эксперты Алексей Малышевский генеральный директор компании «Лемма» Евгений Рыбасов директор «IT-центра Рыбасова» Александр Соловьев технический директор компании «Айстек» Вячеслав Стариков генераль
Почему ростовские «айтишники» считают консультирование за деньги «дурным тоном»
Когда в Ростове появятся специализированные IT-консалтеры
эксперты
Алексей Малышевский
генеральный директор компании «Лемма»
Евгений Рыбасов
директор «IT-центра Рыбасова»
Александр Соловьев
технический директор компании «Айстек»
Вячеслав Стариков
генеральный директор компании «Релиз»
Елена Черепнева
руководитель маркетингового отдела «Южной Софтверной Компании»
С пециалисты рынка призывают не путать понятия консультаций в сфере IT и IT-консалтинга. «Это не одно и то же, — уверяет директор «IT-Центра Рыбасова» ЕВГЕНИЙ РЫБАСОВ. — Консультации по своей продукции дает любой продавец. А вот IT-консалтинг — это комплексный набор рекомендаций, возможно, разовых, возможно, регулярных, по всей IT-инфраструктуре предприятия, рекомендаций по ее построению и использованию. И банальная эрудиция здесь не поможет — нужна серьезная и кропотливая аналитическая работа».
ЕЛЕНА ЧЕРЕПНЕВА, руководитель департамента маркетинга «Южной Софтверной Компании», отмечает, что IT-компании продают высокоинтеллектуальные продукты и услуги, поэтому им весьма не просто исключить ИТ-консалтинг из своего пакета предложений — даже если речь идет о простейших решениях: «У нас много заказчиков не просто из малого, а из микробизнеса: конечно, частному предпринимателю, особенно начинающему, трудно разобраться в юридических и технических тонкостях даже простой «винды» — ему без помощи специалиста бывает не просто сделать выбор, в то время как сотрудник, имеющий даже базовый уровень знаний в области лицензирования, сделает это без труда. Конечно, такие консультации нельзя называть консалтингом в том смысле, как это принято понимать, во всяком случае тогда, когда речь идет о типовых консультациях, которые к тому же являются бесплатными для заказчика».
Как отмечает Евгений Рыбасов, с развитием технологий и внедрением все более сложных систем в бизнесе, простого консультирования становится недостаточно для развивающихся компаний: «В некоторых фирмах все настолько запущено, что прийти и сходу провести диагностику не удастся: на это потребуется уйма времени и несколько высококвалифицированных специалистов во главе с этаким гуру, который с огромной высоты своих знаний сможет не только оценить масштаб проблемы, но и предложить высокоэффективный способ ее решения». Однако, даже с такими глобальными проблемами, ростовские потребители относятся к консалтинговым услугам без должного внимания. «Клиент привык получать от IT-компании исчерпывающую информацию о продукте или услуге и не привык за нее платить, — поясняет г-н Рыбасов. — Но IT-консалтинг — это те знания, без которых многие виды бизнеса вскоре не смогут нормально развиваться».
Ростовские IT-специалисты утверждают, что местный рынок настоящего специализированного консалтинга начал формироваться в 2004 г., с первой волной легализации ПО. Как говорит Елена Черепнева, к тому моменту у всех крупных игроков рынка существовали серьезные сервисные подразделения, оказывающие техподдержку продаваемым продуктам: «Естественно, специалисты этих служб консультировали своих клиентов. Но именно в период легализации ПО мы стали оказывать услуги классического консалтинга по вопросам финлицензирования, легализации ПО на крупных предприятиях и т.д.» По словам г-жи Черепневой, следующим этапом развития рынка специализированного консалтинга стало массовое внедрение на местных предприятиях автоматизации и высокотехнологичных систем. Это заставило многих руководителей и менеджеров буквально «брать уроки» у айтишников.
Сейчас почти все ростовские IT-компании, по словам собеседников «ДК», предоставляют услуги консалтинга. Генеральный директор компании «Лемма» АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВСКИЙ выделяет шесть основных задач, возлагаемых на консультантов в его компании: предварительные консультации и помощь клиенту в постановке задач, предпроектное обследование, подготовка блока рекомендаций к осуществлению проекта, формирование нескольких вариантов решения поставленной задачи, обучение персонала заказчика работе с внедряемой системой и консультационное сервисное обслуживание проекта (подробнее см. детали на стр. 26). «Понятно, что такие услуги могут оказать только высококлассные «спецы», но у нас их работа не является самостоятельным направлением. Примерно так же работает большинство компаний Ростова: консалтинг выступает необходимым инструментом маркетинга, но как отдельная услуга не продается», — говорит г-н Малышевский.
Эксперт уверяет, что до сих пор ростовские потребители не готовы платить за консалтинговые услуги в сфере информационных технологий. Иными словами, в Ростове просто не принято продавать консалтинг. По его словам, консалтинг изначально позиционируется как бонусная составляющая проекта, а не как отдельная услуга. Хотя игроки ИТ-рынка готовы ее оказывать за деньги. «Если консультанты сейчас станут брать деньги за эти услуги, их предложение станет неконкурентоспособным: клиент может обратиться в другую аналогичную компанию, консультации специалистов которой бесплатны», — сетует г-н Малышевский.
«В настоящий момент бизнес-консультации и IT-консалтинг, в частности, достаточно востребован в Ростове и, в первую очередь, это связано с ростом рынка IT в целом, — говорит технический директор компании «Айстек» АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ. Связано это также с растущей конкуренцией, разнообразием и сложностью механизмов, применяемых в управлении и бизнесе в целом. Наиболее востребованными услугами на рынке IT-консалтинга являются разработка и внедрение автоматизированных информационных систем, консультации в области информационной безопасности, внедрения ERP, MRP, CRM-систем».
Говоря о причинах, мешающих развитию консалтинга как отдельного направления IT-бизнеса в Ростове, в отличие от других крупных городов России, эксперты указывают разные причины. «IT-рынок не монолитен, и для каждого сегмента причина может быть своя, — рассуждает гендиректор компании «Релиз» ВЯЧЕСЛАВ СТАРИКОВ. — Скажем, в области комплексных решений по автоматизации банков сейчас грамотное консультирование может вести зачастую только разработчик, поскольку этот продукт нешаблонный и специфика его понятна лишь изготовителю».
По мнению Евгения Рыбасова, есть две глобальные причины, из-за которых на ростовском IT-рынке услуги консалтинга не пользуются спросом — несформированность рынка и особенности нашего города. «Во-первых, рынок сам по себе молодой и рисковый, компании еще не сумели заработать себе хорошую репутацию, да и опытом достаточным не обладают. Ну, а во-вторых, южный менталитет — какой-то дикий торг, погоня за дешевизной, и это — на фоне царящего недоверия партнеров друг к другу. Заказчики не отличаются высокой степенью грамотности в сложных вопросах, касающихся ИТ-технологий, а потому особенно недоверчивы: они не видят реальной пользы от набора, грубо говоря, «бумажек», не могут осознать их ценность». Хотя есть грамотные компании, говорит г-н Рыбасов, готовые платить за IT-стратегию, но они предпочитают обращаться к крупным федеральным консалтерам.
Однако, как утверждает Евгений Рыбасов, уже в ближайшее время ситуация изменится: рынок станет расти и, чтобы быть конкурентоспособными, ростовским компаниям придется тратиться на консультантов. Соответственно, в Ростове появятся специализированные IT-консалтеры, одновременно специалисты прогнозируют приход в город консультантов федерального масштаба, которые могут занять доминирующее положение на местном рынке.
Поэтому игроки рынка достаточно позитивно оценивают перспективы узкоспециализированных консалтеров. «Компания, которая вчера стала оказывать исключительно консультационные услуги, в Ростове долго бы не просуществовала — недостаточен спрос на рынке. Например, у нас в компании за все время ее существования заказчики лишь дважды обращались исключительно за консалтингом», — говорит г-жа Черепнева. Однако, по ее утверждению, потребность в консалтинге будет расти в геометрической прогрессии. С ней соглашается и г-н Малышевский: «В сфере автоматизации бизнеса, телекоммуникационных технологий, при решении задач комплексного построения информационной инфраструктуры торговых и офисных зданий «под ключ», модернизации учетных и информационных систем в связи с расширением компании без профессионального независимого консультирования будет трудно удержаться на рынке». А Евгений Рыбасов добавляет, что появление независимых консультантов в IT-сфере выгодно, прежде всего, самим заказчикам: разработчики и системные интеграторы зачастую вступают в альянс и специализируются на конкретных IT-продуктах и априори не могут быть объективны. «Допустим, фирма умеет внедрять только CRM-решения разработчика А. Теперь представим, что к ней обратилось среднее предприятие, которому по всем показателям нужно ставить систему В. Что сделает эта фирма: посоветует обратиться к компании, которая внедряет В или будет горячо убеждать клиента, что ему нужен только А? Ответ, думаю, очевиден», — резюмирует эксперт.