Меню

Олег Чулаков: "Нам удобно конкурировать с мировыми игроками, сидя в Ростове"

Иллюстрация: DK.RU

В медальном зачете конкурса «Рейтинг Рунета», результаты которого были объявлены 13 июля, Студия Олега Чулакова стала абсолютным рекордсменом.

Ростовчане привезли с церемонии награждения два золота, два серебра и бронзу. И это не считая многочисленных международных конкурсов, где работы Oleg Chulakov Studio регулярно признаются лучшими.

Олег Чулаков говорит, что уже сейчас мог бы открыть свой офис в Нью-Йорке, все равно ведь большую часть его портфеля заказов - это крупный бизнес, международные корпорации. Но пока возможно и выгодно  обслуживать их, находясь в Ростове, Oleg Chulakov Studio не спешит с переездом. 

Ее снователь и арт-директор Олег Чулаков рассказал "Деловому кварталу" о своих планах

- С чего все началось?

- Да я уже устал это рассказывать (смеется). Все началось в институте, когда я для подработки начал заниматься тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Я быстро понял, что это не мое. На тот момент я уже увлекался дизайном, а потом прямо ударился в это дело. Появились свои кумиры даже. Я учился, постоянно повышал свой уровень, но со временем стал замечать, что мои работы становятся все лучше и лучше, а "кумиры" словно застыли на одном месте. Начинал как все - с небольших заказов, потом их становилось все больше и больше. В какой-то момент решил попробовать свои силы и отправил работу на международный конкурс рекламы. Сейчас у нас много уже всяких наград с конкурсов. А тогда это вдохновило. В общем, в 2009 году компания попала на 15-ое место Ассоциации коммуникативных агентств России в разделе "интерактив"

- Это были твои креативные разработки?

- Да, и креатив, и разработка были мои.

- Эффективность рекламы - сам знаешь - это главная проблема при ее разработке. Интересно, как жюри оценивали этот аспект?

- Я сам сейчас вхожу в жюри таких конкурсов и понимаю, что 70% победы зависят от креатива, 30% это то, что называется "крафт" - исполнение.


- Но как определить - работает реклама или нет. Ведь полно примеров, когда компания тратит на всю рекламную кампанию 5 млн, но при этом платит дизайнеру 10 тыс руб, а потом удивляются - "почему реклама не работает?" Если твоя компания добилась таких успехов, получается, что твоя - работает?


- Ты знаешь, когда я начинал, эта ниша была еще очень узкая, интернет-реклама только начинала развиваться. Ко мне приходили заказчики, я выполнял заказ, они платили. Работает это или не работает - я не знал, но появлялись новые клиенты.

 

 

- Ок. И как это все развивалось?

- После того, как мы попали в рейтинг Ассоциации коммуникативных агентств - а там все монстры рынка - на наш сайт стали заходить мировые агентства. Многим понравились наши работы, и начался новый виток в развитии компании - работа с агентствами. С первого дня существования нашей компании и по сегодняшний день мы делаем продукты для крупного бизнеса. Начинали через агентства, но уже через год перешли на работу напрямую.

- Что сейчас из себя представляет компания?

- Сейчас в компании работает 30 человек, средний клиент - это крупный бизнес. Из местных, например, мы сейчас занимаемся поддержкой сайта "Донского табака". 80-90 процентов - это московские клиенты, 10% - международные компании. Большинство заказов - это разработка сайтов и мобильных приложений. Участвуем в тендерах, выигрываем. Из наших клиентов сейчас - ТЕЛЕ2, Йота, ИКЕА, Леруа Мерлен. На самом деле - это сумасшедший объем работы на весь период. Еще - изготовление баннеров. Это порядка 1000 заказов в месяц.

- Как вы себя чувствуете в нынешнее время?

- Да нормально все. Поток разовых заказов стабилен и он растет - 5 входящих сообщений в день, 20 заказов в неделю. Идет отсечение по цене.

- О какой рентабельности идет речь?

- Я цифр раскрывать не буду, но могу сказать, что по поддержке сайтов - это 50% и выше. Конкурировать с другими крупными игрокам, сидя в Ростове, нам удобнее: и аренда дешевле, и рабочая сила. А что касается прибыли, то могу лишь сказать, что если до конца месяца будет закрыта одна сделка, то оборот первого полугодия 2016 года будет равен годовому обороту прошлого года.

- Сколько стоит заказать у вас сайт?

- Все очень индивидуально в каждом случае. Но в среднем могу сказать, что разброс цен от 1 до 3 млнрублей. Все зависит от пожеланий клиента. Интернет-магазины выйдет дороже. Срок разработки - от 4 до 6 месяцев. 

- Кстати о кадрах. Для всех бизнесменов это больная тема.

- Да, с дизайнерами тоже сложно. Но еще три года назад мы пришли к такому решению - обучать. И ввели обязательные стажировки для тех, кто к нам приходит. Реально: человек приходит и сразу отправляется на стажировку, в ходе которой он получает некую стипендию. Потом он становится младшим специалистом, и так далее. Практически для каждого нашего сотрудника у нас выстроена заранее карьерная лестница, по которой он может двигаться, только осваивая требуемые компетенции. Это главное условие. Специалист не может перейти на следующую ступень, если он не владеет необходимыми компетенциями.

- Обучаете специалистов? Но ведь есть риск, что те научатся и уйдут или их "схантят" другие компании.

- В других регионах - в Питере, Москве - так и происходит на самом деле. Но я этого не боюсь. Во-первых, потому, что такое отношение к персоналу повышает его лояльность к компании. А во-вторых, наша узнаваемость растет с каждым днем. К нам сюда, в Ростов приезжают работать из других городов. Вот сейчас работают ребята из Ставрополя, Луганска, Волгограда, Астрахани. Из Питера человек на стажировку приезжал, из Москвы, вот сейчас менеджера взяли из Еревана.

- А кого не хватает?

- Как ни странно не хватает квалифицированных менеджеров. Парадокс: все вокруг менеджеры, а менеджера толкового не найти.

- Может быть, дело в зарплате?

- У нас такая политика: начинающим специалистам мы платим ниже рынка. Та же стипендия на время стажировки составляет 10 тыс рублей. В то же время ведущим специалистам платим выше рынка. Это надо в том числе и для того, чтобы человек много раз подумал, когда его начнут звать работать в Москву или куда-нибудь еще. Он понимает, что доходы его останутся прежними, а расходы значительно возрастут. Поэтому регулярно мониторим уровень зарплат в столице.

- Бывает такое, что  люди уходят и открывают свое дело с целью конкурировать? Или весь креатив в одних руках, поэтому не так-то просто?

- Все сложно, на самом деле. В разработке сайта участвует 10 человек с самыми разными компетенциями, узкие специалисты. Поэтому конкурировать в этой сфере сложно. К тому же творческим и амбициозным людям важен уровень проекта. Все понимают, что вот он сейчас уйдет, и максимум, на что он может рассчитывать - это заказы от мелкого и среднего бизнеса. Это будут просто скучные и неинтересные проекты. А если кто-то вдруг захочет вложиться в талантливого дизайнера, то  этот дизайнер должен понимать, что - опять же - работать ему придется над небольшими проектами, да еще окончательное решение в вопросах дизайна будет принимать какой-нибудь средней руки менеджер. Все это очень важно для специалистов.

-  А какие планы на будущее?
 
- Я вижу, что в будущем мы - это большой дизайн-завод. Мы хотим и делать лучший продукт на рынке, и делать его больше, и цены повышать. Скорее всего, через 5 лет у нас будет свой офис в Москве, а если нынешняя динамика заказов сохранится, то и в Нью-Йорке. Можно было бы, конечно, уже сейчас открывать офис в США, но для этого надо больше заниматься маркетингом, привлечением клиентов, а у нас пока что активные продажи отсутствуют - работаем с большим потоком входящих заказов.
 

- Скажи, куда движется этот рынок?

-  Я считаю, что в ближайшее время мелкий и средний бизнес перейдут на конструкторы сайтов, и огромная часть студий, которые обслуживают их сейчас, просто умрут. Конструкторы сайтов с каждым днем становятся  лучше, удобнее и не требуют дополнительных знаний. Крупному бизнесу это не подходит, им надо полное погружение в их бизнес-процессы. Кроме того, я думаю, что в ближайшее время окончательно сотрется грань между сайтом и мобильным приложением. Скачивание приложений уже сейчас - вчерашний день. Все перейдут на "облака": заходишь туда, берешь и пользуешься ими как сайтом. Я так это вижу.