Экстенсивный период развития кабельного телевидения в России сменился интенсивным: конкуренция между кабельными компаниями обостряется, и платное телевидение становится привлекательным объектом д
Экстенсивный период развития кабельного телевидения в России сменился интенсивным: конкуренция между кабельными компаниями обостряется, и платное телевидение становится привлекательным объектом для инвестиций. На рынок выходят операторы телефонной связи и интернет-провайдеры. Это заставляет самих операторов КТВ вести себя более агрессивно: развитие IP-технологий дает им техническую возможность превращения сетей кабельного ТВ в настоящие мультисервисные сети.
Координатор проектов маркетингового агентства «Альянс Мажор» АЛЕНА МАНАЦКОВА говорит, что по количеству абонентов за 2006 г. рынок кабельного ТВ в Ростове увеличился в два раза, и в ближайшее время этот показатель будет расти. Сегодня в Ростове работают шесть операторов. По мнению участников рынка, они предоставляют свою услугу примерно 140-150 тыс. абонентам.
Наиболее крупными игроками участники рынка называют «ЦТС-ТВ» и «Телелайн» (в прошлом году компания стала частью федерального оператора КТВ компании «Стрим-ТВ»). Кроме них, услуги кабельного вещания предоставляют населению компании «Элит-ТВ», «Студия Т», «Теле Икс» и предприниматель АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВ. О своих планах зайти в этот сегмент в 2007 г. заявил альтернативный интернет-оператор «Спарк».
Ростовское кабельное телевидение, как говорят участники рынка, начало развиваться 10-15 лет назад. «Первые операторы появлялись в спальных районах, там, где плотность населения максимальна. До недавнего времени большинство операторов обслуживали не более одного района и практически не расширяли собственные сети», рассказывает НИКОЛАЙ КОРГУШЕВ, начальник отдела рекламы компании «Телелайн («Стрим-ТВ»)».
По мнению экспертов, рынок КТВ активизировался с приходом «ЦТС-ТВ»: компания в первые же месяцы своей работы развернула сети в нескольких районах города. «Перед выходом на ростовский кабельный рынок мы провели анализ и пришли в ужас: абоненты просто не знали, какую услугу они получали. Мы создали бренд и провели широкую рекламную кампанию», рассказывает АНДРЕЙ ПАСТУШЕНКО, директор по маркетингу телекоммуникационного направления холдинга «ЦТС-ТВ».
Большинство операторов кабельного телевидения в настоящее время расширяют свои сети, стремясь подключить как можно больше квартир в тех районах, где они работают. Наиболее активно расширяют границы «ЦТС-ТВ» и «Телелайн». По мнению участников рынка, сейчас в среднем к каждому из двух лидирующих операторов подключается 1,5 2 тыс. абонентов в месяц. «Мы развиваемся не только за счет выхода в новые районы, но и за счет высокого уровня сервиса и дифференцированного подхода к формированию контента», говорит Николай Коргушев.
В отличие от лидеров, отмечают эксперты, небольшие операторы не могут позволить себе интенсивное наращивание сети, поэтому развиваются за счет увеличения количества транслируемых каналов и повышения качества вещания. К примеру, генеральный директор «Студии Т» ВАДИМ ПАШКОВСКИЙ в середине 2006 г. увеличил число каналов с 48 до 50.
Кабельное телевидение хочет заработать на рекламе
Вступивший в силу в 2006 г. закон «О рекламе» сократил список рекламируемых на эфирном ТВ товаров и услуг и открыл перед операторами платного телевидения новые возможности. По мнению президента Ассоциации кабельного телевидения России ЮРИЯ ПРИПАЧКИНА, ФЗ разграничил размещение и распространение рекламы на платных закрытых и бесплатных открытых телеканалах: «Законодатели справедливо предположили, что, учитывая особые условия и способы распространения, размещение и распространение рекламы на платных каналах должно подвергаться меньшим ограничениям. И для операторов платного телевидения это стало одним из наиболее позитивных моментов».
По мнению руководителя пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ» ЕВГЕНИЯ РЯБОВОЛА, тенденция рынка такова, что рекламы на кабельном ТВ становится все больше: «Растет экономика страны, растут рекламные бюджеты, а цены на размещение рекламы на эфирных каналах очень велики и продолжают повышаться».
По словам Николая Коргушева, в Ростове рекламу на кабельных телеканалах только начинают размещать, при этом ее стоимость в разы меньше стоимости рекламы на эфирном телевидении. «Засилия рекламы, характерного для эфирного ТВ, в программах КТВ нет. И это серьезное его конкурентное преимущество. По моим оценкам, реклама появляется не более чем на десятой части телеканалов, транслируемых в сетях кабельного ТВ», говорит Евгений Рябовол.
Операторы КТВ диверсифицируют бизнес и переходят на «цифру»
Еще одно направление, за освоение которого взялись операторы кабельного телевидения это развитие мультисервисных сетей, считают эксперты. Такие операторы, как «Телелайн» и «Элит-ТВ» уже запустили в тестовую эксплуатацию услугу широкополосного Интернета, «ЦТС-ТВ» входит в холдинг «ЦТС», предоставляющий услуги доступа в Интернет, другие операторы развивают домовые сети с выходом в сеть Интернет.
По мнению экспертов, освоение смежных рынков, в частности широкополосного доступа и других мультимедийных сервисов это сложившаяся мировая практика. «Основные затраты при этом идут на построение мультисервисных сетей, которые в дальнейшем мы сможем использовать и для предоставления других телекоммуникационных услуг», говорит Николай Коргушев.
Евгений Рябовол: «Современные технологии позволяют операторам кабельного ТВ предоставлять доступ в Интернет и IP-телефонию. Это выгодно и им, и их клиентам: оператор получает дополнительный доход, а абоненту не нужно проводить в квартире дополнительную сеть и подключаться к разным поставщикам определенных услуг».
До 2012 г. телеканалы, действующие на территории России, должны будут перейти на вещание в цифровом формате. Не отстают от эфирных станций и операторы КТВ. По мнению АЛЕКСАНДРА ВАГАНОВА, руководителя Управления Россвязьнадзора по Ростовской области, нынешние сети кабельного телевидения могут при небольших доработках предоставлять услуги цифрового телевидения: «Однако большинство абонентов не готовы к приему программ в цифровом формате по причине отсутствия в широкой продаже цифровых телевизоров. Кроме того, на сегодняшний день ГОСТы на цифровое кабельное вещание находятся в стадии разработки. Вследствие указанных причин, кабельное телевидение в цифровом формате в Ростове пока не транслирует».
детали
По мнению аналитиков инвестиционной группы «Атон», российский рынок кабельного телевидения (КТВ) вступает в фазу экспоненциального роста. По данным «Атона», в 2005 г. его объем вырос на 43% до $190 млн, при этом 30% из них пришлось на Москву. В прошлом году количество подписчиков на услуги КТВ выросло на 13% до $6,7 млн, что соответствует проникновению этого сервиса в 14% российских квартир.
По сравнению с ADSL «Атон» оценивает рынок широкополосного доступа в Интернет на базе сетей КТВ как нишевой. Однако у КТВ есть ряд преимуществ, говорящих в пользу этого способа доступа. Среди них более низкая цена и лучшее техническое обслуживание пользователей. Благодаря чему операторы КТВ могут занять в 2010 г. 17% российского рынка широкополосного доступа.
Источник: «Телеком Форум»