Минкомсвязи представило проект постановления о создании реестра сайтов с запрещенной информацией. В документ не вошел ряд поправок, на которых настаивало интернет-сообщество, пишет Forbes.
Министерство связи и массовых коммуникаций вечером в среду обнародовало проект постановления правительства о создании реестра сайтов с запрещенным контентом — так называемых «черных списков».
Он определяет порядок создания и ведения реестра запрещенных ресурсов и привлечения к контролю над этой работой специального оператора — в этой роли выступит Роскомнадзор. В «черные списки» рискуют попасть три категории сайтов: пропагандисты наркотиков, суицида и детской порнографии. Выявлять вредоносную информацию в перечисленных категориях предстоит ФСКН, Роспотребнадзору и МВД соответственно. Также «стоп-лист» может расширяться по решениям судов.
Роскомнадзор может привлечь к работе над реестром другие экспертные организации в статусе операторов. К ним предъявляются следующие требования: российская регистрация, опыт работы не менее года и наличие технических мощностей для ежедневного мониторинга сети и контакты с отечественными и зарубежными правоохранителями. Правда, Ксензов на встрече не уставал напоминать, что «бюджетных ассигнований» для реализации дополнительных функций не предусмотрено. Ранее эксперты настаивали на том, чтобы оператором реестра выступал исключительно сам Роскомнадзор, опасаясь передачи этих функций разработчику самой идеи о «черных списках» — организации «Лига безопасного интернета», за которой стоит фигура известного инвестора Константина Малафеева.
Недовольство у представителей РАЭК вызвали два основных момента. В первую очередь, это сохранение опции блокирования не только URL-адресов конкретных страниц и доменных имен, но и IP-адресов ресурсов с нелегальной информацией. Интернет-сообщество неоднократно обращало внимание законотворцев на то, что в последнем случае вместе с сайтами-нарушителями могут быть закрыты и законопослушные порталы, имеющие хостинг на том же IP. Вторая претензия касается внесенного в проект положения о «частично открытом» характере реестра: доступ к нему будут иметь лишь операторы и хостеры, в то время как в тексте поправок в закон о защите детей от вредной информации речь шла об открытом списке. Чиновники настаивают на том, что полная прозрачность «стоп-листа» фактически будет означать появление публичного хранилища противоправного контента и его дополнительную «рекламу». В нынешнем варианте документа прописана лишь возможность создания системы специального доступа пользователей для проверки наличия в реесте отдельных сайтов. Также в текст постановления не попало предложение РАЭК о досудебной разблокировке ресурсов — этого не предусмотрено в законе, пояснила Ларина.