В медальном зачете конкурса «Рейтинг Рунета», результаты которого были объявлены 13 июля, Студия Олега Чулакова стала абсолютным рекордсменом.
Ростовчане привезли с церемонии награждения два золота, два серебра и бронзу. И это не считая многочисленных международных конкурсов, где работы Oleg Chulakov Studio регулярно признаются лучшими.
Олег Чулаков говорит, что уже сейчас мог бы открыть свой офис в Нью-Йорке, все равно ведь большую часть его портфеля заказов - это крупный бизнес, международные корпорации. Но пока возможно и выгодно обслуживать их, находясь в Ростове, Oleg Chulakov Studio не спешит с переездом.
Ее снователь и арт-директор Олег Чулаков рассказал "Деловому кварталу" о своих планах
- Да я уже устал это рассказывать (смеется). Все началось в институте, когда я для подработки начал заниматься тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Я быстро понял, что это не мое. На тот момент я уже увлекался дизайном, а потом прямо ударился в это дело. Появились свои кумиры даже. Я учился, постоянно повышал свой уровень, но со временем стал замечать, что мои работы становятся все лучше и лучше, а "кумиры" словно застыли на одном месте. Начинал как все - с небольших заказов, потом их становилось все больше и больше. В какой-то момент решил попробовать свои силы и отправил работу на международный конкурс рекламы. Сейчас у нас много уже всяких наград с конкурсов. А тогда это вдохновило. В общем, в 2009 году компания попала на 15-ое место Ассоциации коммуникативных агентств России в разделе "интерактив"
- Это были твои креативные разработки?
- Да, и креатив, и разработка были мои.
- Эффективность рекламы - сам знаешь - это главная проблема при ее разработке. Интересно, как жюри оценивали этот аспект?
- Я сам сейчас вхожу в жюри таких конкурсов и понимаю, что 70% победы зависят от креатива, 30% это то, что называется "крафт" - исполнение.
- Но как определить - работает реклама или нет. Ведь полно примеров, когда компания тратит на всю рекламную кампанию 5 млн, но при этом платит дизайнеру 10 тыс руб, а потом удивляются - "почему реклама не работает?" Если твоя компания добилась таких успехов, получается, что твоя - работает?
- Ты знаешь, когда я начинал, эта ниша была еще очень узкая, интернет-реклама только начинала развиваться. Ко мне приходили заказчики, я выполнял заказ, они платили. Работает это или не работает - я не знал, но появлялись новые клиенты.
- Ок. И как это все развивалось?
- После того, как мы попали в рейтинг Ассоциации коммуникативных агентств - а там все монстры рынка - на наш сайт стали заходить мировые агентства. Многим понравились наши работы, и начался новый виток в развитии компании - работа с агентствами. С первого дня существования нашей компании и по сегодняшний день мы делаем продукты для крупного бизнеса. Начинали через агентства, но уже через год перешли на работу напрямую.
- Что сейчас из себя представляет компания?
- Сейчас в компании работает 30 человек, средний клиент - это крупный бизнес. Из местных, например, мы сейчас занимаемся поддержкой сайта "Донского табака". 80-90 процентов - это московские клиенты, 10% - международные компании. Большинство заказов - это разработка сайтов и мобильных приложений. Участвуем в тендерах, выигрываем. Из наших клиентов сейчас - ТЕЛЕ2, Йота, ИКЕА, Леруа Мерлен. На самом деле - это сумасшедший объем работы на весь период. Еще - изготовление баннеров. Это порядка 1000 заказов в месяц.
- Как вы себя чувствуете в нынешнее время?
- Да нормально все. Поток разовых заказов стабилен и он растет - 5 входящих сообщений в день, 20 заказов в неделю. Идет отсечение по цене.
- О какой рентабельности идет речь?
- Я цифр раскрывать не буду, но могу сказать, что по поддержке сайтов - это 50% и выше. Конкурировать с другими крупными игрокам, сидя в Ростове, нам удобнее: и аренда дешевле, и рабочая сила. А что касается прибыли, то могу лишь сказать, что если до конца месяца будет закрыта одна сделка, то оборот первого полугодия 2016 года будет равен годовому обороту прошлого года.
- Сколько стоит заказать у вас сайт?
- Все очень индивидуально в каждом случае. Но в среднем могу сказать, что разброс цен от 1 до 3 млнрублей. Все зависит от пожеланий клиента. Интернет-магазины выйдет дороже. Срок разработки - от 4 до 6 месяцев.
- Кстати о кадрах. Для всех бизнесменов это больная тема.
- Обучаете специалистов? Но ведь есть риск, что те научатся и уйдут или их "схантят" другие компании.
- В других регионах - в Питере, Москве - так и происходит на самом деле. Но я этого не боюсь. Во-первых, потому, что такое отношение к персоналу повышает его лояльность к компании. А во-вторых, наша узнаваемость растет с каждым днем. К нам сюда, в Ростов приезжают работать из других городов. Вот сейчас работают ребята из Ставрополя, Луганска, Волгограда, Астрахани. Из Питера человек на стажировку приезжал, из Москвы, вот сейчас менеджера взяли из Еревана.
- А кого не хватает?
- Как ни странно не хватает квалифицированных менеджеров. Парадокс: все вокруг менеджеры, а менеджера толкового не найти.
- Может быть, дело в зарплате?
- У нас такая политика: начинающим специалистам мы платим ниже рынка. Та же стипендия на время стажировки составляет 10 тыс рублей. В то же время ведущим специалистам платим выше рынка. Это надо в том числе и для того, чтобы человек много раз подумал, когда его начнут звать работать в Москву или куда-нибудь еще. Он понимает, что доходы его останутся прежними, а расходы значительно возрастут. Поэтому регулярно мониторим уровень зарплат в столице.
- Бывает такое, что люди уходят и открывают свое дело с целью конкурировать? Или весь креатив в одних руках, поэтому не так-то просто?
- Все сложно, на самом деле. В разработке сайта участвует 10 человек с самыми разными компетенциями, узкие специалисты. Поэтому конкурировать в этой сфере сложно. К тому же творческим и амбициозным людям важен уровень проекта. Все понимают, что вот он сейчас уйдет, и максимум, на что он может рассчитывать - это заказы от мелкого и среднего бизнеса. Это будут просто скучные и неинтересные проекты. А если кто-то вдруг захочет вложиться в талантливого дизайнера, то этот дизайнер должен понимать, что - опять же - работать ему придется над небольшими проектами, да еще окончательное решение в вопросах дизайна будет принимать какой-нибудь средней руки менеджер. Все это очень важно для специалистов.
- А какие планы на будущее?
- Скажи, куда движется этот рынок?
- Я считаю, что в ближайшее время мелкий и средний бизнес перейдут на конструкторы сайтов, и огромная часть студий, которые обслуживают их сейчас, просто умрут. Конструкторы сайтов с каждым днем становятся лучше, удобнее и не требуют дополнительных знаний. Крупному бизнесу это не подходит, им надо полное погружение в их бизнес-процессы. Кроме того, я думаю, что в ближайшее время окончательно сотрется грань между сайтом и мобильным приложением. Скачивание приложений уже сейчас - вчерашний день. Все перейдут на "облака": заходишь туда, берешь и пользуешься ими как сайтом. Я так это вижу.