DK.RU проанализировал рынок офисной недвижимости восьми городов-миллионников. По какому принципу в России разделяют объекты на A и B-классы, и на что обращают внимание, выбирая площадь в Ростове?
Анализируя рынок офисной недвижимости, аналитики DK.RU обнаружили, что в России нет отраслевой организации, которая была бы авторитетной для абсолютного большинства участников рынка коммерческой недвижимости и создала бы универсальную систему оценки объектов, по этой причине в различных городах бытует свое представление о "классности" офисной недвижимости, в зависимости от сложившихся реалий рынка.
Мы постарались выяснить обращают ли внимание арендаторы Ростова-на-Дону на так называемое "буквенное" деление при выборе места для офиса и гарантирует ли класс "А" безупречное предложение на рынке недвижимости.
Как рассказывала DK.RU генеральный директор компании DDC Consulting Елена Полюшенко, в донской столице мало зданий, которым можно присвоить заявленный класс, не закрывая глаза на определенные недочеты.
"Под классификацию попадут вообще не все. А те, кто пройдет, не факт, что будет соответствовать своему классу. Поэтому в работе с арендаторами мы придерживаемся не класса, а учета потребностей. Допустим, московская компания хочет открыть представительство в Ростове и желает снять офис площадью 30 кв. м в бизнес-центре класса А. Мы ему говорим: «У нас почти нет зданий, соответствующих классу А, если честно, но которые есть, не обладают офисами в 30 кв. м. Но вы же хотите открыться в Ростове? Что вам конкретно нужно?» Далее мы спрашиваем клиента предметно, что ему нужно: какие площади, какая инфраструктура и т. д.", - отмечает Елена Полюшенко.
По словам эксперта, как правило офисы выбирают с элементом иррациональности по принципу «мое — не мое». При этом важную роль играет имиджевый фактор. Среди основных критериев месторасположение, парковка, удобство доступа на общественном транспорте, транспортная доступность для автомобилистов, конфигурация площади, окна и естественная освещенность. И, конечно, любой интерес регулирует цена.
По мнению замдиректора консалтинговой компании Alter Ego Consult Евгении Грек, офисами класса "А" могут интересоваться, как правило, крупные международные, или столичные компании, которые выходят на рынок юга России.
"Если посмотреть на тот факт, что в разных регионах РФ существует свой подход к определению классности объектов, могу сказать, что у самих арендаторов тоже есть свое представление о том, каким критериям должен соответствовать класс "А", но, как правило, в итоге побеждает рациональный подход. Компаниям, которые уделяют внимание своему имиджу, важно расположение в центре города, а значит, при выборе места часто приходится закрывать глаза на такой недостаток, как не слишком удобная парковка. С паркингом есть проблемы практически у всех, особенно в центре города", - отметила г-жа Грек.
С подробным исследованием вы можете ознакомиться на портале DK.RU.