9

31

20,5

современных мировых практик

50

23

11,5

16

8,0

20

10,0

23

11,5

10

5,0

32

16,0

взаимосвязи ЖКХ и градостроительных правил и принципов

41

30

12,3

14

5,7

17

7,0

34

13,9

13

5,3

30

12,3

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение работать в кризисных ситуациях

84

29

24,4

18

15,1

35

29,4

28

23,5

21

17,6

37

31,1

развитые коммуникативные навыки

69

19

13,1

20

13,8

29

20,0

22

15,2

19

13,1

28

19,3

системное, проектное мышление

47

16

7,5

19

8,9

28

13,2

22

10,3

17

8,0

28

13,2

лидерские качества

38

20

7,6

13

4,9

25

9,5

23

8,7

16

6,1

32

12,2

ПУБЛИЧНЫЙ ИМИДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приемлемость для различных групп в городе

72

19

13,7

13

9,4

20

14,4

22

15,8

6

4,3

33

23,8

 

Максимально возможная оценка

409,2

                       

Итоговая взвешенная оценка

 

 

278,2

 

187,4

 

272,0

 

283,8

 

154,8

 

331,4

Приближение к идеальному главе администрации, %

 

68,0

 

45,8

 

66,5

 

69,3

 

37,8

 

81,0

                           

«В качестве весовых коэффициентов, отражающих важность того или иного требования к главам администрации, использовались результаты предыдущего экспертного опроса (см. крайний правый столбец Таблицы А). Красным выделены «критические» требования для конкретных кандидатов, по которым они получили менее 50% от максимально возможных оценок. Таким образом, получается, что большинство подавших документы кандидатов (4 из 6) более, чем 50% соответствуют требованиям, предъявляемым к так называемому «идеальному кандидату в главы администрации», а в наибольшей степени этим требованиям отвечает С.Горбань (81%, что самом по себе является очень высоким показателем), - уточняет г-н Смирнов. - В дальнейшем, чтобы понять, а были ли «более правильные» варианты выбора кандидатуры главы администрации Ростова-на-Дону, аналогичным образом были «протестированы» те, кто не подавал документы, но тем не менее регулярно упоминался в СМИ в качестве возможного главы администрации (см. Таблица В)».

Оцениваемые требования

весовые коэффициенты

Арцыбашев В.

Васильев М

Колесников И

Молодченко Ю.

Попов М.

Станиславов Д.

УМЕНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наладить межведомственное взаимодействие

78

34

26,5

35

27,3

25

19,5

28

21,8

30

23,4

37

28,9

взаимодействовать с общественностью (с экспертными сообществами)

69

27

18,6

24

16,6

25

17,3

19

13,1

36

24,8

31

21,4

формировать команду, подбирать, отбирать и обучать работников

47

28

13,2

27

12,7

29

13,6

28

13,2

28

13,2

31

14,6

построить конструктивное взаимодействие с главой города и гордумой

28

35

9,8

33

9,2

29

8,1

26

7,3

29

8,1

32

9,0

ОПЫТ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйственной, управленческой работы (на должностях топ-менеджером)

97

34

33,0

33

32,0

30

29,1

33

32,0

32

31,0

36

34,9

успешной реализации крупных проектов

94

29

27,3

33

31,0

26

24,4

28

26,3

29

27,3

33

31,0

управления большим коллективом (от 1000 сотрудников)

31

28

8,7

29

9,0

25

7,8

26

8,1

22

6,8

35

10,9

подтвержденный опыт успешного решения аналогичных задач

28

30

8,4

30

8,4

15

4,2

28

7,8

19

5,3

37

10,4

ЗНАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бюджетного планирования или тарифообразования

84

32

26,9

31

26,0

29

24,4

31

26,0

30

25,2

32

26,9

как функционирует городское хозяйство

66

32

21,1

31

20,5

19

12,5

29

19,1

25

16,5

31

20,5

современных мировых практик

50

19

9,5

23

11,5

24

12,0

22

11,0

34

17,0

29

14,5

взаимосвязи ЖКХ и градостроительных правил и принципов

41

29

11,9

30

12,3

25

10,3

29

11,9

29

11,9

31

12,7

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение работать в кризисных ситуациях

84

30

25,2

29

24,4

29

24,4

27

22,7

34

28,6

37

31,1

развитые коммуникативные навыки

69

25

17,3

22

15,2

34

23,5

19

13,1

33

22,8

25

17,3

системное, проектное мышление

47

17

8,0

19

8,9

28

13,2

22

10,3

38

17,9

25

11,8

лидерские качества

38

21

8,0

21

8,0

28

10,6

22

8,4

34

12,9

31

11,8

ПУБЛИЧНЫЙ ИМИДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приемлемость для различных групп в городе

72

19

13,7

21

15,1

27

19,4

21

15,1

29

20,9

27

19,4

                           

Максимально возможная оценка

409,2

                       

Итоговая взвешенная оценка

 

 

286,9

 

288,1

 

274,2

 

267,3

 

313,5

 

326,8

Приближение к идеальному главе администрации, %

 

70,1

 

70,4

 

67,0

 

65,3

 

76,6

 

79,9

«Результаты показывают, что многие из не принявших участие в конкурсе «потенциальных» кандидатов могли бы составить реальную конкуренцию как участникам конкурса, так и его победителю. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. В том числе история выбора главы администрации Ростова-на-Дону. Хотя, с другой стороны, прошедшие выборы главы администрации Ростова-на-Дону – одни из первых в Ростовской области, но далеко не последние. В следующем году главы администраций появятся не только в некоторых из городов, но и во многих из сельских районов области. И подготовка к этому, в том числе подготовка самих кандидатов в главы администраций уже началась (но это тема уже совсем другого материала), - добавляет г-н Смирнов. - И еще одно важное замечание – хотя результаты этих исследований есть не более, чем некие модели идеального главы администрации и самих кандидатов в главы, тем не менее, они являются хорошей «информацией для размышления». Как для самих, депутатов, членов конкурсных комиссий, так и всех желающих лично оценить возможных кандидатов».

* - выполняет функции иностранного агента