эксперты Владислав Гайдаенко руководитель компании «Профикс-Дон» Виктория Гурина коммерческий директор ростовского филиала компании «Металл Профиль» Владимир Захаров директор торгового центра «Стро
эксперты
Владислав Гайдаенко
руководитель компании «Профикс-Дон»
Виктория Гурина
коммерческий директор ростовского филиала компании «Металл Профиль»
Владимир Захаров
директор торгового центра «Стройдело на Театральном» компании «Бирс»
Александр Котелевский
директор компании «ЛАВЕРНА-РОСТОВ»
Максим Побычаев
директор торгового дома «Пирамида»
Как иностранная продукция превращается в российскую?
Почему на местных фабриках самое современное оборудование?
Еще несколько лет назад российский рынок строительных и отделочных материалов на 90% принадлежал иностранцам. После кризиса 1998 г. импортные стройматериалы подорожали и стали недоступны большинству потребителей. А российские предприятия начали заполнять освободившийся средний ценовой сегмент своей продукцией. Но если раньше их главным конкурентным преимуществом была цена, то теперь основным инструментом вытеснения иностранных компаний с рынка постепенно становится качество отечественного продукта.
Основной причиной динамичного развития рынка эксперты называют ускоренные темпы жилищного строительства и увеличение уровня доходов потребителей.
ВЛАДИМИР ЗАХАРОВ, директор торгового дома «Стройдело» компании «Бирс», отмечает, что еще несколько лет назад импортные материалы занимали значительные доли рынка во всех сегментах. По мнению игроков, сейчас около 60% российского рынка отделочных материалов занимает зарубежная продукция.
Но, как отмечают опрошенные «ДК» эксперты, в последнее время российские производители стремительно увеличивают свою долю. «Сейчас местные продукты вытесняют импортные с рынка. Это видно по ассортименту товаров в строительных магазинах. К примеру, у нас в супермаркете более 80% – товары отечественного производства», – рассказывает Владимир Захаров.
Ростовские ритейлеры выделяют несколько основных сегментов, где отечественные производители выходят в лидеры: производство декоративных покрытий, керамической плитки, сухих строительных смесей, напольных покрытий из ПВХ и лакокрасок. Здесь отечественные предприятия занимают от 60 до 80% рынка.
МАКСИМ ПОБЫЧАЕВ, директор торгового дома «Пирамида», лидерами отечественного производства на рынке декоративных покрытий называет «Московскую обойную фабрику», «Сыктывкарские бумажные изделия», «Саратовские обои», «Тулабумпром» и ростовскую фабрику «Спектр» (бывшая «Ростовбумага»).
В сегменте керамической плитки и керамогранита ведущими отечественными производителями, по мнению экспертов, стали «Велор», «Волгоградский керамический завод», «Нефрит-керамика», «Сокол», «Стройполимеркерамика», «Экспериментальный керамический завод» и «Стройфарфор». Эти компании занимают более 50% рынка керамической плитки.
«В производстве сухих строительных смесей (ССС) лидеры рынка – отечественные «Ветонит», «Плитонит», «Юнис» и «Старатели»», – говорит руководитель компании «Профикс-Дон» ВЛАДИСЛАВ ГАЙДАЕНКО. Он отмечает, что сегмент ССС наиболее насыщен в России, и в каждом регионе есть местные игроки. Например, в Ростовской области действуют достаточно крупные производители ССС, заметно влияющие на рынок. Среди них эксперты отмечают торговые марки «ТиМ», «Бирс» и «Профикс».
По сведениям АЛЕКСАНДРА КОТЕЛЕВСКОГО, директора компании «ЛАВЕРНА-РОСТОВ», в России изготавливают лишь 5% напольных покрытий на деревянной основе. «Проблема вовсе не в технологическом отставании. Тот же ламинат в России делать несложно. Но все технологии запатентованы, и за возможность их использования владельцы требуют достаточно крупные деньги», – рассказал Владимир Захаров. Зато в производстве напольных покрытий из ПВХ и на тканевой основе российские продукты занимают до 50% рынка, говорят эксперты. «Сейчас основные производители качественного линолеума в России – это компании «Россилин» и «Синтеррос». Хорошие перспективы – у новосибирской фабрики «Красный рекорд», которая начала выпуск непривычного для России линолеума – тонкого, в рулонах по 1,5 м, общей площадью 15 кв. м», – говорит Александр Котелевский.
Эксперты отмечают, что российские производители строительных и отделочных материалов потихоньку вытесняют иностранные компании даже из тех сегментов, которые изначально принадлежали иностранцам. «К примеру, системы сухого строительства Knauf пришли в Россию из США и Германии. Но сейчас гипсокартон и другие сухие известняковые и цементные плиты выпускают и российские предприятия. А так как системы сухого строительства предполагают широкую номенклатуру комплектующих материалов, то и их сегодня изготавливают у нас», – рассказывает Владимир Захаров.
Максим Побычаев говорит, что отечественные производители строительных и отделочных материалов развиваются агрессивно. Дело в том, что качество отечественных товаров приблизилось к качеству импортных аналогов, а в некоторых случаях превзошло его. Владимир Захаров: «Компания «Стройфарфор» (торговая марка «Шахтинская плитка»), к примеру, за несколько лет работы вытеснила иностранных игроков из сегмента экономичной керамической плитки и керамогранита. Это произошло потому, что отечественное сырье намного лучше зарубежного. Компания смогла создать более качественные образцы продукции и конкурировать по качеству и ценам с итальянскими и испанскими производителями, которые сейчас практически ушли с рынка».
Коммерческий директор ростовского филиала компании «Металл-Профиль» ВИКТОРИЯ ГУРИНА считает, что конкурируют с иностранной продукцией отечественные компании, благодаря использованию новых технологий в производстве и более современному, чем у иностранных конкурентов, оборудованию. Эксперты объясняют это тем, что бум развития промышленного производства строительных и отделочных материалов в России начался не так давно, поэтому крупные отечественные компании получили возможность приобрести самые последние технические и научные разработки.
Максим Побычаев рассказывает, что иностранные компании в последнее время стали открывать совместные с российскими производителями предприятия: «Это делается, чтобы удешевить производство и вывести свою продукцию в средний ценовой сегмент, который все больше захватывают российские предприятия. Постепенно продукция таких компаний из импортной превращается в отечественную, что благоприятно влияет на развитие рынка».
Владислав Гайдаенко: «Компания Knauf десять лет назад начала поставлять ССС, гипсокартон и комплектующие в Россию. Чуть позже она открыла собственные производства с использованием импортного сырья в разных регионах России. А потом перешла полностью на отечественную сырьевую базу. Таким образом, по многим категориям продукции Knauf можно считать отечественным производителем».
Российские строительные и отделочные материалы уверенно занимают нишу эконом-класса, говорят эксперты. «Он сейчас самый востребованный на рынке. Продукция массового потребления менее затратна в производстве. Спрос на такие материалы большой, да и оборачиваемость средств выше», – считает Максим Побычаев.
В дорогих сегментах превалируют иностранные строительные и отделочные материалы. Участники рынка это связывают с тем, что круг потребителей товаров по цене выше среднего достаточно мал, и отечественным производителям экономически невыгодно выпускать дорогую продукцию в малых количествах. «Для того чтобы качество продукции соответствовало импортным аналогам верхнего ценового сегмента, нужны хорошая сырьевая база и значительные инвестиции в производство. Большая часть российских производителей экономит на сырье, поэтому полностью заменить качественную иностранную продукцию в дорогом сегменте не может», – считает Виктория Гурина.
По мнению экспертов, полного вытеснения с рынка в эконом- и, тем более, в дорогом сегменте не произойдет. Но Максим Побычаев отмечает, что уже сейчас в некоторых секторах рынка преобладает отечественный продукт: «Есть предпосылки, что в ближайшее время в среднем ценовом сегменте произойдет не полное, но очень серьезное вытеснение импорта с рынка. Иностранные производители сосредоточатся на дорогом сегменте».
Владимир Захаров уверен, что развитие российского производства строительных и отделочных материалов сильно ограничило проникновение в Россию товаров западных производителей: «Но российскому рынку придется побороться теперь с китайскими и корейскими компаниями. Их конек в том, что они умеют дешево изготавливать самые новые материалы, производство которых в России еще не освоено. Но, чтобы противостоять азиатской экспансии, российские предприятия должны научиться разрабатывать новые технологии самостоятельно. Пока же они сильно зависят от западной технологической базы».