Меню

Обзор:Туристические агентства и операторы

эксперты Светлана Абдулазизова Начальник управления развития туризма министерства экономики РО Решат Бунятов региональный представитель компании Anex Tour по ЮФО Светлана Вечканова директор «НТК Ин

Ростовские туркомпании выдержали натиск столичных гигантов, при этом их количество в прошлом году не снизилось, а даже выросло. Устоять крупнейшим ростовским операторам и агентствам помогла солидная база постоянных клиентов, активное развитие VIP-продаж и работа по эксклюзивным турам. Не видя перспектив в противостоя- нии москвичам, ростовчане решили с ними сотрудничать.

эксперты
Светлана Абдулазизова
Начальник управления развития туризма министерства экономики РО
Решат Бунятов
региональный представитель компании Anex Tour по ЮФО
Светлана Вечканова
директор «НТК Интурист» («Ривьера») в г. Ростове-на-Дону
Екатерина Комар
директор ТЦ «Гранд Фиеста»
Наталья Косьмина
генеральный директор туристической компании «Семь чудес света»
Александр Ломака
директор ТА «Алькор-Юг»
Алексан Мкртчян
генеральный директор туристической компании «Розовый слон»
Наталья Яковенко
директор ООО «Каприз», уполномоченного агентства компании TEZ tour

Как ростовские игроки избежали конкуренции со столичными и иностранными?
Что изменил закон об обязательном страховании ответственности туроператоров?
На какие направления делают ставку туркомпании в следующем сезоне?
Оценивая объем местного туристского рынка, эксперты не берутся называть его денежный оборот. Количество потенциальных потребителей туруслуг в донской столице, по мнению игроков, составляет порядка 160 тыс. чел. Динамика роста рынка — в среднем 25%. Как полагают эксперты, он все еще находится в стадии роста. Мировой показатель рентабельности турбизнеса — 8-15%. Однако ростовские игроки называют несколько другие цифры. ЕКАТЕРИНА КОМА , директор ТЦ «Гранд Фиеста», прибыльность туроператорского бизнеса в Ростове оценивает в 20%, турагентского — от 8 до 10%. Несмотря на увеличение предлагаемых направлений и видов отдыха, а также рост числа туристов, доходность рынка в целом, по мнению г-жи Комар, остается на неизменном уровне, подвергаясь лишь небольшим колебаниям.
Ростовских туркомпаний стало больше

Ни приход федералов, ни принятие нового закона об обязательном страховании ответственности туркомпаний не привели к сокращению числа местных игроков этого рынка. Более того, статистика говорит об обратном. По словам СВЕТЛАНЫ АБДУЛАЗИЗОВОЙ, начальника управления развития туризма минэкономики Ростовской области, в 2005 году в Ростове было зарегистрировано 149 турфирм, в 2006-м — 166. Сейчас, по оценкам опрошенных «ДК» игроков, их количество приближается к двум сотням.

«Мы находимся в первой десятке субъектов РФ по количеству туроператоров. У нас активно развиваются компании, формирующие турпродукт как для внутреннего, так и для международного туризма, — отметила г-жа Абдулазизова. — Если в 2006 году туроператоров на Дону было 46, то сейчас их уже 78».

Порог вхождения на ростовский туррынок, по оценкам разных экспертов, сегодня составляет от 1,5 до 3 млн руб. Но директор ТА «Алькор-Юг» АЛЕКСАНДР ЛОМАКА убежден, что местный туристический рынок после прихода ведущих московских компаний оказался насыщен предложениями по наиболее популярным направлениям, поэтому открывать фирму без уникального продукта или услуги и конкурентной цены нет смысла. Эксперты уверены, что прошли времена, когда можно было «снимать сливки» с быстрорастущего туристского рынка, открыв невнятное агентство с тремя продавцами. Сейчас слабая компания без клиентской базы и качественного обслуживания быстро уйдет с рынка, а деньги, потраченные на ее открытие, будут потеряны. «В 2007 году открылось примерно 10-20 фирм, и, насколько мне известно, такое же количество ушло с рынка», — рассказал г-н Ломака.

На сегодняшний день в нашем городе работают уже около 15 московских и иностранных туроператоров. Крупнейшими среди них эксперты считают турецкий «Анекс-Тур» и федеральные «Тез-Тур», «НТК Интурист» («Ривьера»), «Корал», «Пегас Туристик», «Мостревел», DSBW и др. Из числа компаний, совмещающих агентскую и операторскую деятельность, по мнению собеседников «ДК», лидируют местные фирмы: «Розовый Слон», «Круиз», «Семь Чудес Света», «Росинтур», «Альфа-Дон», «Роза Ветров-Юг», «Спутник» и др. «Они давно существуют на рынке и за время работы успели закрепить свои позиции не только в городе, но и в регио- не, сформировав солидную клиентскую базу», — отметила Светлана вечканОВа, директор «НТК Интурист» («Ривьера») в г. Ростове-на-Дону. По его мнению, федеральным компаниям, которые только начинают входить на донской рынок, нужно время, чтобы завоевать доверие довольно консервативных ростовских туристов. И все же, несмотря на то что количественное соотношение местных и федеральных игроков на ростовском рынке примерно 10:1, собеседники «ДК» считают, что на «варягов» приходится наибольшая доля рынка в денежном выражении. Эксперты объясняют это тем, что московские туроператоры работают в массовом сегменте рынка и их обороты на порядок выше ростовских игроков. «Кроме того, большинство федеральных туроператоров имеют собст- венные принимающие офисы в странах, в которые формируют турпродукт — это сильное конкурентное преимущество. Естественно, игроки местного уровня не могут себе этого позволить», — говорит директор «НТК Интурист» («Ривьера») в г. Ростове-на-Дону .

Участники рынка признают, что приход москвичей привел к усилению конкурент- ной борьбы между наиболее крупными игроками. Однако некоторые эксперты отметили, что в Ростове, в отличие от многих других городов России, не возникло жесткого конкурентного противостояния между местными и иногородними операторами. «Традиционно москвичи и турецкие фирмы, приходя в город-миллион- ник, начинают агрессивно конкурировать с местными операторами, выдавливая их с рынка, — говорит генеральный директор туристической компании «Семь чудес света» НАТАЛЬЯ КОСЬМИНА. — В результате, последние прекращают операторскую деятельность, превращаясь в агентства». Ростов, по ее словам, в этом плане уникален: нашим игрокам удалось устоять. Некоторые эксперты объясняют это тем, что ростовские туроператоры не стали тягаться с федералами в массовом сегменте в борьбе за безвизовые направления, а сделали акцент на работе с индивидуальными и эксклюзивными турами, сформировав за годы работы на местном рынке солидную базу постоянных и VIP-клиентов. Параллельно ведущие донские туроператоры начали формировать турпродукты по странам, которые были слабо представлены москвичами: Австрия, Италия, Хорватия, Тайланд, Болгария и т. д. А по безвизовым направлениям ростовские туроператоры начали сотрудничать с федеральными компаниями, выступая их агентами. «На сегодняшний день, скорее, можно говорить о конкуренции между столичными игроками на ростовском рынке. Местные же туроператоры успешно сотрудничают с иногородними», — полагает Екатерина Комар. Светлана Вечканова согласна с нею и отмечает, что ростовские игроки все чаще реализуют сформированный федералами продукт по наиболее популярным направлениям.

Ростовские операторы развивают VIP-продажи

Большинство игроков рынка замечают, что самая многочисленная категория клиентов турфирм в Ростове — это обеспеченные активно работающие люди 30-45 лет. На них приходится около 70% всех продаваемых в городе путевок. Затем идет молодежь до 28 лет — 17% и только 13 % — люди зрелого возраста. По материальному достатку большую часть клиентов работающих в Ростове турфирм, по оценкам самих игроков, составляет категория потребителей со средним достатком и чуть выше среднего. В то же время, эксперты констатируют, что благодаря приходу в наш город ряда так называемых «туристских розничных дискаунтеров», таких как турецкая Anex Tour, загранпоезд- ки смогли себе позволить ростовчане с уровнем достатка ниже среднего. По словам РЕШАТА БУНЯТОВА, регионального представителя компании Anex Tour по ЮФО, стратегия компании по выходу на новый рынок предполагала почти демпинговые цены туров в Анталию в 2006 году. «Мы заходили в Ростов одними из первых. Наши горящие туры в Турцию тогда стоили 5000 руб. на человека. Я считаю, именно так надо заходить на рынок, это бизнес. Хотя в целом мы ориентируемся на клиентов мидл-сегмента», — говорит г-н Бунятов.

Столкнувшись с натиском москвичей по наиболее востребованным среди ростовчан среднего класса направлениям, местные турфирмы начали усиливать работу с потребителями бизнес-класса и разрабатывать эксклюзивные предложения. «Сегодня мы намерены расширить круг своих VIP-клиентов, для которых полтора года назад открыли специальный офис, где формируются индивидуальные туры в любую точку мира, а прием клиентов происходит только по предварительной записи для того, чтобы люди не теряли время на ожидание своей очереди», — говорит АЛЕКСАН МКРТЧЯН, генеральный директор туристической компании «Розовый слон». В фирме «Семь чудес света» также был сформирован целый отдел по работе с частными клиентами. «Если московские компании предлагают заранее сформированные унифицированные туры, то мы можем подготовить эксклюзивный продукт, полностью соответствующий пожеланиям конкретного клиента, — отмечает Наталья Косьмина. — Даже если завтра наши агентства перейдут к москвичам на более выгодные условия, мы не умрем благодаря нашей частной клиентуре, которая с каждым годом растет. Мы за нее боремся, дорожим ею и стараемся удержать с помощью системы скидок, PR-акций, высокого уровня сервиса и т. д.»

Турция остается лидером продаж

По данным экспертов, ростовчане предпочитают, в основном, пляжный отдых, экскурсионные туры идут на втором месте. Причем, отечественный пляжный отдых не выдерживает никакой конкуренции с зарубежным: собеседники «ДК» отмечают, что поездка на черноморское побережье обходится зачастую дороже, чем в Турцию. При этом за границей, даже в отеле с невысокой «звездностью», туристы чувствуют себя более комфортно, нежели на родине.

НАТАЛЬЯ ЯКОВЕНКО, директор ООО «Каприз», уполномоченного агентства компании TEZ tour, рассказала, что в целом популярность направлений делится по сезонам. Летом, конечно, лидируют Турция, Египет, ОАЭ, Куба, комбинированные туры по Европе (отдых плюс «экскурсионка») Италия, Испания, Болгария. Зимой — это, в основном, Европа, причем как экскурсионные, так и горнолыжные туры». Но все же самым популярным и массовым направлением последние несколько лет остается Турция. Причин этому несколько: безвизовый режим, отличное соотношение цены и качества отдыха, и, наконец, большое количество рейсов, благодаря чему клиент может максимально удобно планировать отдых. Решат Бунятов сообщил «ДК», что в общей доле чартерных программ компании «Анекс Туризм Ростов-на-Дону» в 2007 году Анталия заняла 33%, а это около 18 тыс. ростовских туристов, то есть 11,2% всей емкости рынка. «В прошлом году мы летали пятью-шестью рейсами в неделю, а в этом сезоне поставили 11 рейсов в Анталию, которые уже активно продаются. На май наш турпродукт реализован уже на 60-70%», — рассказал «ДК» региональный представитель компании Anex Tour по ЮФО.

Некоторые эксперты отмечают тенденцию расширения спектра направлений, пользующихся у ростовчан спросом. Насытившись отдыхом в Турции и Египте, часть платежеспособной категории потребителей стремится открывать для себя новые страны, знакомиться с культурой разных народов. «У нас в этом году был настоящий бум спроса на Таиланд, что не удивительно. Там, как и в Турции, долларовая зона, что выгодно туристу при нынешнем падении курса американской валюты», — говорит Наталья Косьмина. — Кроме того, в Таиланде круглый год плюс 35 градусов, вода плюс 28, недорогой тайский массаж и очень доступные по цене SPA-салоны. Сейчас в этой стране строятся новые отели, а туристы уже забыли, что когда-то там было цунами. Единственный минус, с которым сталкиваются ростовские туристы, — отсутствие прямого рейса из Ростова. Им приходится лететь в Бангкок с пересадкой в Ташкенте».

Однако, по словам собеседников «ДК», неразвитость транспортного узла в Ростове мешает, по мнению экспертов, развивать операторам не только таиландское направление. «Клиенты хотят просто беспосадочно перелетать из пункта А в пункт Б. Но к сожалению, длина взлетно-посадочной полосы в Ростовском аэропорту — менее трех километров. Она не позволяет ни одному дальнемагистральному самолету вылетать из Ростова, так же как и приземляться, — объясняет Алексан Мкртчян. — Поэтому, на мой взгляд, пока хорошие перспективы развития имеют только туры на средне-магистральных расстояниях — до 5 тыс. км. Например, Барселона, Париж и т. д.».

Как отмечают игроки рынка, в последние годы изменяются не только предпочтения ростовских туристов, но и их отношение к отдыху и к покупке турпутевки. По словам г-жи Косьминой, все чаще в ее компанию обращаются люди, желающие распланировать свой отпуск заранее. «У нас никогда такого не было, чтобы в марте приходили и покупали тур на август, — говорит она. — Это европейцы планируют все намного вперед. Мне казалось, что для россиян это нонсенс. Впрочем, такая тенденция не может не радовать».

Компании ожидают роста спроса на европейский пляжный отдых

В грядущем сезоне эксперты обещают заметное увеличение стоимости заграничных туров. «Окрыленные прошлогодним наплывом туристов из России, турецкие отельеры подняли цены от 10 до 30%», — рассказала Наталья Косьмина. Она полагает, что это также связано с падением курса доллара. К примеру, не желая полагаться на неустойчивую американскую валюту, крупная сеть отелей «Риксос», с которой сотрудничает «Семь чудес света», впервые прислала базовую цену в евро. Вдобавок к этому в 2008 году подорожали авиаперелеты — в среднем на $100. Если в прошлом году перелет в Турцию в обе стороны стоил $210-220, то теперь $300-320. «Это вызвано подорожанием топлива, — поясняет Решат Бунятов. Поэтому стоимость туров изменится, причем существенно. Если раньше поездка в Анталию на двоих стоила $1000-1200, то в следующем сезоне она будет обходиться ростовчанам в $1500-1700». Некоторые игроки рынка считают, что это приведет к тому, что турфирмы могут лишиться части клиентов, для которых доступными останутся только горящие и «уцененные» путевки.

Однако, несмотря на проблемы с ростом стоимости турпутевок, о перспективах развития выездного туризма эксперты говорят с оптимизмом. «Я считаю, что рост в сегменте загрантуризма будет таким же, как в 2007 — 25%», — говорит Алексан Мкртчян. Помимо традиционной популярности Турции и Египта, специалисты прогнозируют рост спроса на европейский пляжный отдых. Екатерина Комар считает, что в текущем году резко возрастет количество проданных туров в Чехию в связи с началом прямых регулярных рейсов из Ростова в Прагу компанией «Чешские Авиалинии». «Эта страна всегда пользовалась популярностью у наших клиентов, но отсутствие прямых рейсов из Ростова сдерживало спрос», — убеждена г-жа Комар. Также, по ее оценкам, должен увеличиться поток ростовских туристов в Грецию, Хорватию и Израиль. В последнем случае это связано с отменой визового режима для россиян.

По поводу прихода в наш город новых игроков, эксперты расходятся во мнениях. «Большинство крупных операторских компаний федерального уровня уже представлены в Ростове», — считает Светлана Вечканова. С ней согласна г-жа Комар: по ее мнению, рынок уже достаточно насыщен. Приход новых сильных игроков неизменно повлечет за собой уход более слабых. А вот по словам Натальи Яковенко, до полного насыщения ростовского рынка осталось не более двух лет. Она, напротив, полагает, что в южной столице все же могут появиться новые операторы, специализирующиеся на европейских и экзотических турах.