Меню

Обзор:Трейдеры металлопроката

эксперты Руслан Булько гендиректор «ЮгМеталлСнаб-Холдинг» Валерий Дорофеев гендиректор «Южной строительной компании» Виталий Корелов гендиректор компании «Бородино-98» Михаил Максимов коммерческий

Ростовский рынок металлопроката, по словам его участников, достиг самого высокого уровня конкуренции за свою постсоветскую историю. Условия на нем диктует покупатель, а рентабельность бизнеса лишь у немногих компаний превышает 10%. Прочные позиции занимают торговые дома производителей и несколько крупных независимых металлотрейдеров — остальным приходится постоянно вести борьбу за выживание.

эксперты
Руслан Булько
гендиректор «ЮгМеталлСнаб-Холдинг»
Валерий Дорофеев
гендиректор «Южной строительной компании»
Виталий Корелов
гендиректор компании «Бородино-98»
Михаил Максимов
коммерческий директор компании «МеталлСервисЮг»
Арсен Поповян
директор компании «Южный металлоцентр»
Элла Рощанская
директор Ростовского филиала ОАО «Инпром»
Сергей Федоренко
гендиректор компании «Строительный форум»


Почему крупные строительные компании отказываются от покупки металла через посредников?
Из-за чего падает рентабельность металлоторговли?
Чем «маленькие» металлотрейдеры сильнее «больших»?
Торговля металлом в Ростовской области — традиционно один из наи- более конкурентных и при этом наименее цивилизованных видов бизнеса. Гендиректор компании «ЮгМеталлСнаб-Холдинг» РУСЛАН БУЛЬКО такую ситуацию объясняет близостью морских и крупных речных портов, через которые проходит вал металлического лома и готовой продукции основных стран-импортеров металлопроката в Россию — Турции и Украины. В Ростовской области сосредоточено сразу несколько крупных производителей, которые не обделяют вниманием и местный рынок. «Исторически мы находимся в центре металлического потока, здесь железа очень много, поэтому купить его легче, нежели продать», — говорит г-н Булько. С его мнением согласен директор «Южного металлоцентра» АРСЕН ПОПОВЯН: «В последние 3–4 года ситуация усугубилась приходом в область торговых домов крупных производителей металлопроката — «Мечела», «Северстали» и др., в силу своего статуса выделяющихся среди других игроков: они продают дешевле и имеют возможность ограничить поставки конкурентам с завода, а также, отвечая конъюнктуре рынка, могут эксклюзивно предложить покупателям наиболее ходовые позиции».

На условиях анонимности участники рынка говорят, что начать бизнес на торговле металлом без крепких связей с поставщиками и чиновниками практически нереально. Более того, один из них в беседе с «ДК» намекнул даже на его криминальную составляющую: «На рынке металла существует «круговая порука» — конкуренты не нужны никому, ведь даже самые маленькие отбирают определенный, пусть и небольшой доход. Ситуация напоминает базар: если на улицу, где несколько бабок торгует семечками, придет еще одна, не знакомая никому, ее сразу же прогонят. Примерно то же происходит на рынке металлоторговли».

Рентабельность металлоторговли падает

По оценке экспертов, за последний год (вторая половина 2007 г. — первая половина 2008 г.) объем рынка металлоторговли в регионе составил около 30 млрд руб., всего в РО продано 2,5–3 млн т металла и изделий из него. Основную долю рынка делят между собой не более 10 компаний — это, прежде всего, таганрогский «Инпром», «Комтех-Ростов», «ЮгМеталлСнаб-Холдинг», «Ростовский металл», а также торговые дома «Северстали», «Мечела», «РГМК», «Меткома».

По словам Руслана Булько, очевидного лидера на рынке нет, по 2–3% от него имеют порядка 10 компаний, остальное размыто долями менее 1% между около 200 компаний, занимающихся торговлей прокатом и металлоизделиями на территории РО и ЮФО.

В целом конкуренция на ростовском рынке металлопроката, по словам директора Ростовского филиала ОАО «Инпром» Эллы рощанской в последние 2–3 года резко усилилась и продолжает возрастать, что связано в первую очередь с приходом на рынок аффилированных с производителями торговых компаний и приходом крупных федеральных трейдеров. «В основном конкуренция идет в ценовом сегменте, где торговые дома заводов имеют огромные возможности для демпинга, — говорит г-жа Рощанская. Есть такая возможность и у федеральных торговых компаний, закупающих металл на заводах в больших количествах по специальным ценам. Эксперт поясняет, что местные небольшие компании конкурируют за счет снижения издержек, в основном это касается оборудования складов под металл (зачастую это мало приспособленные арендованные складские площадки), офисные помещения (несколько арендованных комнат для руководителей и сбытовиков, вагончики для кладовщиков) и стратегии неразвития на рынке (нет необходимости инвестировать прибыль в открытие новых филиалов, благодаря чему точка безубыточности весьма низка).

При этом, как утверждают собеседники «ДК», рентабельность торговли металлом постоянно снижается. Арсен Поповян оценивает рентабельность своего бизнеса в 3%. «Примерно такая же она у всех крупных металлотрейдеров — мы зарабатываем на крупных объемах», — говорит г-н Поповян. Представители небольших компаний (к таким участники рынка относят игроков, продающих менее 1000 т металла в месяц) называют 12–15%, но тут же оговариваются, что средняя рентабельность на металлотрейдинговом рынке  — все равно что «средняя температура по больнице». «Торговля металлом — сезонный бизнес. Это конечно, не мороженое, которое продается три летних месяца — спрос сохраняется круглый год, — рассказывает гендиректор компании «Строительный форум» СЕРГЕЙ ФЕДОРЕНКО. — Но очевидно, что в строительный сезон (весна, лето, осень) или в период, когда машиностроительные заводы «включаются» на полную мощность и массово закупают станки и оборудование, зарабатывать на продаже металла легче. На мой взгляд, уместнее говорить о рентабельности отдельной сделки. На средней проданной партии моя компания, к примеру, зарабатывает 2–4%».

Еще одним существенным фактором, снижающим рентабельность бизнеса многих металлоторговых компаний, становится стремление крупнейших потребителей наладить прямые контакты с производителями и создать собственные подразделения для закупки металла. «Крупные строительные компании — желанные партнеры для металлургических комбинатов, поэтому мы не видим смысла работать с ними через посредников», — говорит гендиректор «Южной строительной компании» ВАЛЕРИЙ ДОРОФЕЕВ. — Покупая металл напрямую, мы преследуем сразу несколько целей: во-первых, снижаем издержки, во-вторых, страхуемся от ошибок поставщиков, в-третьих, получаем возможность варьировать свою закупочную политику и покупать там, где дешевле на данный момент».

По словам г-на Дорофеева, ежемесячно его компания закупает около 20 тыс. тонн листового металла и готовой продукции — арматуры, швеллера, уголка и т.д. При этом компания может и не израсходовать всего объема на свои нужды и продает излишки более мелким компаниям. Валерий Дорофеев полагает, что тенденция вхождения строительных компаний на рынок металлоторговли со временем будет прослеживаться еще более очевидно.

 

Рынок нестабилен и зависит от мировых цен на металл

2008 г. выдался для ростовских металлоторговцев особенно сложным. По оценкам экспертов, до 50% продающегося в регионе металла завозится из соседних Турции и Украины. При этом конъюнктура мировых цен на металл и изделия из него установилась не в пользу Ростовской области. По оценке Арсена Поповяна, с начала года к моменту пикового спроса в июле металл подорожал на 25% — с 28 тыс. до 40 тыс. руб. за тонну. Эксперты говорят, что ценовые колебания — нормальное явление на рынке металла, но в этом году они были особенно сильными. «Этому способствовало сразу несколько факторов: в первую очередь, сказалось то, что турецкие производители переориентируют сбыт на развивающиеся рынки нефтедобывающих стран Ближнего Востока, а также то, что в целом сырье и энергоресурсы на мировом рынке резко подорожали», — поясняет г-н Поповян. Как отмечает коммерческий директор компании «МеталлСервисЮг» МИХАИЛ МАКСИМОВ, значительно повлиял на ростовский рынок ввод Китаем 25%-ной пошлины на вывоз металла, что резко снизило объемы предложения на азиатских рынках. «Китай в последнее время стал ключевым поставщиком металла для ряда стран, в том числе и для России, — говорит г-н Максимов. Не скажу точно, как именно повлияло это событие на цены у нас в стране, но в целом в Ростове к середине года цены подскочили в 2 раза». Но, по словам г-на Поповяна, уже к августу ситуация стабилизировалась, и цены начинают падать: «Металл дешевеет, и компании пытаются избавиться от запасов, которые они сделали в расчете на хорошие заработки в конце лета и начале осени. Мы, например, продаем арматуру, купленную по 35 тыс. руб. за тонну, уже по 28,5 тыс. руб.».

Эксперты говорят, что в сложной рыночной ситуации многие компании, особенно небольшие, оказались на грани краха: они не только несли ощутимые убытки, но и серьезно подводили своих клиентов, рискуя потерять свою репутацию и перспективу дальнейшего сотрудничества.

«В этом году творилась «вакханалия»: компании гонялись друг за другом, пытаясь купить ту или иную позицию для своих клиентов», — признается один из экспертов на условиях анонимности. Он рассказывает, что ряд компаний, просчитавших ситуацию, вкладывал все свои оборотные средства в одну товарную позицию, скупал ее у всех поставщиков, таким образом, вызывал искусственный дефицит. А потом, выходя на рынок с «эксклюзивным» предложением, получал доход по спекулятивным сделкам в 200%. В этих условиях наиболее уверенно чувствовали себя торговые дома крупных металлопроизводителей, которые имели возможность корректировать производство своих заводов и оперативно реагировать на изменения спроса и предложения на рынке. Относительно устойчивое положение сохранили и крупные независимые металлотрейдеры. «Крупному кораблю легче пережить бурю», — резюмирует эксперт и добавляет, что несколько его знакомых в этом году продали свой бизнес.

Крупные металлотрейдеры готовы к переделу рынка

О том, что ростовский рынок металлоторговли перегрет и в ближайшее время его ждут большие перемены, говорят практически все эксперты. Сергей Федоренко отмечает, что уже сейчас крупные игроки стараются либо поглотить, либо выбить с рынка небольших металлотрейдеров. «Путей подчинить себе маленькую компанию у большой несколько — от простой покупки до партнерства по системе франчайзинга, на которое маленькая в силу ситуации на рынке вынуждена идти», — объясняет он. Говоря о более жестком варианте — уходе с рынка, г-н Федоренко отмечает: «Маленькие компании зависимы от больших — мы и металл-то покупаем зачастую у своих более крупных конкурентов. Так что поставить нам палки в колеса нетрудно — достаточно просто не продать то, что нам нужно».

Комментируя ситуацию с понижающейся рентабельностью бизнеса, Элла Рощанская отметила, что в период роста цен он может составлять 15%, а при падении не доходить и до 5%, и очень важным показателем является рентабельность остатка. «Так, купленный дорогой металл может приносить значительные убытки в период падения, и наоборот. В этих условиях сложно работать «слабым» игрокам. Поэтому многим мелким компаниям пришлось уйти с рынка, и при такой тенденции можно ожидать того, что останутся региональные «монстры», которые поглотят более мелких игроков, а остальным останется лишь мелкорозничная торговля», — говорит она.

Г-н Федоренко признается, что «малышам» уже сейчас непросто конкурировать с сетями металлосервисов и крупными игроками, сделавшими ставку на розницу, но говорит, что сохранить и даже развить свой бизнес есть шанс у всех. «И у нас есть преимущества: мы более оперативны и внимательны к клиенту, готовы работать практически с любым заказом. Думаю, ситуация в металлоторговле будет развиваться по схожему с продуктовым ритейлом сценарию, где, несмотря на очевидное доминирование гипермаркетов и супермаркетов, осталось место и небольшим магазинам «у дома»». С мнением Федоренко согласен гендиректор компании «Бородино-98» ВИТАЛИЙ КОРЕЛОВ: «Крупная компания может позволить себе роскошь сказать клиенту: «Берите то, что есть». Небольшая же компания будет возиться с каждым, искать нужную позицию не только в своем городе, но и по всей стране. Будущее таких компаний — в индивидуальных заказах».

Тем не менее, с тем, что будущее — за крупноформатной торговлей, согласны почти все эксперты. Председатель совета директоров «Инпрома» ИГОРЬ КОНОВАЛОВ неоднократно отмечал, что его долгосрочной целью является построение сети гипермаркетов металла, где «человек может, как в магазине, просто прийти и выбрать уже готовый, порезанный и обработанный кусок железа, который ему нужен».

«Любой металлотрейдер сейчас прекрасно понимает, что без вложений в металлообработку и логистику им трудно будет конкурировать на рынке. В Европе до 75% продаж составляет металл, прошедший предварительную обработку. Рынок сервисных услуг в России начинает развиваться, точнее, находится в стадии формирования», — отмечает Элла Рощанская.

Г-жа Рощанская говорит, что ежегодно компания выделяет значительные средства в развитие своего парка металлообрабатывающего оборудования, 2010 году планируется доведение доли продаж металла в обработанном виде до 30%.

Идею гипермаркета развивает в своей компании и Руслан Булько. «ЮгМеталлСнаб-Холдинг» уже построил в Батайске и Шахтах два таких объекта и, по словам г-на Булько, в случае их успеха готов развивать эту сеть. Серьез- ным игроком на ростовском рынке, по прогнозам экспертов, должна стать и новосибирская компания «Феррум» (по формату схожая с «Инпромом» и конкурирующая с ним на федеральном уровне), летом объявившая о своих планах развития в южном регионе.

При этом гендиректор «Бородино-98» скептически оценивает крупные вложения сетей металлосервисов в оборудование по обработке и резке металла. «Крупные и средние потребители не откажутся от этого куска хлеба — традиционно они сами обрабатывают металл и зарабатывают на этом. Не думаю, что они будут в больших количествах покупать уже готовые к использованию изделия», — говорит г-н Корелов.