Меню

Ритейлеры добиваются снижения арендных ставок

По словам гендиректора компании по управлению недвижимостью (КУН) «Время» АЛЕКСЕЯ ПОПОВА, первыми с инициативой по снижению арендных ставок выступили представители московских торговых сетей — прежд

Ростовские торговые площади резко дешевеют. Это признают и риэлторы, и аналитики рынка. Арендаторы говорят, что за октябрь и ноябрь им уже удалось добиться снижения арендных ставок на 15–30%, к весне и без того солидный дисконт может увеличиться. Эксперты рынка объясняют это возросшим предложением и отмечают все большую сговорчивость собственников помещений — никто не хочет потерять выгодных партнеров в разгар кризиса.

По словам гендиректора компании по управлению недвижимостью (КУН) «Время» АЛЕКСЕЯ ПОПОВА, первыми с инициативой по снижению арендных ставок выступили представители московских торговых сетей — прежде всего, сотового и продуктового ритейла, рентабельность которых в большей степени зависит от величины аренды. «Они раньше других почувствовали на себе влияние кризиса, потому что зависят от банковских кредитов, — объясняет г-н Попов. — Московские ритейлеры разослали арендодателям письма, в которых предложили снизить арендные ставки на 20–50%. Уже сейчас арендная цена упала, в среднем, на 30%».

Директор сети «Евросеть» в Ростове-на-Дону АНДРЕЙ ТРОЦИК рассказал «ДК», что после предпринятых мер владельцы 14 ростовских помещений согласились с условиями компании — с ними удалось договориться о понижении ставок в среднем на 25%. При этом г-н Троцик отмечает, что в Ростове переговоры идут гораздо сложнее, чем в соседних регионах — по Южному филиалу «Евросети» на данный момент удалось достигнуть понижения арендных ставок в среднем на 37%. «Возможно, это лишь первая волна переговоров, — говорит он. — В зависимости от показателей работы в январе-феврале будущего года может появиться необходимость начать переговоры о еще большем понижении арендных платежей».

«На данный момент нас устраивает и то, что ставки гарантированно не будут повышены до конца этого года. Но, судя по происходящему на рынке, ближе к весне мы тоже попросим себе скидку», — говорит корреспонденту «ДК» директор «ААА-Косметика» (парфюмерная сеть «Косметичка») АШОТ ХАНДЖЯН. Владелец франшизы одежной сети Personage в Ростове АНДРЕЙ ПАСОНЕН сообщил «ДК», что нескольким его коллегам удалось добиться уступок по аренде помещений, однако сам он пока пересмотра договоров не планирует.

Эксперты рынка отмечают, что под натиском крупных арендаторов снижают расценки не только собственники отдельных помещений, но и торговые центры. Неизменными ставки остаются только в наиболее посещаемых ростовских ТЦ — «Горизонт» и «Мега». Заместитель председателя совета директоров ТЦ «Континенталь» ИВАН НОЗДРАНЬ рассказал «ДК», что получал как коллективные, так и индивидуальные письма с просьбами о снижении арендных ставок — на 15–40%. «Причины, которыми обосновывается необходимость скидки, самые разные — кто-то приводит экономические выкладки, а кто-то «слышал, что где-то кому-то понизили, и неплохо было бы это сделать и нам». Г-н Ноздрань заметил, что руководство «Континенталя» пошло на уступки и понизило стоимость аренды на 15% (сейчас она составляет $40–100 за кв. м) на январь-февраль, ставки на весенний период года будут обсуждаться, «исходя из рыночной конъюнктуры».

Заместитель гендиректора ТЦ «Проспект» СЕРГЕЙ СОПНЕВ говорит, что порядок предоставления скидки управляющая компания будет решать индивидуально с каждым арендатором. «Мы сядем с ними и посмотрим, как сократился поток покупателей, как изменились условия банков по кредитованию, какие новые требования выдвигают поставщики, и определим, как мы можем им помочь. С нашими давними партнерами мы в любом случае расставаться не намерены», — подчеркнул г-н Сопнев.