Идею создать крупный авиаузел на юге страны предложил экс-губернатор Ростовской области ВЛАДИМИР ЧУБ еще в 2006 году. Его поддержал министр транспорта ИГОРЬ ЛЕВИТИН, а позже и бывший вице-премьер С
Идею создать крупный авиаузел на юге страны предложил экс-губернатор Ростовской области ВЛАДИМИР ЧУБ еще в 2006 году. Его поддержал министр транспорта ИГОРЬ ЛЕВИТИН, а позже и бывший вице-премьер СЕРГЕЙ ИВАНОВ. Планировалось, что современный аэропорт пропускной способностью 8-12 млн пассажиров в год будет построен на базе уже существующего военного аэродрома в Батайске. На тот момент стоимость проекта оценивалась в 1,5 млрд руб., которые области готов был выделить Минтранс. Строительство аэропортового комплекса под Ростовом было включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010— 2015 годы)».
Однако идею получить современный транспортный узел на своей территории подхватили и в соседнем Краснодарском крае. Кубанцы предлагали модернизировать до уровня хаба один из действующих краевых аэропортов— по их расчетам, за счет этого стоимость проекта была бы существенно ниже ростовского. Спор между регионами оживила новость о выборе Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. В результате до последнего момента было непонятно, где будет построен хаб.
Обострившаяся борьба вынудила донские власти в ускоренном темпе решать земельный вопрос: участок, где планировался хаб, находился в ведении Минобороны. Областной министр транспорта ДЖИВАН ВАРТАНЯН сообщил, что за 620 гектаров земли под Батайском минобороны получит около 70 гектаров территорий под строительство жилья для военнослужащих в Ростове, Таганроге, Азове и Новочеркасске. Однако позже выяснилось, что участок под Батайском не совсем пригоден для строительства такого объекта— его регулярно затапливает грунтовыми водами, а при перемене атмосферных фронтов появляется сильный туман. В спешном порядке начались поиски новых территорий. Рассматривался участок в Мясниковском р-не области и близ станицы Грушевской Аксайского р-на, на втором и остановились. К тому моменту стоимость проекта возросла в 17 раз от первоначальной, до 25 млрд руб.— около 700 млн ушло только на подготовку проекта.
Василий Голубев, придя на пост губернатора, активно включился в решение вопроса с «Южным хабом», регулярно встречаясь с представителями Минтранса и обсуждая этот вопрос на заседаниях правительства. Дживан Вартанян, комментируя борьбу между соседями за аэропорт, заявил: «Желание властей Кубани заполучить этот проект вполне объяснимо, но давайте будем реалистами. Краснодар сегодня имеет преимущество, потому что еще не введен в эксплуатацию аэрокомплекс в Анапе и Геленджике, а Сочинский аэропорт пока работает не на полную мощность. В связи с этим россияне, отправляющиеся на отдых к Черному морю, просто вынуждены лететь через Краснодар. Испокон веков Ростов занимал более выгодное географическое положение. К тому же здесь десятилетиями располагались административные структуры Юга России».
Официально документы о строительстве в Ростове аэропорта еще не подписаны, однако на конференции ЕР, состоявшейся в начале мая в Волгограде, Владимир Путин публично заявил о том, что проект будет реализован и на него в бюджете уже заложены средства. 25 млрд руб., необходимые для строительства, будут распределены между госбюджетом, бюджетом региона и частными инвесторами. На долю частного капитала придется большая часть затрат— около 15 млрд руб. Наиболее вероятным инвестором станет ГК «Ренова» ВИКТОРА ВЕКСЕЛЬБЕРГА— аналогичные проекты она уже реализует в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Эту информацию Дживан Вартанян подтвердил, сообщив, что в настоящий момент в администрация области рассматривает меморандум о сотрудничестве с г-ном Вексельбергом. Кроме того, об интересе к участию в проекте французских компаний на встрече с губернатором заявил чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в РФ Жан де Глиниасти.
«Южный хаб» должен быть построен к 2015 г. Планируется, что он будет обслуживать 6–8 млн пассажиров в год, с последующим увеличением до 10–12 млн. Объем грузовых перевозок составит 50–70 тыс. т. в год.