Меню

Ростовские компании учатся Интернет-маркетингу

В начале дискуссии эксперты высказали предположение, что владельцы корпоративных сайтов в большинстве случаев создают их, следуя моде, и только потом задумываются, что с помощью такого ресурса мо

Интернет-маркетинг в Ростове находится в зачаточном состоянии к такому выводу пришли участники очередного заседания Дискуссионного клуба «ДК». Собственные корпоративные сайты сегодня есть у большинства компаний, но не все владельцы используют их для увеличения клиентов и продвижения своей торговой марки и услуг. Лишь немногие компании воспринимают корпоративный сайт как инструмент развития бизнеса.


В начале дискуссии эксперты высказали предположение, что владельцы корпоративных сайтов в большинстве случаев создают их, следуя моде, и только потом задумываются, что с помощью такого ресурса можно увеличивать количество клиентов компании, а следовательно прибыль. «Наличие у компании сайта и отсутствие его у конкурентов не дает каких-либо преимуществ, если этот сайт сделан неграмотно, со сложной навигацией и прочими недостатками или просто не интересен посетителям», отметила ИРИНА ВЕРЕНИКИНА, директор интернет-агентства «Информа». Участники Дискуссионного клуба «Делового квартала» согласились: чтобы корпоративный сайт стал эффективным инструментом, компания должна ставить перед разработчиками четкие цели и задачи еще в процессе обдумывания его идеи.?


Только «живой» сайт может стать бизнес-инструментом?
По мнению участников Дискуссионного клуба, корпоративный сайт не надо рассматривать как главный показатель успешности компании. Он должен быть живым, работающим ресурсом. Но такое понимание еще не нашло широкого распространения среди местных бизнесменов. Менеджер по продвижению в сети Интернет компании «Симеон Инжиниринг» ДЕНИС ФРОЛОВ отметил, что в настоящее время в Ростове распространены два подхода к созданию корпоративных сайтов: «Первый романтический, когда сайт делают «чтобы было». В дальнейшем такие сайты похожи на Некрополь: они мертвые, не продвигаются и, соответственно, не дают отдачи. При втором подходе сайт рассматривают как инструмент маркетинга, решающий определенные задачи». ?

 


Директор компании Fast Report Inc. МИХАИЛ ФИЛИППЕНКО считает, что сайт это преимущественно инструмент продаж, носитель информации о продукте или услуге фирмы. Другие эксперты не согласились с такой однозначной трактовкой. По мнению Ирины Вереникиной, сайт это некий «виртуальный образ» предприятия: «Сайт отражает специфику бизнеса. Представительство в Интернете по функционалу практически ничем не отличается от реального представительства компании и решает сходные задачи». Участники дискуссии поддержали эту точку зрения, заметив, что каждый конкретный сайт выполняет свою бизнес-задачу, от которой зависит его графическое и структурное решение. ?

 


Говоря о том, как организовать корпоративный сайт, наиболее соответствующий своим задачам, участники дискуссии определили несколько подходов к его созданию и обслуживанию. Во-первых, можно попытаться самостоятельно сделать и поддерживать сайт, опираясь на энтузиазм кого-то из сотрудников. Во-вторых, можно взять в штат Web-дизайнера. В-третьих обязать маркетинговую службу заниматься совершенствованием и поддержкой сайта. И наконец отдать это направление на аутсорсинг.?

 


Эксперты отметили, что довольно часто решение о создании сайта и способах его использования ложится на плечи руководителей службы рекламы и маркетинга. Но эти специалисты не всегда могут определить стратегию реализации и поддержки проекта. Поэтому сегодня прослеживается тенденция: чем сложнее задача, значительнее объем работ и выше требования к качеству конечного информационного продукта, тем чаще и охотнее корпоративные заказчики прибегают к услугам специализированных студий и агентств.?

 


Ирина Вереникина отметила, что обращение за помощью к профессионалам ускоряет процесс создания сайта: «Сегодня задача руководителя или маркетолога состоит не в том, чтобы нарисовать эскизы интернет-страниц и определить размер и место логотипа. Он должен определить цели и задачи, под которые будут создавать сайт компании».?

 


Понимание этого поможет руководителю адекватно оценить стоимость услуг профессионального агентства. Участники дискуссионного клуба, активно использующие собственные сайты в маркетинговых целях, пришли к выводу, что создание веб-сайта сравнимо по цене с одним рекламным объявлением в ежемесячном престижном журнале, разница лишь в том, что аудитория журнала ограничена его тиражом и периодичностью выхода, а объем информации размером публикации. ЮРИЙ СИЛОНИН, начальник отдела маркетинга компании «Ростовканцопт»: «Стоимость сайта должна быть адекватна стоимости продукта, размещаемого на нем. Если мы платим за создание сайта, это вовсе не значит, что сумма окончательная. В процессе работы требуются изменения, усовершенст­вования. С развитием бизнеса меняется и способ подачи информации. Так что затраты на сайт пропорциональны затратам на развитие компании в целом». ?

 


Гости и эксперты согласились, что мало создать свой сайт, нужно постоянно заботиться о его обновлении и обслуживании. Денис Фролов уточнил, что информационную и техническую поддержку необходимо разграничивать: «Большинст­во представленных в Интернете фирм предпочитают обращаться к сторонним разработчикам для разработки своих веб-сайтов, а обновление информации производят собственными силами. Контентом сайта должен заниматься человек, который хорошо знает продукт, а компаниям целесообразно использовать собственных сотрудников». Менеджер по маркетингу компании «Темп-Авто» ДАРЬЯ КИРИЧЕНКО резюмировала: контент-поддержкой сайта должны заниматься маркетинговые и PR службы компании.?

 


Эффективность сайта зависит ?от количества и качества посетителей?
Эксперты и гости Дискуссионного клуба отметили: если корпоративный сайт создан и функционирует, следующим шагом должно стать его грамотное продвижение в сети Интернет. Эксперты посетовали на неразвитость местного интернет-сегмента. Ирина Вереникина: «Если вы захотите в Интернете дать рекламу на местной площадке, вы не найдете места для ее размещения».?

 


В качестве эффективных способов продвижения сайта Денис Фролов предложил использовать поисковую оптимизацию, размещение в сети рекламных носителей (баннеров, объявлений) и рекламу в печатных СМИ: «К примеру, мы размещаем информацию о своем сайте на всех рекламных оффлайн-носителях нашей компании. Интернет-адрес сайта становится элементом логотипа. Такие меры по продвижению ресурса приносят нам около 40 посетителей, которые заходят на сайт, набирая его адрес в командной строке». ?

 


Михаил Филиппенко уверен: небольшим компаниям нужно продвигать собст­венный ресурс исключительно в Интернете: «У нас продажи через сеть приносят 70% валовой прибыли. И это связано, в первую очередь, с тем, что мы используем интернет-маркетинг: маркетинговый бюджет в оффлайне стоит на порядки выше, чем в Интернете, и количество клиентов, которых мы могли бы привлечь растяжкой за 5 тыс. руб., можно привести через Интернет за 500 руб.». ?

 


С ним не согласилась региональный менеджер по маркетингу Южного региона компании «ВымпелКом» ИРИНА ГУСЬКОВА, заметив, что нельзя продвигать сайт только в Интернете или только в оффлайне. По ее мнению, оба канала должны работать синхронно. «Как только появился наш сайт, мы начали рекламную кампанию сначала в СМИ, потом он-лайн, сделали сервисную поддержку. Сейчас работа идет с каждым пользователем, а сайт является одним из лидеров в своей нише», рассказала ОЛЬГА ДЗЮБА, директор представительства компании HeadHunter в Южном округе.?

 


Участники заседания отметили: чтобы ресурс был эффективным, нужно привлекать на сайт целевую аудиторию. Михаил Филиппенко: «Нам нужен целевой клиент. Мы размещаем свою рекламу, работаем с теми ресурсами, куда ходят наши клиенты. Мы отслеживаем путь наших клиентов: иногда они возвращаются через полгода и покупают наши решения». Г-н Филиппенко высказал мнение, что ссылки стоит размещать не «где угодно, лишь бы побольше», а на отдельных страницах: «Наши партнеры», «Другие ресурсы по данной тематике», «Дополняющие товары». Тогда вероятность заинтересовать клиента повышается.?

 


После этого гости и эксперты обсудили проблемы работы с клиентами, которые посещают ресурс компании в Интернете. Опытом поделился АНДРЕЙ КОСТИН, заместитель управляющего ростовского филиала «Международного Московского Банка»: «Допустим, посетитель ищет автокредит, попадает к нам с раздела «кредитование» сайта-партнера и знакомится с этой услугой. Чтобы он не ушел, а получил полную информацию об услугах нашей компании, обязательно где-то рядом следует разместить сведения о других наших услугах».?

 


По мнению участников Дискуссионного клуба, для удержания посетителя на сайте, нужно соблюсти несколько факторов. Денис Фролов: «Основные факторы удержания посетителей на сайте основываются на качестве контента и возможности общаться с представителями компании и другими посетителями. Информация, которую вы представляете на сайте, должна быть актуальной и полезной. Необходим сопутствующий «интерактив», «игрушки» (калькуляторы, расчеты). Хорошо налаженная система обратной связи тоже удерживает клиентов. Необходимо оперативно отвечать на письма посетителей». По мнению Ольги Дзюба, наличие сервисов на сайте компании повышает интерес аудитории: «Сайт, какой бы он прекрасный ни был, нуждается в сервисах. Если у вас нет сервисной поддержки, людей, которые стоят по ту сторону сайта и работают с посетителями, эффекта от ресурса не будет». Эксперты пришли к выводу, что обратная связь не только способствует «привязывать» клиента, но и помогает улучшать ресурс, отражая мнения и комментарии посетителей.?

 


Сайт повышает прибыль ?и минимизирует затраты?
Большие споры среди участников Дискуссионного клуба вызвал вопрос экономической отдачи от использования корпоративного сайта компании. Эксперты признали: сегодня сложно в абсолютных числах оценить отдачу от этого маркетингового инструмента, зависящего от специфики конкретного бизнеса. ?

 


Но, по мнению Андрея Костина, помимо чистой прибыли, существуют косвенные показатели коммерческой выгоды: «Эффективность можно выразить через количество привлеченных клиентов. К примеру, 21% наших клиентов узнает о нас из сети, и есть тенденция к увеличению количества людей, приходящих к нам через наш сайт». Своим опытом поделился директор ростовского филиала компании «БрокерКредитСервис» АНДРЕЙ СМУРЫГИН: «У нас работа с посетителями построена таким образом, что, когда консультант разговаривает с человеком, он в обязательном порядке выясняет источник получения информации о компании. И мы знаем отдачу от рекламы в газетах, от модулей, с сайта. В ростовском филиале нашей компании примерно 20% обращений приходит с сайта. Я думаю, 30-40% продаж связано с рекламой в сети и наличием сайта». ?

 


В завершение дискуссии участники клуба выразили надежду, что многие из существующих сегодня проблем органично разрешатся с развитием рынка. Ирина Вереникина: «Мы живем в такое время, когда не иметь сайт просто стыдно. Во-первых, компании нужно быть представленным в Интернете, а во-вторых, сайт сегодня это необходимый атрибут для бизнеса. Надеюсь, скоро мы придем к тому, что корпоративные сайты станут неотъемлемым инструментом для работы компании». ?