В 2006 году ростовский банк «Центр-инвест» открыл представительство в Лондоне. Его главой была назначена Ольга Высокова. С тех пор она занимается международной работой банка и живет на две страны.
Уже шесть лет Ольга Высокова живет в Лондоне и представляет интересы ростовского банка «Центр-инвест» в Европе, занимается привлечением внешних источников фондирования, поддержанием диалога с инвесторами и кредиторами, общением с акционерами банка, координацией их решений и т. д. Работу ей удается совмещать с семьей, проводить выходные с мужем, который работает в Ростове, и прививать детям русские традиции.
— Я окончила вуз своей мечты — МГИМО, о котором в нашей 36 гимназии грезили все с первого класса. Помню, как фотографии тех, кто поступал в него, вывешивались на доску почета и мы ими очень гордились. Там же я получила отличную языковую подготовку по английскому и французскому. Неоценимую роль в моем развитии сыграли родители, которые брали меня с 19 лет на важнейшие экономические форумы — в Давос и Зальцбург, знакомили с министрами и премьер-министрами. Тогда я получила первый и неоценимый опыт общения «на высшем уровне». После таких тренингов страха в общении с важными и серьезными людьми не остается. Сейчас я могу спокойно подойти к президенту ЕБРР, Райффайзенбанка, Юникредитбанка, Коммерцбанка и провести профессиональные переговоры. Я рада, что меня родители не ограждали от реалий жизни, от проблем, разочарований, проколов — это все моя школа, которая сделала меня сильной и уверенной в себе.
Моя учеба в бизнес-школе в Лондоне научила меня работать в команде, а это очень важное качество для успешного менеджера. Конечно, были и ошибки. Помню случай, когда переводила на английский язык папину речь на встрече Анатолия Чубайса и Ирины Хакамады с зарубежными бизнесменами и, стоя на трибуне, забыла одно слово. Тогда думала, что умру от стыда, но просто рассмеялась, и аудитория поддержала меня.
В «Центр-инвесте» я начала работу с младшего экономиста и за 10 лет выросла до заместителя председателя правления. Правильные решения всегда приходят органически, их не надо выбирать, главное — не игнорировать. Решение открыть офис в Лондоне тоже было органическим — наш банк к 2006 году приобрел очень весомых акционеров из Лондона, Нью-Йорка и Кельна, а также стал активным участником международного рынка капиталов. Мы организовывали синдицированные займы, евробонды, ездили с мировым роуд-шоу. А Лондон — это финансовая столица Европы, и почти все банки имеют здесь свои офисы, поэтому общаться с ними легче всего здесь, нежели в Ростове. Мне приходилось постоянно встречаться как с нашими акционерами, так и с кредиторами-партнерами банка. Эта деятельность приобрела значительные масштабы. Так я начала свою карьеру в Лондоне.
К тому времени я уже была натренирована самостоятельной жизнью в Москве. Лондон выигрывает по сравнению с нашей столицей. Метро очень удобное, станции расположены близко, автобусы ходят каждую минуту.
В Лондоне нельзя замыкаться в себе. Здесь проявляются личностные качества человека, а не его связи.
Спустя время я научилась жить в лондонском режиме. Мой день не проходит, он пролетает. Подъем в 7 утра, завтрак для детей, в 8 утра везу сына в школу, в то время как няня отводит дочку в подготовительную школу. Потом лечу в офис, по дороге покупая чашку кофе с собой. Прихожу и разбираю e-mail из Ростова и Москвы, со всего мира. Из-за разницы времени в 4 часа работать с Россией очень тяжело. В обед — занятие пилатесом, потом обратно в офис. Редко выхожу на бизнес-ланчи, потому что они отнимают слишком много времени. Потом встречи в Сити Лондона с банками-партнерами. Часто посещаю и выступаю на конференциях и семинарах по развивающимся рынкам. До 18.00 я должна быть дома, потому что няня уходит. Весь свой вечер я посвящаю детям. Ужин — обязательно семьей, иногда это бывает мой первый прием пищи за день. Потом укладываю детей спать и опять сажусь за работу: ночное время, когда нет постоянного дерганья, — время творческой работы и планирования, обдумывания идей, написания статей. Сплю мало, к сожалению. Нужно быть superwoman, чтобы все успевать, и я чувствую, что достигла этой квалификации. Однако быть хорошим менеджером надо еще и в семье.
Мы с мужем живем на два города — я в Лондоне, он в Ростове. Это нелегко и не все так могут, хотя все больше людей в мире работают в одной стране, а на выходные улетают к семье в другую. Я думаю, что это даже подогревает чувства, заботу и волнение друг о друге. Дети очень ценят, что папа и мама работают, — они тоже обещают нам много трудиться в жизни. Но выходные мы стараемся проводить все вместе — это полностью родительские дни.
В моей лондонской жизни очень много России. Например, мой сын до 4,5 года практически не говорил по‑английски. У нас много русских друзей, русская няня и помощница по хозяйству. Детям очень повезло, что к нам часто прилетают наши родители, родственники и даже прабабушка, чтобы нянчить внуков и читать им русские сказки. Моя трехлетняядочка ходит на русский балет, где танцует под русскую классическую музыку. Также я не пропускаю гастроли трупп российских театров. На старый Новый год мы ходили на благотворительный вечер Чулпан Хаматовой и Дины Корзун — восхищаюсь их чистосердечной бескорыстной деятельностью для больных раком детей. В ресторане «Новиков» постоянно встречаю наших известных политиков и знаменитостей. Недавно меня даже пригласили сняться в документальном фильме о жизни русских в Лондоне.
Мне еще многому предстоит научиться, и я с радостью приму все возможности. Где я буду жить дальше, не знаю. Да меня это и не сильно волнует, главное, что работать я буду в банке «Центр‑инвест». У нас есть четкая стратегия, у нас работают умные люди, у нас правильный подход к бизнесу и ориентация на работу с клиентами на долгосрочную перспективу. Есть такой термин в физике — quantum leap (квантовый скачок. — Прим. ред.) — вот именно такой взлет и происходит со мной и с банком.