Меню

Российских менеджеров косит новая психическая болезнь

эксперты Глеб Архангельскийдиректор консалтинговой компании «Организация времени», г. Москва Яков Дорожкинпсихотерапевт, нарколог, член Российской психоаналитической ассоциации, г. Москва Александ

В современном бизнес-сообществе сложилось мнение: мол, топ-менеджер, чтобы оправдать свою высокую зарплату, должен в буквальном смысле жить в офисе. Этот стереотип ныне обернулся серьезными последствиями — в России набирает обороты новая психическая болезнь. Ее жертвами становятся молодые и успешные, динамично взбирающиеся по карьерной лестнице. Она повергает их в апатию и усталость, приводит одних к алкоголизму, других — к наркотикам, третьих — к самоубийству. Болезнь эта — «синдром менеджера».
эксперты
Глеб Архангельский
директор консалтинговой компании «Организация времени», г. Москва
Яков Дорожкин
психотерапевт, нарколог, член Российской психоаналитической ассоциации, г. Москва
Александра Омельченко
врач-психотерапевт, ведущий специалист компании «Реал Бизнес Консалтинг»
Татьяна Солдатова
бизнес-тренер, руководитель проекта «Инновационно-консалтинговой компании Татьяны Солдатовой»
По каким признакам можно узнать «синдром менеджера»?
Как долго продлится эпидемия «гриппа яппи»? Как предотвратить синдром хронической усталости?

Впервые синдром менеджера или синдром хронической усталости констатировали в США в середине 80-х. Тогда в престижном курортном местечке на озере Тахо произошла вспышка странной инфекции — больные жаловались на усталость, депрессивное состояние, потерю интереса к окружающему миру. Кто-то заметил, что недуг поражает представителей одной социальной группы — молодых преуспевающих бизнесменов-трудоголиков. Тогда заговорили не об инфекции, а о психической болезни, которую с чьей-то легкой руки окрестили «гриппом яппи».

В течение нескольких лет — до конца 80-х — неопознанный «грипп» косил ряды успешных бизнесменов, доводя одних до самоубийства, других — до наркотиков, третьих — до затворничества. Пережив депрессии и нервные срывы, многие бросили активный бизнес и вернулись к семейным ценностям.

В синдроме менеджера виновата среда и сам человек

В России движение яппи утвердилось только сейчас, а вместе с ним махровым цветом зацвели и характерные для него психические болезни. «Бизнес в стране становится всё более цивилизованным и развитым, а вместе с тем образ жизни бизнесменов приобретает черты механистичности, — констатирует московский психотерапевт Яков Дорожкин. — По- смотрите правде в глаза — сегодня, чтобы эффективно управлять серьёзной фирмой в течение долгого времени, нужно стать биологическим роботом».

Именно нарушение биологического равновесия внутри организма Дорожкин называет главной причиной, провоцирующей СМ. Механистичность работы, переживания за состояние бизнеса, страх увольнения или страх банкротства, искусственная среда обитания — все это воздействует на психику в течение нескольких лет, и в итоге приводит к стойкому нарушению трудоспособности. «Мы по устройству своему пока ещё животные и ещё подчиняемся основным законам животного существования — должны удовлетворять потребность в еде, в сексе, в искреннем общении, во сне, в изучении окружающего мира. Мы по-прежнему нуждаемся в солнечном свете, уютном жилище, нам, как и раньше, приятнее жить среди природных звуков, цветов и запахов. Среда обитания современного трудоголика, как правило, полностью противоречит этим условиям».

Однако не только внешними обстоятельствами вызван СМ. Дело в самом человеке. Как утверждают некоторые психотерапевты, синдром менеджера — это результат того, что человек заполнил свою жизнь неправильными, неважными для него вещами. Он не позаботился о том, чтобы в процессе жизнедеятельности реализовывались его идеалы, мечты, цели, ценности. Чаще всего так происходит потому, что человек, поспевая за все возрастающей скоростью жизни, начинает экономить на себе, в том числе на внутреннем самоанализе. Работа порабощает его, полностью вытесняя из головы вопросы «Кто я? Что я делаю на Земле? Что управляет миром? Что останется после меня?». В этой ситуации сверхзанятость становится своеобразным бегством от реальности и, как это ни парадоксально звучит, — проявлением лени. Лень анализировать свои поступки, лень искать смысл жизни, даже ответить на, казалось бы, элементарный вопрос — «что я хочу?» — лень. Проще загрузить себя функциональными обязанностями, результат которых предсказуем и легко поддается контролю. В таких случаях нечаянно выдавшееся свободное время превращается в настоящую пытку — человек, привыкший все время работать, просто не знает, чем себя занять.

Специалисты по тайм-менеджменту утверждая, что синдром менеджера — это вовсе не психическая болезнь, тем не менее отчасти соглашаются с психотерапевтами. «СХУ — это чаще всего следствие невыстроенности, непродуманности отношений человека со своими жизненными целями и со своим временем, — говорит Глеб Архангельский, директор консалтинговой компании «Организация времени». — Когда нет ясных жизненных целей, когда работа человека не соответствует его жизненным ценностям — удовольствия от жизни и работы ожидать не стоит. С другой стороны, так называемый синдром менеджера может быть вызван элементарным невладением техниками самоорганизации».

Как признают некоторые эксперты, в бурном развитии синдрома хронической усталости виновата и сегодняшняя ситуация в стране. Лишь недавно выбравшись из затяжной эпохи кризисов на относительно твердую почву, россияне еще прекрасно помнят все страхи безденежья и экономической нестабильности. Прибавьте к этому укореняющуюся сегодня западную модель жизни — «в кредит», и вы получите еще один серьезный мотив для синдрома менеджера. Причем чем больший доход приносит работа, тем выше страх потерять ее и остаться у разбитого корыта, тем сильнее зависимость от нее.

Вот как, например, выглядит «история болезни» Евгения К., финансового директора одной из местных компаний: «Был в моей жизни такой неприятный период. Я тогда только приехал в город, год отработал в небольшой фирме рядовым бухгалтером, а начальник вдруг купил лесопункт в одном из отдаленных областных поселков и меня туда назначили главбухом. По- пробовать было интересно — предприятие убыточное, требовалась модернизация, нужен был жесткий контроль денежных средств. Я согласился, хоть и был один отрицательный момент — дома я теперь смог бывать только на выходных. Но мы с женой решили — потерпим. От занятий айкидо, которым я тогда увлекался, тоже пришлось отказаться.

Проблем на лесопункте оказалось намного больше, чем я ожидал. Работы было — вал. В основном, из-за кучи налоговых проверок — местные налоговики увидели, что пришел новый хозяин с деньгами, и решили «подоить». Подчиненные бухгалтера были недостаточной квалификации — приходилось большую часть работы брать на себя. Но главной головной болью были пьющие работники. Мы пробовали менять им мотивацию, но все нововведения они тут же воспринимали в штыки. Ситуация была близка к боевым действиям. Дома положение тоже было не из лучших. Жена терпела мои недельные отлучки, но по ночам плакала — говорила, что так долго продолжаться не может. Я уже почти ненавидел свою работу и каждый день отбывал, как некую повинность. Держало только одно — должность главбуха, которая могла помочь в дальнейшей карьере. Все думал — еще полгода проработаю, а там уволюсь. Но однажды терпение мое лопнуло. Я подал заявление на увольнение и ушел. Нашел хорошую работу, в семье все наладилось».

Главный признак СХУ — отвращение к работе

Официально синдрома менеджера как диагноза не существует. Он не значится ни в одной классификации болезней, и, тем не менее, в определении основных его симптомов медики единодушны. Если у человека наблюдается повышенная утомляемость или постоянная, не проходящая усталость, чувствуется эмоциональное истощение, не покидает ощущение тупика и бессмысленности происходящего вокруг, пропал интерес к семье, отдыху, поездкам, книгам, друзьям, животным, природе — это верные признаки СХУ. Но, пожалуй, главная особенность, позволяющая отличить синдром менеджера от обычной депрессии, а патологическую зависимость от работы — от нормального трудолюбия — удовольствие от работы. При синдроме менеджера все, что связано с работой, вызывает отвращение — утренний подъем, путь на работу, сам офис, коллеги, начальник, подчиненные, раздражают их разговоры, звуки факса, принтера, телефонных звонков, противно само рабочее место и электронный ящик, заваленный сообщениями. Все это может сопровождаться и чисто физическими проявлениями — частыми простудами, заболеваниями поясничного отдела позвоночника, «тоннельным синдромом» (болезненность мелких суставов кисти правой руки, вызванная длительной работой с компьютерной мышью).

Это классические признаки СХУ, однако, как полагает г-н Дорожкин, такой хрестоматийный набор симптомов в жизни встречается редко. В реальности синдром менеджера обрастает множеством дополнительных признаков, маскируется под другие болезни. «У нас как принято? Устаёшь на работе — сам бог велел выпить вечером для снятия напряжения. Поэтому и лечился СМ зачастую как обычный алкоголизм или наркомания. Или как какая-нибудь фобия, например, как страх заболеть тяжёлой болезнью».

Яков вспоминает, как в конце 90-х среди его пациентов все чаще стали попадаться «нетипичные» алкоголики и «неправильные» наркоманы. Их нетипичность заключалась в том, что они, как правило, обладали здоровой наследственностью и были прекрасно адаптированы к социуму, то есть имели престижные квартиры, новые иномарки и хорошую перспективу карьерного роста. При этом они рассчитывали в жизни только на себя и отдавали работе все свободное время. Всем им было от 24 до 45 лет. Еще один нетипичный признак — при смене обстановки алкоголизм и наркозависимость у таких пациентов проходили самостоятельно и не требовали специфического лечения.

Сегодня, как замечают все опрошенные «ДК» эксперты, синдром хронической усталости — еще более частое и типичное явление, нежели 5-10 лет назад. Он «косит» не только владельцев и топ-менеджеров, но и руководителей среднего звена и даже рядовых сотрудников.

Яков Дорожкин выделяет три стадии синдрома менеджера. Первая — легкая степень — характеризуется тем, что усталость, апатия и нежелание работать носят временный характер и проявляются в период больших нагрузок на работе. На второй стадии к вышеперечисленным симптомам добавляется стойкая кофеиновая зависимость, глюкозозависимость (повышенная тяга к шоколадкам, тортикам, сладким газированным напиткам), потребность в алкоголе и наркотиках. Апатия и отвращение к работе длятся уже по нескольку месяцев, не помогает даже одно-двухнедельный отпуск.

На третьей стадии человек становится практически неработоспособным. Усталость приобретает хронический характер и длится от нескольких месяцев до года и более. Как правило, уже присутствует стойкая зависимость от алкоголя и (или) наркотиков. Даже после месячного отпуска ситуация не улучшается.

Психотерапевты советуют менять среду

Как утверждают эксперты, на первых двух стадиях человек в состоянии справиться с болезнью самостоятельно. Самое главное — осознать проблему и принять ответственность за ситуацию на себя.

В психиатрии выделяют несколько классических правил предотвращения синдра хронической усталости. Первое — разграничение работы и отдыха во времени и пространстве. Не случайно люди, занимающиеся физическим трудом, значительно меньше подвержены СХУ. Как любят шутить в этом случае психотерапевты — «патологоанатом работу на дом не берет». Если провести четкую границу между работой и отдыхом не представляется возможным, следует воспользоваться вторым правилом профилактики — хобби. Подойдет любое увлечение — от вышивания крестиком до разведения мадагаскарских тараканов, лишь бы оно было искренним и по-настоящему затягивало. Все просто: чем больше у человека сфер для самовыражения, тем уверенней и комфортнее он себя чувствует.

Еще один способ не попасть в зависимость от работы — завести друзей из других сфер деятельности, обучать или обучаться. Все это позволит расширить круг знакомств и сферу интересов.

К этим способам г-н Дорожкин добавляет также физические упражнения и медитации. Причем физическая нагрузка, подчеркивает Яков, должна носить не изматывающий, а тонизирующий характер. «Упражнения должны приносить бездумное физическое удовольствие. Это может быть бег, плавание, танцы, аэробика, капоэйро — кому что ближе. Занятия штангой и гантелями не подойдут. Физические упражнения при синдроме менеджера не призваны воспитывать упорство и стремление преодолевать трудности. Их задача — дать мозгу отдохнуть». Главное, что объединяет все вышеперечисленные методы — это пауза в привычном образе мышления, все они создают разрыв в автоматизме психической деятельности и эффективны как для профилактики синдрома менеджера, так и для его лечения на ранних стадиях.

При третьей стадии СХУ вышеперечисленными средствами уже не обойтись. Третья стадия связана с глобальным мировоззренческим кризисом. Грубо говоря: человек потратил все силы и время для того, чтобы карабкаться вверх по лестнице, а, забравшись на верхнюю ступень, вдруг понял, что лестница приставлена не к той стене, которая ему была нужна. Для лечения последней стадии синдрома менеджера самым эффективным средст- вом г-н Дорожкин считает радикальную смену среды на особые, благоприятные условия. Новая обстановка, по мнению Якова, должна быть прямой противоположностью искусственной офисной среде, а время пребывания в ней — не менее месяца. Своих пациентов доктор Дорожкин вот уже 10 лет водит в экстремальные походы в Гималаи и Анды, подальше от цивилизации.

Если же возможности уехать так далеко и так надолго нет, есть другой ва- риант — устроить себе небольшой стресс, своеобразный событийный контраст. Заняться тем, чем в своей жизни никогда бы не решился заниматься.

Компании могут поощрять или предотвращать СХУ у своих сотрудников

По оценкам экспертов, синдром менеджера в деловом сообществе воспринимается в подавляющем большинстве как личная, а не корпоративная проблема. В опрошенных «ДК» компаниях исповедуют принцип «психическое здоровье сотрудника — «дело рук» самого сотрудника». «Человеческий фактор сегодня, конечно, ключевой вопрос. Я как работодатель могу заботиться о повышении профессионального уровня своих сотрудников, но их мировоззренческое и психическое состояние — это вопрос вне моей компетенции», — поделился на условиях анонимности руководитель одной из местных фирм.

Однако, как полагают независимые эксперты, любая компания на уровне корпоративных мероприятий и программ может проводить профилактику синдрома менеджера у своих работников. Это могут быть как конкретные меры (например, оформить всем желающим абонементы в фитнес-центр), так и формирование правил на уровне «так принято» (допустим, в компании принято завершать рабочий день не позднее 19.00). Можно во избежание неблагоприятной офисной среды разрешить коллегам выполнять некоторую работу дома или подбирать сотрудников так, чтобы их хобби совпадало с работой. Бизнес-консультанты утверждают, что предприятию, если только это не краткосрочный проект, профилактика синдрома менеджера выгодна — затраты окупятся высоким КПД сотрудников. На Западе, говорят они, более перспективными и успешными сейчас являются как раз те компании, которые не просто научили свой персонал правильно планировать рабочее время, но и позаботились о том, чтобы цели и миссия фирмы сочетались с личными ценностями сотрудников.

Эксперты прогнозируют, что скоро мировоззренческими ценностями и психическим здоровьем своих сотрудников вынуждены будут озаботиться и российские компании, поскольку в ближайшие годы демографическая яма 90-х даст о себе знать, и кадровый голод станет особенно острым во всех отраслях экономики.

 

мнение
«Плохое самочувствие сотрудников оборачивается потерями прибыли»
Татьяна Солдатова
бизнес-тренер, руководитель проекта «Инновационно-консал- тинговой компании Татьяны Солдатовой»
В Ростове эта проблема проявилась ещё лет 8-10 назад, она коснулась, в первую очередь, собственников бизнеса, сейчас пошла волна топов. Если раньше СМ и СХУ страдали люди за сорок, то сегодня эти проблемы возникают и у молодых. Процесс возникновения подобных проблем у людей можно сравнить с ситуацией, когда лягушку помещают в горячую воду — она мгновенно из нее выскакивает, но если ее поместить в прохладную воду, которую медленно подогревать, лягушка сварится. Точно также и человек: попадая в острую ситуацию, он «выталкивается». А если он каждый день проводит в напряжении, он действительно «сварится».
Пока у нас решение этих проблем лежит полностью на самих менеджерах. Программы стресс-менеджмента руководители компаний заказывают очень редко, никто не следит за эмоциональным состоянием сотрудников. Я это объясняю тем, что руководители не понимают серьезности заболевания и его последствий. Хотя, в идеале, с подобными проблемами должен бороться именно руководитель-собственник. Он должен осознавать: создал организацию для своего бизнеса и за нее отвечает и что плохое самочувствие его или сотрудников оборачивается для компании колоссальными потерями прибыли.
Чтобы вывести человека из такого состояния, следует подключить специалиста, определяющего физиологический ресурс и истинные причины недуга. Специалист поможет человеку понять, насколько важно для него самого психологическое здоровье.

мнение
«Руководители должны обеспечивать психологический комфорт на предприятии»
Александра Омельченко
врач-психотерапевт, ведущий специалист компании «Реал Бизнес Консалтинг»
В нынешних условиях, когда значительно воз- растает эмоциональная напряженность при проведении бизнес-сделок и общении с клиентами, значительная часть ростовских бизнесменов и менеджеров начинает испытывать дискомфорт в обычной жизни. Возрастная категория в данном случае разнообразная — от 20 лет и старше.
СМ и СХУ могут проявляться совершенно различными симптомами: утомляемостью, усталостью, нарушением сна. Попытки скорректировать эти расстройства разными бытовыми методами (снятие хронической усталости с помощью алкоголя, бессистемное употребление различных препаратов, антидепрессантов, которые пока ещё продаются в наших аптечных сетях без рецепта врача, успокаивающие препараты) только усугубляет болезненное состояние. Основная причина СМ и СХУ — высокое эмоциональное напряжение и неумение с этим напряжением справится самостоятельно. Наиболее выгодной для компании является системная работа, при которой руководители берут на себя обязательство обеспечивать психологический комфорт на предприятии. Как правило, компания в таких случаях обращается к специалистам, которые могут в процессе длительной и постоянной работы, организовывать формы взаимодействия, как индивидуального, так и группового, снимающие психологическую разгрузку и формирующие комфортное душевное состояние у сотрудников. Основная рекомендация для лечения подобных расстройств, — обращение к специалисту. Так как бессистемное чтение литературы и самолечение, занятие активными видами спорта, как правило, приносит кратковременное облегчение, и возвращение к обычному ритму жизни вновь вызывает сходные симптомы. Работа со специалистом заключается в том, что человек учится по-новому реагировать на окружающую действительность, изменяет свои взгляды на мир, изменяет свой тип реагирования и ритм жизни, учится правильно организовывать рабочее и свободное время.
А это позволяет ему доста- точно длительное время сохранять себя в хорошем рабочем тонусе.

 
детали
Как питаться при синдроме менеджера
Рекомендации Якова Дорожкина
1 Снизить до минимума количество алкоголя.

2 Уменьшить количество потребляемого кофеина. Если не можете жить
без кофе, тогда пейте не растворимый, а натуральный кофе, а его потребление ограничьте до трех-четырех чашек в день.

3 Снизить количество продуктов, содержащих консерванты (супы
быстрого приготовления, йогурты, сладкие газированные напитки).

4 Увеличить в рационе потребление чистой (негазированной) воды.

5 Снизить количество продуктов, содержащих «быстрые» углеводы
(картофель, шоколад, мед, сахар, белый и черный хлеб, рис, кукуруза, грибы, бананы, лимоны) в пользу продуктов с «медленными» углеводами (гречневая каша, хлеб с отрубями, молочные продукты, свежие фрукты, помидоры, свежевыжатые соки).
Источник: Яков Дорожкин, «Синдром менеджера».