эксперты Юлия Гаркавенко руководитель офиса Senat Consulting Services-Rostov Игорь Зотов генеральный директор компании «Технологии бизнеса» Юлия Кудинова координатор проектов Лизинговой компании «
Юлия Гаркавенко
руководитель офиса Senat Consulting Services-Rostov
Игорь Зотов
генеральный директор компании «Технологии бизнеса»
Юлия Кудинова
координатор проектов Лизинговой компании «АНКОР» в Ростове-на-Дону
Андрей Лысенко
директор по управлению человеческими ресурсами группы компаний «Регата»
Юлия Серёдкина
консультант компании AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону
Наталья Чаплыгина
директор по персоналу завода «КОНОРД» и компании Klever
Когда может быть полезен наем персонала в лизинг?
Почему ростовский бизнес относится с опаской к лизинговой схеме привлечения сотрудников?
Одной из основных причин, способствующих развитию услуги в Ростове, по словам Юлии Кудиновой, стало стремление местных компаний к обелению зарплат и возрастающее внимание государства к выполнению Трудового кодекса. «Сегодня компании вынуждены тратить больше сил, средств и времени на кадровую работу, — констатировала она. — Это приводит к развитию новых кадровых технологий, которые помогают предприятиям минимизировать административные издержки и сосредоточиться на главных бизнес-процессах, передавая часть работы по кадровым вопросам агентствам-провайдерам».
Говоря о возможностях и преимуществах лизинга персонала, эксперты отмечают, что он наиболее востребован предприятиями, которые имеют ограничения по численности персонала или стремятся сократить административные издержки. «Заинтересованы в лизинге компании, у которых возникают проблемы с замещением штатных сотрудников на период их отпусков и болезней. Кроме того, лизинг — хороший выход для иногородних компаний, которые могут легально оформить сотрудников без открытия своего представительства в Ростове», — отметила Юлия Серёдкина.
Гендиректор компании «Технологии бизнеса» ИГОРЬ ЗОТОВ добавляет, что лизингом персонала пользуются компании с ярко выраженным сезонным характером бизнеса: «Как правило, это строительные, торговые, иногда производственные компании, реализующие свою продукцию на рынке сельхозуслуг и перевозок». Юлия Кудинова уточнила, что такие компании используют большой объем низкоквалифицированного труда. «В пик сезона штат компании быстро расширяется и также быстро сокращается, когда спрос на данную услугу проходит», — отмечает она.
Говоря о структуре спроса, эксперты отмечают, что он довольно размыт. «Услугой лизинга персонала пользуются компании абсолютно разных отраслей — это производство, розничные торговые сети, банки, компании сектора FMCG и др.», — отмечает Юлия Кудинова.
По словам г-на Зотова, с помощью лизинга компании пытаются решить проблемы кратковременного увеличения объемов продаж или производства. Таким образом, эксперты констатируют, что пока в Ростове компании, использующие лизинговые схемы, наиболее заинтересваны в неквалифицированном и рабочем персонале. «Например, если происходит запуск новой производственной линии, такая работа может потребовать дополнительных рабочих рук наладчиков, тестировщиков и т.д. Но брать их в штат компании нецелесообразно, — говорит Юлия Гаркавенко. — Также на короткие промежутки времени можно приглашать сотрудников во время планирования, производства и организации рекламных акций. Временные сотрудники могут понадобиться и в сезон активизации продаж». Юлия Кудинова отмечает наибольший спрос на лизинг со стороны торговых представителей, мерчандайзеров, операторов баз данных и call-центров, секретарей приемных и т.д.
Собеседники «ДК» отмечают, что компания может обратиться к лизингу персонала для того, чтобы избавить себя от части непрофильных функций: например, обслуживания технического парка, копьютерной техники, производственного оборудования, проведения аудиторских проверок, оказания транспортных услуг. Директор по персоналу завода «КОНОРД» и компании Klever НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА рассказала «ДК», что использовала лизинговую схему привлечения персонала, когда на краткосрочный период потребовалось большое число грузчиков: «Обратившись за этой услугой в кадровое агентство, мы смогли избежать временных и трудовых затрат при поиске работников и при оформлении многочисленных бумаг».
Эксперты добавляют, что использование лизинговой схемы часто продиктовано желанием компании минимизировать свои налоговые потери при исчислении фонда оплаты труда и упростить взаимоотношения между компанией и привлеченными специалистами. Нередко из-за различных обстоятельств организации не могут использовать классические формы найма и мотивации сотрудников. Например, это может быть связано с сокращением штата и бюджетной статьи расходов на персонал головными офисами при сохранении потребности в труде соответствующих специалистов.
По прогнозам Юлии Серёдкиной, направление лизинга персонала будет развиваться в дальнейшем столь же динамично, как и в последние годы. Это позволит руководящему составу компаний сосредоточиться на решении стратегических задач. С ней согласны и другие эксперты. «Лизинг персонала — современная кадровая технология, позволяющая работодателю проводить максимально гибкую кадровую политику, что очень важно при быстро меняющемся рынке, — считает Юлия Кудинова. — А значит, в ближайшие годы спрос на данную услугу будет расти».
Впрочем, большинство операторов, оказывающих эту услугу, не ожидают стремительного роста спроса на нее в ближайшее время. Скорее, сохранится та же динамика, что и в последние годы, уверены эксперты. Многие ростовские компании еще не очень знакомы с этой схемой и предпочитают справляться с необходимостью привлечения временного персонала своими силами. «Например, в нашей компании бизнес-процессы построены так, что пока у нас не возникало необходимости прибегать к лизингу персонала. Мы предпочитаем выстраивать в компании систему взаимозаменяемости уже имеющегося персонала, — рассказывает директор по управлению человеческими ресурсами группы компаний «Регата» АНДРЕЙ ЛЫСЕНКО. — Например, график отпусков в «Регате» разработан так, что у нас не бывает незакрытого фронта работ в случае ухода кого-то из сотрудников. А увеличение нагрузки в сезон активизации продаж мы решаем, повышая финансовую мотивацию персонала». Он также отметил, что при привлечении временного персонала через лизинговые схемы сложно за короткое время ввести сотрудников в основы корпоративной культуры компании и провести их адаптацию на предприятии, а следовательно, — добиться эффективности работы».
Некоторые ростовские потенциальные лизингополучатели отмечают, что если и будут привлекать временный персонал, то, скорее всего, только низкоквалифицированный. Несмотря на соответствующие соглашения между рекрутинговыми компаниями и предоставляемым им персоналом, сторонних специалистов более высокого ранга для решения сложных задач компании опасаются нанимать, заботясь о своей информационной безопасности. «Я думаю, мы и в дальнейшем будем привлекать по лизинговым схемам специалистов на рядовые позиции, — отметила Наталья Чаплыгина. — Возможно, также специалистов, занимающихся непрофильной для нас деятельностью, — на какие-либо временные работы. В частности, сейчас мы озадачены разработкой сайта для нашей компании, а создавать для этого штатную должность будет нецелесообразно. Однако привлекать стороннего специалиста на проекты, серьезно влияющие на бизнес-процесс, мы не готовы».
Игорь Зотов поясняет достаточно пессимистичные прогнозы по развитию лизинговых услуг следующим образом: «Резкий взлет или кардинальное изменение стратегии на этом рынке вряд ли возможны в ближайшие годы. Пока большинство рекрутинговых компаний так же, как и потребители их услуг, избавляются от излишков персонала в межсезонье путем увольнения работников. Это не лучший вариант. Выиграют и станут лидерами те рекрутинговые компании, которые предоставят временным работникам стабильность и хороший заработок на протяжении всего года, а компаниям предложат квалифицированных работников, для которых не надо будет проводить адаптацию и обучение».
Эксперты также отмечают, что стремительное развитие рынка лизинга персонала тормозит несовершенство законодательной базы, которая пока не предусматривает лизинговых отношений в сфере найма рабочей силы. В итоге, налоговые органы с подозрением относятся к лизинговым операциям с персоналом, усматривая в этом не совсем белые схемы оптимизации. Также отрицательными факторами являются нестабильность спроса на высококвалифицированных специалистов при их временном привлечении и непрозрачность ростовского бизнеса. «Пока не будет в нашем городе большого количества западных компаний или российский бизнес не перейдет массово на белую зарплату, рынок данных услуг будет расти умеренными темпами, — говорит Юлия Гаркавенко. — Между тем, на Западе 80% персонала работает на аутстаффинге и по лизинговым схемам».