В странах, где право частной собственности существует непрерывно столетиями, бизнес-династии по-прежнему достаточно распространены. «Если говорить о России, то отсутствие большого количества дел
В странах, где право частной собственности существует непрерывно столетиями, бизнес-династии по-прежнему достаточно распространены. «Если говорить о России, то отсутствие большого количества деловых династий, когда компания является собственностью семьи и передается по наследству из поколения в поколение, легко объяснимо,— рассказывает ТАТЬЯНА МИХАЙЛЕНКО, директор представительства рекрутинговой компании «Бигл» в Ростове-на-Дону.— В дореволюционной России существовали купеческие и промышленные династии, но с приходом советской власти частная собственность была запрещена и предпринимательская деятельность стала невозможной. Соответственно, преемственность поколений в бизнесе была прервана на длительное время». За последние 20 лет в России вновь произошло первичное накопление частного капитала, но два десятилетия— слишком маленький срок для создания династии. «За это время зачастую не происходит даже однократная смена поколения и бизнесом продолжают управлять те, кто его создавал. С другой стороны, несмотря на то, что о широком распространении бизнес-династий в России говорить преждевременно, семейный бизнес— довольно частое явление, особенно на региональном уровне»,— отмечает г-жа Михайленко. Эксперты связывают появление большого числа семейных компаний в регионах с развитием малого и среднего бизнеса. По мнению ЮЛИИ КОНДРАТОВОЙ, директора ООО «Бакаут-Дон» (коммерческим директором которого выступает ее супруг), малые формы бизнеса предполагают участие в делах компании родственников, так как семья— это круг людей, на которых можно положиться, что особенно важно на первых этапах развития фирмы. «Я думаю, что в итоге мы придем к европейской модели бизнеса, когда большая часть поступлений в государственный бюджет будет исходить от малых и средних компаний. А значит и семейный бизнес будет развиваться»,— пояснила г-жа Кондратова.
Как и во многих других городах России, семейный бизнес в Ростове — довольно распространенное явление. Ситуация, когда учредителями фирмы являются члены одной семьи, скорее, типична для малого и среднего бизнеса, однако подобных примеров немало и в крупных компаниях. Самый яркий пример— «Азово-Донское пароходство», основателем которого является известный на Дону бизнесмен, а ныне— депутат Госдумы РФ ФЕДОР ШВАЛЕВ. Сейчас генеральным директором ГК «Азово-Донское пароходство» является его сын МИХАИЛ ШВАЛЕВ. В настоящее время в ГК входят 16 предприятий, в том числе две судоходные компании, два порта, три судоремонтных предприятия. Флот Азово-Донского пароходства насчитывает более 200 единиц судов различного назначения. Девелоперским направлением ГК руководит брат Михаила КОНСТАНТИН ШВАЛЕВ. Он является генеральным директором «Азово-Донской девелоперской компании», которая реализует строительство жилого комплекса «Адмирал» в Краснодаре и ведет строительство закрытого коттеджного поселка рядом с гольф-полем под станицей Старочеркасской Ростовской области.
Одна из самых известных в Ростове семей, все члены которой занимаются одним бизнесом— семья ВЫСОКОВЫХ. ВАСИЛИЙ и ТАТЬЯНА ВЫСОКОВЫ основали банк «Центр-Инвест» в 1992 г. В настоящий момент банк — это крупнейшее региональное финансовое учреждение Юга России, на долю которого приходится более трети общего объема капитала, свыше 40% активов, кредитных вложений и вкладов донских банков. Лондонским представительством банка, занимающимся привлечением инвесторов, руководит дочь Василия и Татьяны ОЛЬГА ВЫСОКОВА.
Как отмечают эксперты, для членов одной семьи общий бизнес действительно становится делом, которому они отдают все силы, так как с ним связано их общее благополучие. «Однако когда бизнес растет и становится успешным, назначение родственников на руководящие посты может быть связано не только с практической целесообразностью и желанием сделать работу более эффективной,— отмечает Татьяна Михайленко.— Существует стереотип, что с родственниками проще работать, им можно доверять, они надежнее как партнеры и т.д. Большую роль также могут играть национальные традиции, предписывающие помогать родственникам и сохранять единство большой семьи. Еще одна возможная причина— сложности, связанные с поисками действительно квалифицированных управленцев. В этом случае собственник может пригласить на работу родственника просто потому, что не видит других вариантов».
Родня бизнесу не помеха
Среди позитивных сторон семейного ведения бизнеса эксперты отмечают близкие доверительные отношения между родственниками, желание вместе добиться успеха, преданность общему делу. «Мне кажется, плюсов в таком способе ведения дел больше, чем минусов. Мы с мужем уже более трех лет управляем нашим бизнесом, поэтому на собственном примере могу сказать, что это существенно экономит время и силы»,— отмечает Юлия Кондратова. Среди негативных сторон— возможная недостаточная профессиональная квалификация родственников и вероятность того, что проблемы в бизнесе разрушат отношения в семье. По мнению ИРИНЫ ШВЕЦ, директора компании по кадровому консалтингу и подбору персонала AVANTA Personnel в Ростове-на-Дону, чтобы рабочие отношения не влияли негативно на личные, необходимо четко выстроить иерархию в компании. «Женщина всегда должна быть в подчинении у своего мужа. Она должна вдохновлять, а муж — защищать. Дети должны всегда занимать позицию младшего по отношению к старшим, иначе всё, включая бизнес, встанет с ног на голову. Не может «яйцо учить курицу», каким бы умным и образованным оно не было»,— отмечает г-жа Швец.
И все же, по мнению некоторых экспертов, приглашать в бизнес близких родственников рискованно. Часто родственники только мешают развитию компании. Во-первых, определенные позиции могут занимать родственники, которые не полностью соответствуют поставленным задачам и предъявленным требованиям. Во-вторых, есть опасность необъективной оценки эффективности сотрудников: более высоко оценивается вклад члена семьи, чем наемного менеджера. «Также неэффективно работающего родственника сложнее уволить, а если владелец на это решается, то зачастую страдают личные и семейные отношения,— утверждает ИВАН ЕРМОЛИН, управляющий партнер Perfomance Improvement Centre.
Научно-технический прогресс дал возможность значительно расширить сферу производства и услуг, и сейчас у молодого поколения больше свободы выбора и возможностей реализовать себя вне семейного бизнеса. Но мне всегда хотелось, чтобы мои дети продолжали мое дело. И сейчас обе мои дочери работают в моем бизнесе. Позитив в семейном ведении дел — поддержка и помощь в любой ситуации, вера в надежные тылы. Негатив — трудно порой быть достаточно лояльным к родственникам в сравнении с другими сотрудниками. Со своих спрос чаще всего выше. Кроме дочерей со мной работают два брата и две племянницы. У нас дружная семья и мне легко вкладывать время и средства в обучение, становление, карьерный рост своих родных и близких. Даже если они впоследствии уйдут на «свои хлеба». Не так обидно. Труднее, когда обученные, подготовленные специалисты уходят на другие предприятия. Не буду спорить, конфликты с родственниками иногда случались, но спокойно решались за столом переговоров. Главное — уважать мнение друг друга и аргументированно доказать свою правоту. Своего рода защита бизнес-плана. Когда роли расписаны и все прозрачно, разделить семейные и деловые отношения не составляет никакого труда.
Спрос со своих всегда вышеНаучно-технический прогресс дал возможность значительно расширить сферу производства и услуг, и сейчас у молодого поколения больше свободы выбора и возможностей реализовать себя вне семейного бизнеса. Но мне всегда хотелось, чтобы мои дети продолжали мое дело. И сейчас обе мои дочери работают в моем бизнесе. Позитив в семейном ведении дел — поддержка и помощь в любой ситуации, вера в надежные тылы. Негатив — трудно порой быть достаточно лояльным к родственникам в сравнении с другими сотрудниками. Со своих спрос чаще всего выше. Кроме дочерей со мной работают два брата и две племянницы. У нас дружная семья и мне легко вкладывать время и средства в обучение, становление, карьерный рост своих родных и близких. Даже если они впоследствии уйдут на «свои хлеба». Не так обидно. Труднее, когда обученные, подготовленные специалисты уходят на другие предприятия. Не буду спорить, конфликты с родственниками иногда случались, но спокойно решались за столом переговоров. Главное — уважать мнение друг друга и аргументированно доказать свою правоту. Своего рода защита бизнес-плана. Когда роли расписаны и все прозрачно, разделить семейные и деловые отношения не составляет никакого труда.
Мне кажется, что на данном этапе у нас в стране преемственность поколений сохранилась. Просто российский бизнес, основанный на собственности, проходит сейчас первый этап— этап становления. С 1991 года прошло всего двадцать лет, и о появлении первых династий можно говорить только сейчас. И, как мне кажется, очень многие собственники бизнеса готовят своих детей к тому, что в дальнейшем они будут поддерживать основанные родителями компании и продолжать традиции. Конечно, я тоже хотела бы, чтобы мои дети продолжили мое дело. Ведь когда дело твоей жизни нужно передать кому-то, очень хочется, чтобы это был близкий человек. Речь идет не только о финансовой стороне вопроса: очень важно, чтобы твои идеи продолжали жить и были также важны твоему преемнику, как и тебе. Преимущество ведения бизнеса с родственниками— доверительные отношения и поддержка в любой ситуации. И когда ты сам решишь отойти от дел, то сможешь давать советы своим детям, зная, что твои идеи ценны и будут приняты с благодарностью. Но есть, на мой взгляд, и негативные стороны. К примеру, сложность в разделении вопросов на рабочие и личные. В семейном бизнесе они всегда объединены и влияют друг на друга. Но, тем не менее, я считаю, что в спорных ситуациях ты обязан как руководитель сказать последнее слово и принять решение, даже если этим ты обидишь близкого человека. Если ты глава компании, то в подобных вопросах слабость не уместна. Любое бизнес-решение должно быть основано на логике и расчете, а не на эмоциях.
В бизнесе нельзя бояться обидеть близкого человекаМне кажется, что на данном этапе у нас в стране преемственность поколений сохранилась. Просто российский бизнес, основанный на собственности, проходит сейчас первый этап— этап становления. С 1991 года прошло всего двадцать лет, и о появлении первых династий можно говорить только сейчас. И, как мне кажется, очень многие собственники бизнеса готовят своих детей к тому, что в дальнейшем они будут поддерживать основанные родителями компании и продолжать традиции. Конечно, я тоже хотела бы, чтобы мои дети продолжили мое дело. Ведь когда дело твоей жизни нужно передать кому-то, очень хочется, чтобы это был близкий человек. Речь идет не только о финансовой стороне вопроса: очень важно, чтобы твои идеи продолжали жить и были также важны твоему преемнику, как и тебе. Преимущество ведения бизнеса с родственниками— доверительные отношения и поддержка в любой ситуации. И когда ты сам решишь отойти от дел, то сможешь давать советы своим детям, зная, что твои идеи ценны и будут приняты с благодарностью. Но есть, на мой взгляд, и негативные стороны. К примеру, сложность в разделении вопросов на рабочие и личные. В семейном бизнесе они всегда объединены и влияют друг на друга. Но, тем не менее, я считаю, что в спорных ситуациях ты обязан как руководитель сказать последнее слово и принять решение, даже если этим ты обидишь близкого человека. Если ты глава компании, то в подобных вопросах слабость не уместна. Любое бизнес-решение должно быть основано на логике и расчете, а не на эмоциях.