Меню

Российским моногородам грозит полное расселение

Строительная отрасль и градостроительная политика России нуждается в серьезных переменах. Гонка застройщиков за право «выжимать» квадратные метры на небольших земельных участках приводит к снижению

Строительная отрасль и градостроительная политика России нуждается в серьезных переменах. Гонка застройщиков за право «выжимать» квадратные метры на небольших земельных участках приводит к снижению потребительских свойств новых зданий в угоду «дешевому», но крайне «мелкокомфортному» жилью. С другой стороны, огромные территории селькохозяйственных земель, деревень, малых и средних городов не осваиваются и приходят в запустение.
Начиная с эпохи правления Екатерины II, все частные владения и государственные земли были размежеваны. Уже в это время были положены предпосылки формирования комплексного подхода в градостроительной и экономической политике государства. Для губерний были разработаны альбомы «Образцовых фасадов». Невзирая на масштабы преобразований и требующихся для них материальных ресурсов, жесткая государственная градостроительная политика Екатерины II улучшила облик городов России. По принципам, заложенным в ее эпоху, города развивались вплоть до 1917 г. За достаточно короткий период чуть более 100 лет города приобрели абсолютно новый гармоничный, стройный вид.
В советский период взгляд на градостроительную политику в стране кардинально изменился. Особенно необходимо отметить послевоенный период восстановления городов европейской части страны. За небольшой период с 1945 по 1950гг. основная часть городов страны была отстроена заново. Надо отдать должное коллегам: строились масштабные уютные кварталы, соразмерные городам и поселениям, но самое важное: они в короткий временной период создали завершенную среду для полноценной жизни.
Но жилищная проблема в стране стояла все равно очень остро. С начала 1960-х годов по всему СССР разворачивается строительство домостроительных комбинатов для производства домов панельных серий. Принимается новая градостроительная доктрина микрорайонного строительства. По прошествии полувека можно сказать, полностью себя оправдавшая. Правда, без перегибов не обошлось. Под одну гребенку были причесаны и большие, и малые города. Независимо от того, каким был город — крупным, как Москва или малонаселенным, как Ивангород, с 60-х годов они строились по принципам микрорайонной застройки. Появилась новая система формирования городской среды, которая для малых городов стала пагубной. Так, ряд городов, которыми мне пришлось заниматься (Ивангород, Приозерск, Гатчина) из-за таких перегибов не сформированы в полноценную жилую среду до сих пор, на протяжении 30–50 лет. А ведь это целая жизнь.
Необходимо признать, что сегодня развитие градостроительной политики в малых городах практически отсутствует. Моногорода стоят на грани расселения. Даже при наличии жилья людям негде работать. А в мегаполисах все наоборот: приходится строить здания высотой в 16–25 этажей и более, что не придает человечности новым районам. Перенаселенность, транспортные коллапсы— результат отсутствия четкой градостроительной политики и нежелания понимать процессы формирования городов в угоду интересов отдельных застройщиков. К сожалению, за последний период такое отношение заказчика к застройке связано с удорожанием энергоносителей, стоимости земли. Все это ведет к тому, что мы возвращаемся в 60-егг. ХХ столетия. «Хрущевки» на новый лад, только гораздо хуже— выше и бесчеловечнее. Несомненно, их будут раскупать, как «горячие пирожки» на рынке. Но сложно говорить, что они создадут нормальную жилую среду для человека.
Архитектурное сообщество проектирует такие торговые комплексы, которые могут вместить в себя помещения площадью до 170 тыс.кв.м, где гаражи на три тысячи авто размещены в три яруса. Необходимо ли нам стремиться к урбанизированным пространствам? Спроектировав и построив за последние 10 лет более 300 тысяч кв. м жилья, я отвечу, что, скорее всего, нет. Сегодня крупные города перенаселены, все хотят жить в мегаполисе, а ближайшие земли пустуют. Нам нужно думать о создании более комфортных условий для жизни человека, о его приобщении к земле и природе. Стоит признать, что осуществить это политически даже в рамках одного города пока сложно. Требуются жесткая градостроительная политика и большие денежные вливания на развитие транспортной, инженерной инфраструктуры. Здесь сталкиваются интересы разных субъектов Федерации и отдельных землевладельцев. Без серьезной поддержки и сбалансированной грамотной градостроительной политики со стороны государства это решить будет практически невозможно. Урбанизация в стране неизбежна— это факт, но архитектура должна создавать комфортное пространство для нормальной полноценной жизни человека.