эксперты Ирина Агаркова директор компании «VI-тур» Николай Манукало генеральный директор компании «Оптима-тревел» Александр Мкртчян генеральный директор компании «Розовый слон» Иван Непейвода гене
Ирина Агаркова
директор компании «VI-тур»
Николай Манукало
генеральный директор компании «Оптима-тревел»
Александр Мкртчян
генеральный директор компании «Розовый слон»
Иван Непейвода
генеральный директор компании «Маверик»
Татьяна Нечепаева
генеральный директор компании «Рейна-тур НТВ»
Наталья Яковенко
директор туристической компании «Каприз»
Что ростовские турфирмы могут противопоставить столичным и иностранным игрокам?
Какие направления будут популярны в следующем сезоне?
Ростовский рынок туристических услуг называют одним из самых дорогих в стране. Долгое время местные туристические операторы рассчитывали цену своих предложений исходя из того, что за границу попасть можно было только двумя способами: через Москву или самолетами «Аэрофлот-Дона» – местного монополиста международных авиаперевозок. Это увеличивало базовую стоимость тура на 15-20%. Но в последние полтора года в Ростов пришли международные авиаперевозчики — Lufthansa, Austrian Airlines, Moldova Airlines и Turkish Airlines. Они предложили перелеты в зарубежные туристические центры по более низким тарифам. В ростовских турфирмах надеются, что изменение структуры международных авиаперевозок поможет им снизить стоимость турпутевок по основным направлениям и привлечь туристов из среднего ценового сегмента.
Ростовский рынок туристических услуг, по мнению его участников, все еще находится в стадии бурного развития: его объем ежегодно увеличивается на 20-25%. Этот бизнес высококонкурентен: туристические услуги в Ростове-на- Дону предлагают более 100 компаний, но состав игроков нестабилен и постоянно меняется. По мнению экспертов, активно занимаются туристической деятельностью не более 60 фирм, из которых 20-30 формируют костяк индустрии. «Обычно к сезону количество активных игроков увеличивается, а в межсезонье кто-то переключается на другие виды деятельности, кто-то вообще перестает работать», — рассказывает ИВАН НЕПЕЙВОДА, генеральный директор компании «Маверик». К числу лидеров по объемам продаж и количеству направлений эксперты относят несколько компаний: «Розовый слон», «Росинтур», «Рейна Тур НТВ», «Круиз», «Семь чудес света», «Спутник», «СК-Интур». Эти фирмы владеют гарантированными блоками мест в чартерах и гостиницах, разрабатывают новые туристические продукты и сотрудничают со многими местными турфирмами. Поэтому через них проходит наибольший туристический поток по массовым направлениям.
Конкуренция по ценам жесткая. «Подавляющее большинство клиентов, выбирая продавца путешествия, ориентируется на цену. Лишь немногие обращают внимание на сам продукт и его качество», — считает НИКОЛАЙ МАНУКАЛО, генеральный директор туристической компании «Оптима-тревел». В прошедшем сезоне, например, компания Anex Tour предлагала путевки в Анталию за 6 тыс. руб., при средней стоимости на рынке в 14 тыс. руб.
Обратной стороной высокой конкуренции на туристическом рынке стала низкая рентабельность бизнеса: по оценкам экспертов, это всего 5-6%. Однако непосвященным это направление деятельности кажется очень прибыльным, так что желающих выйти на рынок достаточно много. «Невысокая стоимость вхождения на рынок – $6-7 тыс. – делает туристический бизнес привлекательным. Но из-за сильной конкуренции и низкой рентабельности каждый год открывается и закрывается большое количество туристических фирм», – говорит НАТАЛьЯ ЯКОВЕНКО, директор компании «Каприз».
Местных игроков теснят столичные и иностранные компании. Собственные офисы в Ростове открыли московские «Роза ветров», «Русская туристическая компания», «Ланта-тур Вояж» и турецкая Anex Tour. Попытки выйти на местный рынок, не создавая здесь собственных офисов, делают московские туроператоры DSBW, «Капитал-тур» и питерская «Нева», предлагающие ростовским туристическим компаниям свои программы с вылетом из Ростова-на-Дону. Но наиболее успешным присутствием в городе участники рынка считают установление партнерских отношений с крупными местными игроками. В качестве примера обычно приводят сотрудничество ростовского «Спутника» и московской «Натали-турс».
Небольшое количество столичных игроков объясняется спецификой местного рынка. В Ростове практически все туристические компании обладают двумя лицензиями: операторской и агентской. Генеральный директор компании «VI- тур» ИРИНА АГАРКОВА говорит, что такое положение дел сложилось пять-восемь лет назад и тормозит развитие рынка: «С одной стороны, компании, разрабатывающие туры самостоятельно, не заинтересованы отдавать их на откуп агентам, потому что сами успешно продают свой продукт конечному потребителю. В то же время клиенты считают, что не стоит связываться с компаниями без лицензий на операторскую деятельность. Поэтому эти участники рынка могут оказаться аутсайдерами».
Выходя на ростовский рынок, столичные и иностранные игроки вынуждены менять стратегию и тактику и подстраиваться под местные условия игры, полагают эксперты. «В прошлом году турецкая компания Anex Tour пришла в город как оператор. Но в скором времени была вынуждена перестроиться и начала самостоятельно продавать свои туристические продукты. Иначе закрепиться на рынке ей бы не удалось», – уверена Ирина Агаркова. Но Николай Манукало опасается, что постепенно ситуация изменится: московские компании закрепятся на рынке в качестве операторов и переведут местных игроков в разряд своих агентов.
Самым массовым сегментом на рынке туризма в Ростове остается пляжный отдых, его предлагают практически все турфирмы. «У ростовчан менталитет такой: если отдых, то море и пляж. И народ в отпуск стремится ехать к солнцу», – объясняет Ирина Агаркова.
Лучше всех продается Турция. «Это достаточно недорогой отдых: стоимость путешествия на семью не превысит $1,5 тыс., для въезда в страну не нужна виза, а в путевку все включено: питание, напитки, гостиница у моря, красивая природа, бассейн, кондиционер», – рассказывает АЛЕКСАНДР МКРТЧЯН, генеральный директор компании «Розовый слон». По мнению экспертов, в ближайшие два-три года Турция будет пользоваться спросом.
Кроме Турции, по данным участников рынка, остаются популярными Болгария, Египет и Кипр: стоимость путевки в эти страны сопоставима с отдыхом на Черном море в России, но уровень сервиса выше.
В последнее время становятся все более популярными турпоездки в азиатские страны. «Это связано с тем, что люди устали от традиционных путешествий. Азия имеет все шансы из штучного товара превратиться в массовый: в прошлом сезоне мы возили ростовчан во Вьетнам, в Китай. Тайланд известен нашим туристам уже около двух лет», – рассказывает ТАТЬЯНА НЕЧЕПАЕВА, генеральный директор туристической компании «Рейна-Тур НТВ».
Экскурсионные туры устраивают в основном в Европу. «Это направление в летний сезон обычно затихает, а к осени – активизируется. В последние два года пользуется спросом Австрия. Традиционно популярны Франция, Италия и Чехия», – говорит Николай Манукало.
Отдых за рубежом превалирует на рынке, активно продавать путешествия и отдых в России участники рынка не хотят из-за плохого сервиса, низкого уровня транспортных услуг, запущенности традиционных мест отдыха. В России основные турпотоки распределяются между Москвой и Санкт-Петербургом в осенне-зимний период, Минводами и Черноморским побережьем – летом. «Кроме того, внутренний отдых – достаточно дорогое удовольствие. К примеру, поездка по путевке в Сочи на 14 дней может стоить в полтора раза больше, чем путешествие на аналогичный период в Турцию или в Египет», – говорит Ирина Агаркова.
Как отмечают эксперты, в последнее время на туристическом рынке стали появляться новые виды туров: экологические, корпоративные и индивидуальные.
По мнению Николая Манукало, корпоративный туризм занимает не более 3% рынка, но имеет устойчивые тенденции к росту. «По сути, турфирме на аутсорсинг передают планирование деловой поездки руководителя компании или ее топ-менеджеров. Для таких заказчиков мы организуем выезд на деловые переговоры, выставки, конференции», – рассказывает Наталья Яковенко. Иван Непейвода уверен, что предоставлять туристические услуги корпоративным заказчикам выгодно: компания-клиент платит большие деньги, и турфирма, как правило, получает хорошую прибыль. Александр Мкртчян, наоборот, считает, что работа с корпоративными клиентами приносит больше хлопот, чем прибыли: «Как правило, корпорация предъявляет высокие требования к организации отдыха, выполнить которые даже крупному ростовскому оператору не всегда под силу. Они хотят, чтобы все, вплоть до цвета портьер в номере, соответствовало их требованиям, а платят за это неохотно». Другие участники рынка полагают, что корпоративный туризм сейчас, может, и неинтересен крупным игрокам, но на нем вполне могут специализироваться небольшие фирмы.
Участники рынка говорят, что в Ростове с каждым годом растет количество туристов, предпочитающих индивидуальные путешествия массовым турпоездкам. По оценке Ирины Агарковой, этот сегмент занимает примерно 15% предложений в Ростове. «У индивидуальных маршрутов иные условия: человек фактически путешествует один, живет в других отелях, чем если бы он поехал с группой. Индивидуальное путешествие обойдется туристу немного дороже группового», – говорит Татьяна Нечепаева.
Развивать это направление намерены все участники рынка: одни компании в 2005 г. открыли отделы индивидуального туризма, у других он стал основой бизнеса. Но эксперты скептически относятся к этой тенденции, считая, что для создания путешествий по желанию заказчика нужно иметь высокопрофессиональную команду и заниматься этим направлением целенаправленно. «Менеджеры компании должны досконально знать особенности каждой страны, в которую желает поехать их клиент, причем знать до мелочей. Сегодня в Ростове профессионалами такого класса обладают только те туристические компании, которые специализируются на одном-двух направлениях», — считает Николай Манукало. А Ирина Агаркова добавляет: «Если крупные компании успешно продают массовые направления, то диверсифицировать свою деятельность им не стоит. Качественно заниматься индивидуальным туризмом отдел из двух-трех менеджеров не сможет. У них не будет возможности уделить клиенту столько же внимания, сколько уделяют в компаниях, которые занимаются этим целенаправленно».
Участники рынка отмечают, что в последний год стал развиваться экотуризм. «Это новое направление на туристическом рынке федерального масштаба. Людей отправляют в экологически чистые места планеты, и здесь турист платит не за море или достопримечательности, а за природу и возможность жить в здоровой атмосфере. Но ростовский клиент пока не понимает такого отдыха, поэтому экотуры на рынке практически не заметны. Но это направление будет востребовано в будущем», — уверен Николай Манукало.
Эксперты прогнозируют, что стоимость путевок будет увеличиваться. Главная причина — рост цен на авиационное топливо и проживание в отелях. Но, уверен г-н Манукало, динамика продаж путевок по-прежнему сохранится: «Если стоимость пакетов будет увеличиваться на 7-8% в год, то это не приведет к снижению выездного потока».
Изменений специалисты ждут с другой стороны: если сейчас конкуренция идет на уровне цен, то в ближайшем будущем более важным фактором станет качество продукта. Во-первых, по массовым направлениям цены достигли своего минимума – туристические фирмы работают на грани рентабельности. Во-вторых, уже сформировался круг клиентов, которые побывали за границей несколько раз и теперь делают упор именно на качественную составляющую. В-третьих, пока в Ростове-на-Дону не сформировались такие туристические бренды, за которые потенциальный клиент был бы готов доплатить.
Рост рынка может поддержать развитие потребительского кредитования в сфере туризма. Г-н Мкртчян говорит, что клиенты привыкли приобретать путевки за наличный расчет, но в ближайшие годы эта ситуация может измениться.
Мелкие турфирмы смогут продолжать создавать собственный продукт в узких сегментах. Такой нишей для компании «Каприз» стал семейный отдых. «Мы позиционируемся как семейный турагент. Мы изучаем потребности клиента, его домочадцев, его финансовые возможности. Исходя из этого, предлагаем ему наиболее подходящий тур, в котором и он, и его семья смогут полноценно отдохнуть»,– говорит Наталья Яковенко.
Потенциал мелких фирм, по оценкам экспертов, находится в области сверхдорогих путешествий. При подготовке подобного отдыха необходима весьма кропотливая работа с каждым клиентом.
Новых игроков местные участники рынка ждут из Москвы и Санкт-Петербурга. «Многие столичные туроператоры хотели бы выйти на ростовский рынок. В ближайшее время это могут сделать «Инна Тур» и «Нева», – считает Татьяна Нечепаева. Ожидается появление и новых западных компаний на ростовском рынке туризма: следующими могут стать турецкая Sundays и немецкий оператор TUI.