Меню

Открывать ли бизнес в период кризиса?

эксперты Любовь Акулович генеральный директор ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» Денис Завалишин генеральный директор «Ресторанные технологии» Анна Нестеренко начальник управления малого и среднего

В условиях кризиса региональная экономика не стоит на месте. Некоторые ростовские бизнесмены решили открывать свое дело, несмотря на неопределенность. Стоит ли во время экономического спада начинать свой бизнес, какие сегменты лучше осваивать и где искать средства на реализацию идеи — на эти вопросы постарались ответить эксперты и гости очередного Дискуссионного клуба «ДК».

эксперты
Любовь Акулович
генеральный директор ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский»
Денис Завалишин
генеральный директор «Ресторанные технологии»
Анна Нестеренко
начальник управления малого и среднего бизнеса ростовского филиала «Промсвязьбанк»
Галина Пивоварова
руководитель аналитики и маркетинга компании «Дон-МТ»
Роман Лосевской
гендиректор ГК «Идеал»
Александр Пономарев
Заместитель начальника отдела по работе с малым и средним бизнесом Ростовского филиала ОАО АКБ «Росбанк»
Людмила Тарасова
Заместитель начальника управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей министерства экономики Ростовской области
Максим Широченко
начальник отдела агентских продаж филиала «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону

Каким бизнесом сейчас лучше всего заниматься?
Чем областные власти готовы поддержать малые предприятия?
Где найти стартовый капитал, если своего нет?
На очередном заседании Дискуссионного клуба «ДК» банкиры и страховщики, представители молодых и сформировавшихся компаний, а также чиновники собрались, чтобы разобраться, подходящее ли сейчас время для открытия собственного бизнеса. Почти все эксперты были единогласны в том, что кризис — самое подходящее время для старт-апа. Тем не менее, встреча получилась достаточно интересной, поскольку каждый из спикеров дал несколько полезных советов начинающим бизнесменам.
Новым компаниям легко развиваться в сложных экономические условиях

По словам начальника управления малого и среднего бизнеса ростовского филиала «Промсвязьбанка» АННЫ НЕСТЕРЕНКО, если у начинающего предпринимателя есть бизнес-идея, которая проработана и продумана — сейчас самое время для ее реализации. С ней согласилась депутат Законодательного собрания РО, гендиректор ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» ЛЮБОВЬ АКУЛОВИЧ, отметив, что бизнес можно открывать в любое время: «А сейчас лучше идти в сферу производства продуктов и предметов первой необходимости. Будет проще, если в этих отраслях у вас есть опыт работы и налажены контакты», — заметила она.

Руководитель аналитики и маркетинга компании «Дон-МТ» ГАЛИНА ПИВОВАРОВА и гендиректор ГК «Идеал» РОМАН ЛОСЕВСКОЙ в своих оценках были более осторожны, предложив сначала хорошенько все просчитать, поскольку в период кризиса права на ошибку нет, но отметили, что сейчас сложились благоприятные условия для открытия бизнеса. «Мы арендуем рекламные площади по цене в четыре раза ниже докризисной и рекламные компании за нами просто гоняются с предложениями, — заметил г-н Лосевской. — Также значительно снизились зарплатные ожидания работников, а их профессиональный уровень серьезно возрос». По мнению г-жи Пивоваровой, важно принять во внимание текущее смещение спроса. «Сегодняшняя ситуация похожа на классический пример, который любят упоминать маркетологи. Когда на «Титанике« все было хорошо, официант успешно продавал Dom Perignon. После того, как корабль врезался в айсберг, продажи шампанского прекратились, а бедный официант по-прежнему старался продать напиток. В новой ситуации ему следовало заняться продажей шлюпок», — рассказала она.

После выступлений нескольких экспертов модератор встречи ВЛАДИМИР КОЛОДКИН обратился к начальнику отдела агентских продаж филиала «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону МАКСИМУ ШИРОЧЕНКО. По словам г-на Колодкина, в недавнем интервью «ДК» президент компании «АИГ Лайф» отметил, что эта компания в 98-м г. пережила бурный рост именно благодаря кризису: без работы осталось довольно много инициативных, по-хорошему «голодных» людей, из которых получатся отличные агенты. «Агенты открывают ИЧП и это можно рассматривать, как открытие малого бизнеса. Вы согласны с тем, что сейчас самое время для всплеска агентского бизнеса?» — спросил модератор. Максим Широченко согласился с этим предположением и в подтверждение привел несколько фактов. «Я занимаюсь агентской сетью более трех лет и за последние полгода у нас просто всплеск агентских продаж. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. агентские продажи увеличились в шесть раз. А успешный агент может зарабатывать приличные деньги. Последний агентский чек, который я подписал, был на 230 тыс. рублей», — рассказал г-н Широченко.

Замначальника отдела малого предпринимательства минэкономики РО ЛЮДМИЛА ТАРАСОВА также порекомендовала открывать свое дело, тем более, что власти сейчас готовы оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. «Мы продолжим работу, которую первыми в России начали в 2006 г. — предоставление на конкурсной основе грантов до 200 тыс. руб. Практика показала, что это востребовано и работает: из всех проектов, которые получили гранты, умерли единицы. Но мы не собираемся давать людям деньги, не подготовив их. У нас есть бизнес-школа молодого предпринимателя. В этом году планируем перевести эту программу на дистанционный формат — чтобы могли обучаться люди по всей области», — рассказала г-жа Тарасова. По ее словам, на реализацию этих проектов предусмотрены деньги из бюджетов всех уровней.

Молодой компании надо развивать розницу и не бояться столичной экспансии.

Одними из тех смельчаков, кто решил открыть в Ростове бизнес в период кризиса, стала компания «Ресторанные технологии» (гендиректор ДЕНИС ЗАВАЛИШИН). «По факту кризисную ситуацию мы получили после того, как строительство велось уже полтора месяца. Назад пути не было, и партнеры приняли решение продолжать», — рассказывает г-н Завалишин. В успехе своего бизнеса Денис Завалишин и его партнеры уверены, поскольку их заведение «Пинта» нацелено на наиболее широкий сегмент потребителей — людей с достатком средним и ниже среднего. Однако, по словам г-на Завалишина, при среднем чеке в 200 руб. качественный сервис и кухня дают возможность посещать заведение и людям с высоким достатком. «Что касается информации о том, что доходы рестораторов снижаются, не могу ее ни подтвердить, ни опровергнуть. Нам, в некотором смысле, повезло: у нас нет истории продаж до кризиса. Нам не с чем сравнивать, а потому нечего и бояться. Мы планируем в дальнейшем открывать новые точки», — сообщил Денис Завалишин.

Модератор встречи поинтересовался у экспертов, есть ли сейчас смысл развивать розницу, поскольку снижается потребительский спрос населения, и стоит ли опасаться московских сетей. Любовь Акулович отметила, что ее компания как раз и занимается развитием розницы. «Опыт 98 года показывает, что мелкая розница никуда не уйдет, наоборот, уличные рынки, например, станут более востребованными среди массового потребителя», — заметила она. С ней согласилось большинство экспертов.

А Денис Завалишин заявил, что бояться московских сетей, по крайне мере рестораторам, не стоит. «Думаю, нам стоит бояться только «Макдональдса», — пошутил он. — А что касается московских сетей — практика выхода на ресторанный рынок Ростова показывает, что не все, но многие, в силу своей неповоротливости из-за большого размера, к сожалению, не ориентированы на ростовского потребителя. Все-таки у нашего потребителя особый менталитет и предпочтения», — считает г-н Завалишин.

Бизнесмену сложно найти деньги на реализацию проекта

После того как эксперты определились в том, что кризис и московские акулы бизнеса не так страшны, как их «малюют», модератор спросил у них, где сейчас найти деньги на реализацию бизнес-идеи. Единогласно эксперты заявили о том, что в нынешней экономической ситуации лучше, если деньги у бизнесмена свои. Если же денег у него нет, есть два способа их получить: обратиться в банк или к частным инвесторам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы.

По мнению экспертов, занимая деньги в банке, в его лице можно найти хорошего помощника и бесплатного аудитора -— часто кредитное учреждение указывает на ошибки, которые приводят к нестабильной работе компании. С другой стороны, замначальника отдела по работе с малым и средним бизнесом Ростовского филиала ОАО АКБ «Росбанк» АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ отметил, что малому бизнесу достаточно тяжело сейчас получить банковский кредит. Для финансовых учреждений это слишком рисковый сегмент, к тому же и самим малым предпринимателям часто тяжело выплачивать кредит при средней эффективной процентной ставке — 23—28% годовых.

Людмила Тарасова, в свою очередь, рассказала, что областные власти сейчас пытаются создать механизм, который позволит малым предприятиям получить доступ к банковским кредитам. По ее словам, донская администрация создает специальный Гарантийный фонд, который пополнят 100 млн руб. из областного бюджета и 400 млн руб. — из федерального. «Этот фонд поможет людям, у которых неполное залоговое обеспечение, с помощью поручителей получать банковские кредиты. Думаю, он заработает уже во втором квартале этого года», — рассказала г-жа Тарасова.

Если же получить деньги в банке не удастся, эксперты советуют поискать частного инвестора. Александр Пономарев отметил, что часто таких людей интересует сотрудничество на условиях соучредительства, потому очень важно доказать потенциальному инвестору, что твой проект действительно стоящий. А г-н Лосевской добавил, что, заключая подобные соглашения, бизнесмену нужно быть осторожным: «Иногда «частники», пользуясь слабой юридической подкованностью стартапера, попросту прибирают бизнес себе».

В качестве альтернативного поиска стартового капитала, Анна Нестеренко предложила всем желающим принять участие в конкурсе, который проводит «Промсвязьбанк». «В прошлом году наш банк проводил акцию, по итогам которой мы выдавали пять грантов: два по 1,5 млн руб. и три — по 500 тыс. руб. Это были молодые предприниматели. В этом году такая акция тоже будет проводиться. Фонд будет увеличен в два раза», — заключила г-жа Нестеренко.