Меню

Рабочие «ТагАвтоПрома» решили действовать

Зампредседателя профсоюзного комитета завода СЕРГЕЙ БРЫЗГАЛОВ пояснил ДК, что в пятницу, 12 ноября, произошла стихийная остановка производства рабочими одного из цехов. Отказавшихся выполнять свою

На минувшей неделе ряд местных СМИ поспешил распространить информацию о забастовке рабочих на предприятии «ТагАвтоПром», созданном на базе ООО «ТагАЗ». Как выяснилось, до масштабов забастовки события не разрослись, но волнения на заводе все же были.

Зампредседателя профсоюзного комитета завода СЕРГЕЙ БРЫЗГАЛОВ пояснил ДК, что в пятницу, 12 ноября, произошла стихийная остановка производства рабочими одного из цехов. Отказавшихся выполнять свою работу было порядка ста человек. Всем им предприятие полностью или частично задолжало зарплату за сентябрь и октябрь. Заручившись поддержкой профкома, работники сообщили руководству, что намерены продолжать акцию до начала погашения долгов. В обеденный перерыв в неработающий цех пришел его начальник и пообещал, что зарплату выдадут в течение ближайших нескольких дней, начиная с понедельника, после чего тагазовцы вернулись к своей работе. Обещание завод сдержал, и уже в понедельник, 15 ноября, рабочим сборочного цеха начали выплачивать по 30% от сентябрьского оклада.
Удача коллег спровоцировала рабочих сварочно-кузовного и малярного цехов пойти на аналогичные меры, но многие из них уже вернулись к работе. На днях ЮРИЙ ШАТАЛОВ, помощник депутата Госдумы НИКОЛАЯ КОЛОМЕЙЦЕВА, опубликовал в своем блоге на LiveJournal информацию о том, что акция могла быть на порядок масштабнее, если бы многие работники завода, взявшие в кредит автомобили, производимые здесь же, не опасались за свои рабочие места. По кабальным условиям этих корпоративных автокредитов в случае увольнения заемщику необходимо полностью погасить сумму по договору или выплачивать большую пеню. Правда, г-н Брызгалов утверждает, что это не соответствует действительности, так как средняя зарплата на предприятии — 10 тыс. руб., а это делает неподъемной для большинства рабочих покупку автомобиля ценой в 350–400 тыс. руб. По его данным, уже около половины рабочих с задолженностями по зарплате получили деньги за сентябрь в полном объеме. Он не смог оценить количество людей, до сих пор отказывающихся приступать к работе, подчеркнув при этом, что проф- союз поддержит каждого из них, так как подобный способ борьбы не противоречит закону. «Но каждый должен сам для себя решить, готов ли он бороться. Если ситуация не будет улучшаться, и люди сами проявят инициативу, мы пойдем вместе с ними до конца, используя при этом крайние меры», — пояснил г-н Брызгалов.
По данным облпрокуратуры, на 15 ноября задолженность «ТагАвтоПрома» перед 4,4 тыс. сотрудников составляет 22,8 млн руб. За первые две недели ноября руководству завода удалось сократить задолженность в полтора раза, но, судя по последним событиям, ситуация остается тяжелой. Проблемы предприятия во многом обусловлены ситуацией с кредиторами. По данным газеты «Коммерсантъ», общий долг предприятия перед ними составляет 20 млрд руб. Из них львиная доля приходится на крупнейшие банки — «ВТБ» (6,5 млрд) и Юго-Западный банк Сбербанка (6,3 млрд).
По словам АНДРЕЯ СМУРЫГИНА, директора ростовского филиала компании «БКС», проблемы ТагАЗа — это неприятный сигнал руководству предприятия для пересмотра стратегии его развития, так как рынок автопрома в стране переживает подъем в связи с госпрограммами по его поддержке.
По административному кодексу в случае усугубления ситуации с зарплатами, руководителю завода грозит уголовная ответственность в виде лишения права занимать руководящие должности сроком до пяти лет либо лишение свободы сроком до двух лет. Но, как считает г-н Смурыгин, ни к чему хорошему это не приведет. «Смена топ-менеджмента повлечет за собой проблемы, связанные с адаптацией нового руководителя, на это уйдет время. Очевидно, что проблемы нужно искать не в этой области. Я не готов оценивать все просчеты руководства ТагАЗа, но точно могу сказать: без хорошего иностранного партнера этому заводу сейчас добиться успеха практически невозможно. За последнее время ТагАЗ несколько раз менял азиатских контрагентов, что не могло сказаться на стабильности предприятия» — заключил он.

36,6