Постоянно изменяющееся законодательство РФ не позволяет бизнесу строить стратегию развития компаний даже на сравнительно короткие сроки.
Непрерывная законотворческая деятельность власти не упрощает жизнь бизнеса, а все больше ужесточает правила игры и ведет к дестабилизации делового климата в стране.
Как отмечают опрошенные «ДК» юристы, в 2010‑2011 гг. законотворческая деятельность государства была особенно плодотворной. Например, 9 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон № 353 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», ознаменовавший самое масштабное реформирование гражданского процессуального законодательства со времен принятия ГПК РФ. Но наибольший резонанс в среде бизнеса, по оценкам самих предпринимателей, нанесла реформа ЕСН, в связи с которой страховые взносы с 1 января 2011 г. повысились сразу с 14 до 34%. Реформа не принесла чиновникам желаемых результатов. В феврале 2012 г. министр финансов РФ Антон Силуанов констатировал: «Собираемость налога выросла всего на 1%». Бизнес, особенно малый, ушел в тень. Послабления для предприятий, отдельных сегментов рынка по снижению ставок на 30 или даже 20%, введенные в 2012 г., существенно ситуацию не изменили, так как такие налогоемкие отрасли как торговля, услуги, строительство под льготные ставки не попали. Но останавливаться на достигнутом законодатели, похоже, не собираются.
Поток законотворчества
«В ближайшее время ожидается глобальное изменение гражданского законодательства, в результате которого будет существенно пересмотрен не только Гражданский кодекс РФ, но регулирование в сфере корпоративного, земельного, градостроительного, финансового права, нотариальной деятельности, — прогнозирует Максим Григорьев, управляющий Южной дирекцией юридической фирмы VEGAS LEX. — Такая законодательная ревизия предоставит много дополнительных возможностей, но одновременно усложнит экономический оборот, значительно изменит правила игры для бизнеса. Кто будет работать «по старинке», тот может отстать от других, оказаться в арьергарде, получить дополнительные правовые риски».
В процессе подготовки к вступлению России в ВТО идет процесс адаптации российского законодательства к международным нормам. «В настоящее время рассматривается огромный пул изменений в ГК РФ, которые связаны в первую очередь со вступлением РФ в ВТО, — говорит Олег Проскурин, партнер юридической фирмы «JBI Эксперт».
Отношение к ВТО у бизнеса неоднозначное. Эксперты уверены, что пострадают больше всего такие отрасли, как машиностроение, животноводство и сельское хозяйство. Но, по мнению Виктора Бородаева, генерального директора агрофирмы «Целина», выход нашей страны на международные рынки и открытие границ, наоборот, поможет оздоровлению бизнеса. «Неэффективные собственники исчезнут, — уверен Виктор Бородаев. — Вступление в ВТО просто ускорит этот процесс. Мы работаем в одинаковых погодных условиях, но почему‑то урожаи у всех разные. Благодаря вступлению в ВТО снизятся пошлины на импортную технику. Сейчас она обходится нам на 40% дороже, чем американским фермерам. В свою очередь наши товары продвинутся на международные рынки».
Среди значимых новелл юристы отметили ФЗ «О хозяйственных партнерствах», который ввел новую форму юридических лиц, и ФЗ «Об инвестиционных товариществах». По мнению Максима Григорьева, эти законодательные акты направлены на создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику страны. «Однако, — отметил юрист, — не стоит ожидать какого‑либо показательного эффекта от внедрения нового инструментария прямо сейчас. Этот год — лишь этап становления.
Инвесторы будут весьма осторожны в своих первых шагах в заданном направлении, особенно в связи с чрезмерной изменчивостью российского правового поля». «Кроме того, не исключены случаи злоупотребления на практике новыми инструментами, — добавил Максим Григорьев, — или недопонимание судейского сообщества при реализации в жизнь благих идей законодателя».
Зачастую бизнес настораживают не собственно новые законодательные акты, а их количество. Только в 2011 г. было принято почти 2 тыс. новых законодательных акта. «Такое количество изменений не может позитивно влиять на бизнес, — считает Надежда Облоухова, директор ООО «ЦФК «Алгоритм». — Я глубоко изучаю законодательство с 1992 г. и не перестаю удивляться сложности изложения, противоречиям и объему законодательных актов. Такое впечатление, что пишут люди, которые сами никогда никакого отношения к реальному бизнесу не имели».
Надежда Облоухова убеждена, что для постоянного мониторинга нашего законодательства предприниматели должны иметь в штате целую службу или постоянно консультироваться со специалистами, а это не только серьезные затраты, но и невозможность планировать стратегию развития своей компании на несколько лет вперед.
Взаимозависимые от закона
Раньше в России действовало простое, но абсолютно нерыночное правило, что одна и та же компания не может продавать аналогичные товары и услуги по цене, отличающейся более чем на 20%. Теперь, когда вступил в силу Закон № 227 о трансфертном ценообразовании, таких жестких и бессмысленных ограничений не будет. Но послабление не коснулось взаимозависимых компаний. Более того, вступил в силу новый раздел НК РФ — V.1. «Взаимозависимые лица», который значительно расширил границы признания участников сделок взаимозависимыми лицами и наделил ФНС России мощными рычагами по контролю и корректировке цен сделок между ними. По сути, этот контроль является отдельным видом налоговой проверки.
«Нетрудно догадаться, что основная цель таких поправок — это цены внутри крупных групп компаний (холдингов), — разъясняет Олег Проскурин, — но неизбежно внимание и к обособленным предприятиям, финансово‑хозяйственная деятельность которых будет соответствовать, определенным в этом же разделе критериям».
2012 г. можно считать своего рода подготовительным периодом перед полным запуском этого сложного механизма в 2013 г. По мнению Олега Проскурина, новый раздел нуждается в больших доработках, так как законодатель отставил большой «простор для фантазии» в правовом толковании отдельных его норм. ФНС России обещает, что такие корректировки будут внесены до конца 2012 г. «Если все же этот «монстр» заработает без необходимых поправок, то 2013 г. станет для института налогового планирования, если так можно выразиться, «революционным», — уверен юрист.
Перспективы применения новых правил вырисовываются не радужные. «Если налоговая обнаружит, что компания совершила сделку со взаимозависимым лицом не по рыночной цене, ей будут доначислены налоги, например, налог на прибыль. К ней применят штрафы и другие санкции. В худшем случае это может стоить компании до половины выручки», — обрисовывает ситуацию генеральный директор Службы финансово‑экономической информации «Интерфакса» Сергей Яковлев.
Индивидуальных предпринимателей проверят на жизнестойкость
Грустная нота нынешнего года — это новое Положение Банка России о введении кассовой дисциплины, ставшее ни чем иным как бременем дополнительных расходов, возложенным на плечи индивидуальных предпринимателей. «Документ противоречит разумным принципам работы граждан в качестве ИП, — уверен Олег Проскурин, — и идет вразрез с конкретными нормами Конституции РФ. При этом казалось, что за двадцать лет уже даже ЦБ мог дочитать ее до конца, но результат налицо. Надеемся, что на этом «творческий порыв» на подобного рода документы у нашего государства по крайней мере на этот год иссяк».
Теперь откатить ситуацию пытается Минфин России, рекомендуя Правительству освободить предпринимателей от соблюдения новой кассовой дисциплины. Интересно, что такая инициатива была поддержана и в ФНС России.
При этом с 1 июня 2011 г. определена практика применения законодательства о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Высший судебный орган, наконец, разгадал ребус законодателя и определил: при решении вопроса о признании индивидуального предпринимателя банкротом имеет значение лишь наличие у него неисполненного в течение трех месяцев совокупности обязательств в общей сумме не менее 10 тыс. руб. вне зависимости от того, превышает их сумма стоимость принадлежащего ему имущества или нет.
«Очевидно, что столь незначительная по размеру задолженность может образоваться в самой заурядной ситуации, — недоумевает Олег Проскурин. — Наделение при этом любого кредитора, а что важнее — налогового органа, правом инициировать банкротство предпринимателя, особенно с учетом стоимости самих процедур банкротства, вовсе не придает стабильности экономическим отношениям».
2012 г. запомнится малому бизнесу решением судьбы единого налога на вмененный доход (ЕНВД), вопрос отмены которого остро стоял с середины 2011 г. ЕНВД решено оставить еще на ближайшие несколько лет, но и с определенными нововведениями. Главное из них — это переход на добровольный порядок его использования, начиная с 2013 г. По мнению Олега Проскурина, это абсолютно верный шаг, так как реально бизнес‑сообщество не готово отказаться от использования этого «спецрежима» в пользу иного. Хотя этот «спецрежим» и усложняет общение индивидуальных предпринимателей с банками.
«Предприятия, использующие упрощенные схемы налогообложения, становятся непрозрачными для банков, — уверена Лариса Сулацкая, управляющая филиалом «Ростовский» банка «Глобекс». — Мы не можем взвесить риски, соответственно, процентная ставка увеличивается, сумма кредита не понятна, и может быть, неадекватна размеру бизнеса, да и само рассмотрение затягивается».
Лариса Сулацкая уверена: как только сотрудников предприятия становится больше пяти, нужно переходить на общую систему учета, используя те программные комплексы, которые на сегодняшний день есть.
Не пьем и не курим
Российское правительство одобрило двукратный рост акцизов на табак и алкоголь в числе основных направлений налоговой политики со второй половины 2012 г. В целом ставка акциза на сигареты, сигары и папиросы в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличится на 120%. А вот ставка акциза на табак в 2014 г. по сравнению с 2012 г. будет больше на 140%.
«Последние 10 лет табачная отрасль России была достаточно прозрачна, — комментирует ситуацию исполнительный директор ОАО «Донской Табак» Сергей Сапотницкий. — При существующих ставках в Россию начала поступать контрабандная продукция из близлежащих стран. Мы готовимся к тому, что часть рынка отойдет серому бизнесу. Несмотря на негативную тенденцию, мы надеемся, что государственная акцизная политика будет взвешенной, и законодатели не допустят, чтобы наши внутренние акцизные ставки были выше ставок Казахстана и Белоруссии — наших партнеров по Таможенному союзу».
Что касается ставок акциза на алкогольную продукцию, то к 2014 г. по сравнению с 2012 г. ставка акциза увеличится на 73%. К тому же с 1 июля этого года пиво будет отнесено к алкогольной продукции, и все особые требования к розничной продаже и потреблению алкоголя будут распространяться и на этот напиток. По мнению Сергея Толмачева, директора дивизиона Юг ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», со вступлением запрета на продажу пива в нестационарных точках часть из них, конечно, закроется, часть может быть перепрофилирована в павильоны или кафе. «При этом надо помнить, что в этой сфере малого бизнеса в России заняты десятки тысяч человек, которые в одночасье могут потерять работу», — добавил он.
Конкуренция правовых систем
Регионы нашей страны активно конкурируют в процессе привлечения инвестиций. Например, Ростовская область радикально упростила процедуру перевода земель из одной категории в другую. Власти уверяют, что теперь проекты строительства новых заводов и фабрик будут стартовать в Ростовской области на несколько месяцев быстрее, чем в других российских регионах. Федеральное законодательство предписывает осуществить эту процедуру за 2 месяца, на практике в России она длится в среднем 6 — 12 месяцев.
— Правительство Ростовской области постаралось, наоборот, максимально сократить перечень обязательных документов, оставив только тот минимальный набор, который требует федеральное законодательство, — отмечает генеральный директор «Агентства инвестиционного развития РО» Игорь Бураков.
Несмотря на конкуренцию региональных законодательств, стремление государства упростить работу инвесторов, в том числе и иностранных в России, эксперты отмечают, что отечественная правовая система значительно проигрывает европейской. «Законодательство — это тоже площадка для конкуренции, — уверен Игорь Степанов, управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры». — По крупным сделкам транснациональных компаний видно, что бизнес гораздо больше доверяет, например, английскому праву. Думаю, здесь вопрос не только в национальном законодательстве, а в судебной системе. От факта не отмахнешься — основные сделки заключают не в России. И эта статистика Правительству РФ оптимизма не добавляет».
Автор Надежда Назарова