Меню

Работодатели делают ставку на нестандартный подход к новогодним поощрениям

Бонус по итогам года, который еще вчера мотивировал сотрудника на высокую отдачу, быстро становится привычным и теряет свою побудительную силу. Поэтому, считают эксперты, важно использовать друг

Разграничение премий и новогодних подарков в по­следнее время становится популярным у работодателей. Компании вводят практику праздничных поощрений в виде фирменных сувениров, подарочных сертификатов и даже командировок на семинары и мастер-классы как дополнительный действенный элемент системы мотивации.

Бонус по итогам года, который еще вчера мотивировал сотрудника на высокую отдачу, быстро становится привычным и теряет свою побудительную силу. Поэтому, считают эксперты, важно использовать другие способы поощрения моральные, социальные. Особое место в системе мотивации персонала занимают подарки. В отличие от премии, условия выдачи которой часто прописывают в трудовых договорах, подарок акция «доброй воли» со стороны руководства. Взаимоотношения фирмы и сотрудника переходят на новый уровень, становятся менее формальными и более личными.

Презент должен быть тщательно продуман

Новогодним подарком руководство предприятия может не только выразить сотруднику благодарность за работу в течение года, но и повысить эффективность его труда в будущем. Однако специалисты кадровых агентств говорят, что если к этому инструменту мотивации относиться формально, можно получить прямо противоположный результат: как любое менеджмент-мероприятие, выбор подарка требует тщательного планирования и обоснования. Например, недорогие промо-сувениры ручки, зажигалки, ежедневники могут создать впечатление, что фирма сбывает невостребованные остатки. А достойный подарок должен подчеркивать принадлежность работника к определенной социальной группе и в то же время демонстрировать внимание к нему лично со стороны руководства.

По мнению экспертов, важными элементами статусного подарка могут стать атрибуты фирмы. Например, так называемый VIP-сувенир с логотипом компании или презент, связанный с ее деятельностью, как знак поощрения именно за профессиональные достижения. НАТАЛЬЯ МОСИНА, директор по маркетингу ООО «Симеон»: «Вручая новогодние награды сотрудникам, руководство дает понять, какого рода работу оно приветст­вует и чего ожидает. Хорошо, когда инициаторами таких поощрений выступают сами подразделения. Для большой фирмы с развитой сетью филиалов и очень разными кадровыми нишами чувство корпоративного единства очень значимо».

«Способ поощрения может быть любой, но при выборе его важно учитывать фактор субъективности, то есть внутренние желания и потребности человека»,  уточняет руководитель направления «рекрутмент» агентства «Арсенал» НАТАЛЬЯ НИКИФОРОВА. Она советует обратить внимание на амбиции и профессиональные притязания работника. Так, молодым специалистам, ориентированным на профессиональный рост, хорошим подарком и стимулом будет оплаченный компанией тренинг или семинар в столичной бизнес-школе. Активно проявивших себя в течение года работников воодушевит направление на конференцию в професси­ональное сообщество, где соберутся лучшие из лучших, чтобы обменяться опытом и технологиями. При этом фирма выиграет вдвойне: обеспечит лояльность сотрудника на долгое время и получит более квалифицированного специалиста, который сможет использовать полученные знания уже как руководитель отдела.

По словам Натальи Никифоровой, HR-компании разрабатывают критерии результативности, по которым рассчитывается эффективность сотрудника в компании. Они рекомендуют руководителям выбирать такой подарок, стоимость которого пропорциональна значимости его достижений. Однако некоторые компании устанавливают нормы стоимо­сти, пропорциональные зарплате. По наблюдениям экспертов, сегодня в Ростове на подарок сотруднику предприятие готово потратить от 500 руб., в редких случаях  больше 5 тыс. руб.

Подарок-сюрприз работает на сплоченность команды

Не всегда при выборе новогоднего поощрения, говорят эксперты, имеет смысл ориентироваться на его стоимость. Часто лучший подарок тот, который связан с личностью человека, его интересами, семьей. Руководители небольших фирм отмечают, что осуществить индивидуальный подход несложно, а результат усилий будет весьма значимым. «Если в течение года понаблюдать за сотрудниками, то можно узнать о них много интересного, считает ТАТЬЯНА СЛЕПАКОВА, директор галереи декора «Жираф».  Одному продавцу безумно нравился фарфоровый ангел, но она не могла позволить себе его приобрести. Представьте ее радость, когда получила его в подарок от фирмы. Такие подарки дают понять, что сотрудник руководству небезразличен». Стабильность кадрового состава магазина, по мнению Татьяны, очень поддерживают нематериальные факторы, затрагивающие эмоциональную сферу жизни, вызывающие в человеке ответный порыв.

Хорошим тоном многие фирмы считают внимание к детям сотрудников. Директор РА «Медиаполис» СВЕТЛАНА САХНО: «Если человек получает на предприятии новогодние подарки для детей (игрушки, наборы конфет), он понимает, что начальство помнит о его семье, о его человеческих обязанностях, и это ему вдвойне приятно». По мнению г-жи Сахно, многие люди устроены таким образом, что семья для них значительно­ важнее карьеры и даже денег. Среди них немало хороших специалистов, поэтому не стоит пренебрегать подобными акциями.

Подготовка подарков «со смыслом» объединяет сотрудников еще на этапе планирования праздника. «Очень активно подготовкой новогодних сюрпризов для коллег занимаются творческие работники копирайтеры, дизайнеры,  рассказывает Светлана Сахно. Мы стараемся окольными путями узнать у человека, что он любит, чем увлекается. Это лучше, чем дарить хоть что-нибудь, лишь бы отделаться. Я не против новогодних премий. Но, помимо денег, обязательно должны быть «особенные» подарки». При этом, советуют эксперты, надо учитывать возраст, особенности характера, уровень образования того, кому предназначен подарок. Избыток юмора и креатива может не только порадовать, но и обидеть. Чувство неловкости, как следст­вие «неправильного» подарка, отмечает эксперт, грозит натянутыми отношениями в коллективе.

По мнению экспертов, занимаясь выбором индивидуальных подарков, можно взять на вооружение западный опыт. «В Европе практикуется поощрение сотрудников новогодними поездками за рубеж. Мы ничем не хуже, уверена директор ООО «Прайм» ИННА БОЧАРОВА. Новые знакомства, новые впечатления, фотографии и воспоминания дадут человеку дополнительную энергию. И это, конечно, положительно отразится на работе. Кстати, это работает и на формирование положительного имиджа работодателя, потому что о таком подарке сотрудник будет целый год рассказывать знакомым».

Такие «отсроченные» подарки-сюрпризы г-жа Бочарова считает наиболее эффективными инструментами мотивации. Вариантов подарков, помимо турпоездок, множество. Проявившим себя с лучшей стороны в течение года сотрудникам фирма выдает подарочные сертификаты. Они могут быть самые разные: на ужин в ресторан, на посещение SPA-салона, фитнес-центра или на семейный абонемент в бассейн. Подготовка таких подарков требует особой тщательности. Инна Бочарова: «Естественно, руководство должно хорошо знать увлечения своих сотрудников, чтобы не подарить любителю балета билет на футбол».

Эффективность подарка увеличивает сочетание поощрения и признания

По наблюдениям экспертов агентства «Арсенал», все большую популярность в Ростове приобретают формы признания и поощрения, способству­ющие раскрытию потенциала и самореализации работника, позиционированию личности в коллективе и просто хорошему настроению. «31 января мы работаем до 18.00, рассказывает Татьяна Слепакова. Я всегда приезжаю в магазин за час до окончания рабочего дня, чтобы лично поздравить девочек».

Эксперты подтверждают: искреннее, неформальное поздравление руководителя незатратный, но очень действенный способ повышения лояльности сотрудников. «Если подарок преподнесен в соответствующей обстановке и сказаны теплые слова, успехи человека оценены по достоинству, трудно переоценить значение такого подарка. Он может быть недорогим, но похвалы должно быть не менее чем на миллион. Самое главное, чтобы она шла от души», уверена Наталья Мосина. Еvent management включает целый комплекс операций по мотивации и развитию корпоративной культуры. Подарок как раз одна (и не самая простая) из составляющих празд­ника. Он должен обязательно вписываться в общий контекст и настро­ение события».

По мнению экспертов, в поощрении особого рода нуждаются бойцы «невидимого фронта» сотрудники бухгалтерии и ИТР. О достижениях первых мало кто знает. Работа вторых не связана с продажами и не влияет на прибыль непосредст­венно. Для них важно публичное признание. Поэтому во многих ростовских компаниях подарки этим сотрудникам дарят не просто так, а с перечислением заслуг каждого перед штатом всей компании. Наталья Мосина: «Это очень мощное стимулирующее и мотивирующее средство. Могу сказать, что сотрудники, работающие у нас не один год, с нетерпением ждут новогодних праздников и радуются им, как дети. Все получают заряд бодрости и доброжелательности, который не измерить в деньгах».