Несмотря на спад в экономике, продавцы образовательных услуг пока не заметили ощутимого снижения спроса. Между тем ростовские бизнесмены стали гораздо требовательнее к методикам обучения.
"Заказчики бизнес-образования становятся более требовательными к качеству услуги, обращают внимание на программы и наполнение тренингов, более требовательно относятся к компетентности тренеров, знаниям специфики рынка, опыту реализации проектов в аналогичной сфере. Кроме того, заказчики обращают внимание не только на саму программу обучения, а на комплекс дополнений — предтренинговую диагностику, посттренинговое сопровождение, тестирование и т. д. - на те нюансы, которые повышают эффективность обучения. Думаю, в ближайшее время эта тенденция сохранится", - рассказала DK.RU директор «Центра Развития Бизнеса [А]5» Ирина Носырева.
По данным аналитиков Топ-листа, на текущий момент ростовский рынок бизнес-образования продолжает расти. По оценкам экспертов в первом полугодии 2014 года объем рынка составил порядка 150 млн рублей, что на 10% выше показателей за аналогичный период прошлого года. По-прежнему ключевым драйвером рынка выступает краткосрочное образование. Интересной тенденцией также стало то, что на рынке ощутимо начали терять позиции семинары.
"Основным трендом станет повышение интереса к программам, серьезно развивающим управленческие компетенции и позволяющие слушателям обрести навыки работы в условиях ограниченных ресурсов, высокой концентрации рынка при постоянно снижающейся маржинальности. Единичные тренинги и краткосрочные программы, которые практически ничего не дают в плане такого развития слушателям постепенно очень сильно потеряют в спросах. То есть они будут интересны для корпоративных клиентов, которые будут по инерции их проводить для своих сотрудников, но не для индивидуальных слушателей, заинтересованных в реальном развитии", - поделился своим мнением директор Международной школы бизнеса ИУБиП Аркадий Мурзаев.
В целом многие игроки отмечают повышение интереса со стороны бизнеса к коучингу. По словам управляющего партнера ГК «Технологии» Галины Агуреевой, заметным стал рост объема именно корпоративно обучения коучингу, стремление компаний внедрять коучинг как комплексную систему (управления и наставничества, систему работы внутренних коучей) и анализ влияния работы системы на рост бизнес-показателей.
В целом следует отметить, что уже несколько лет подряд основной доход образовательные центры получают за счет проведения открытых программ (открытое обучение - одновременное обучение слушателей в одном классе по установленному расписанию одного направления). У большинства игроков рынка доля выручки от данного вида обучения по итогам первого полугодия составляет около 80%. Однако некоторые эксперты говорят о том, что эта тенденция в скором времени может измениться.
"В форматах бизнес-обучения сохраняется тенденция сокращения спроса на курсы из открытого расписания. Более популярными становятся корпоративные тренинги, разработанные с учетом задач и индивидуальных пожеланий компании-заказчика. А также, программы обучения сотрудников в рамках комплексных консалтинговых проектов. В качестве нового тренда в форматах обучения, можно отметить отказ от традиционных аудиторных занятий в пользу коучинга на рабочем месте", - рассказала руководитель «Центра обучения и консалтинга ЮСК» Елена Новикова.