Правительство Ростовской области провело масштабное исследование продукции донских производителей в розничной торговой сети, в котором значительное внимание было уделено потребительским предпочтениям.
С этой целью был проведен опрос населения, в котором приняли участие 1050 респондентов.
Анализ их ответов на вопрос о том, где ими чаще всего приобретаются продукты питания, в целом по области выявил однотипное распределение вариантов ответов для молочной, мукомольно-крупяной продукции, растительного масла и плодоовощных консервов, соков. Большинство респондентов покупают эти виды продуктов в магазинах формата супер- или гипермаркет. Мясную продукцию жители области предпочитают покупать на рынках.
В ходе исследования установлено, что основными критериями выбора покупателей при покупке продуктов питания являются: срок годности продуктов (78,4% респондентов), качество продукции (76,1%) и цена (73,3%).
Практически каждый второй потребитель внимательно изучает состав продукта (47,8%) и каждый третий обращает внимание на производителя (35,2%) и внешний вид товара (34,8%). Для 14,2% респондентов важно, как упакован товар, и 12,5% в качестве одного из факторов принятия решения о покупке назвали участие продукта в акции.
Вопреки установившимся маркетинговым стандартам о повышенном спросе покупателей на продукцию известных брендов, в нашей области только каждый десятый покупатель (10,1%) при выборе продукта ориентируется на известность бренда. Для 10,4% респондентов одним из определяющих выбор критерием является наличие обязательной информации об изготовителе и товаре согласно закону «О защите прав потребителей».
Чтобы узнать, востребована ли продукция местных производителей покупателями, в анкету был включен вопрос «Приобретаете ли вы продукты питания, произведенные региональными предприятиями?». Большинство опрошенных утвердительно ответили на данный вопрос (67,4% от общего числа респондентов), 24,7% респондентов сообщили, что покупают продукцию донских предприятий изредка и только 7,9% не покупают продукты питания областных производителей.
Анализ распределения ответов по ассортиментным группам показал, что большая часть респондентов заявила о регулярности покупок растительного масла (74,7%), муки и крупы (73%), мясных и молочных продуктов (соответственно, 70,3% и 67,2%). Исключение составляют плодоовощные консервы и соки, которые регулярно приобретают только 51,2% опрошенных.
По результатам опроса покупателей в пятерку самых известных брендов донских производителей вошли - молочная продукция «На лугу» (80,3% от общего числа опрошенных), мясная продукция «Тавр» (79,8%), молочная продукция «Белый медведь» (78,9%), растительное масло «Золотая семечка» (78%), мука «Ковш» (67,4%).
Хорошо известна областным потребителям мука с брендом «С. Пудовъ», ее выбрал из списка каждый 2 опрошенный, растительное масло «Донской янтарь» и «Затея» знает каждый третий респондент.
Что касается других брендов, то от 10 до 20%% опрошенных указали, что они знают мясную продукцию с брендами «Индолина» и «Век», консервы – «Донские соки», «Кормилица», «Казачьи разносолы», «Казачий погребок», «Южная долина», «ХозяинЪ», молочную продукцию «Матвейка», муку, крупу «Калач», «Матушкин гостинец», «Донская забава».
Следует отметить, что в группе «плодоовощные консервы, соки», из перечисленных выше брендов каждый пятый узнал бренд «Донские соки», менее популярны бренды «Кормилица», «Казачий погребок» и «Казачьи разносолы» - их отметил каждый 6 респондент, а продукцию «Южная долина» и «ХозяинЪ» знает каждый седьмой и восьмой респондент, соответственно. Процент ответов по остальным 9 торговым маркам колеблется в пределах менее 7%. Это позволяет сделать вывод о том, что потребители области практически не встречают на полках магазинов продукцию под этими брэндами.
Основными причинами, по которым респонденты не покупают продукцию областных производителей по всем ассортиментным группам, были названы высокая цена (24,5%), низкое качество (20,9%) и узкий ассортимент (23,3%).
Вместе с тем, большинство опрошенных жителей Ростовской области считают, что на полках магазинов и на рынках должно быть больше продукции местного производства (87,4% от общего числа опрошенных); о том, что увеличивать присутствие продуктов питания, произведенных на Дону, не надо, заявили в ходе опроса 5,7% респондентов. Ответившие отрицательно на данный вопрос указали причины, по которым они считают, что не надо расширять представительность продуктов донских производителей в розничной торговой сети. Каждый второй высказал мнение, что продукция донских производителей проигрывает по соотношению цена-качество, а каждый третий – что донская продукция не может конкурировать с другими брендами, региональные производители не стремятся улучшить качество продукции и что практически невозможно изменить сложившиеся потребительские предпочтения.
На Дону уже в течение нескольких лет идет работа над созданием бренда «Сделано на Дону», который должен сделать продукцию местных производителей узнаваемой, способствовать продвижению товаров на потребительском рынке, и позиционировать продукцию региональных производителей как продукцию высокого качества.
В ходе опроса руководителям организаций розничной торговли был задан вопрос «По Вашему мнению, влияет ли на повышение спроса потребителей и на увеличение продаж наличие знака «Сделано на Дону»?». Большинство опрошенных считают, что продукция с брендом «Сделано на Дону» повысит покупательский спрос и увеличит объемы продаж в розничной сети.