эксперты Александр Амитон директор «Южной логистической компании» Григорий Ерохин директор ООО «Земская транспортно-экспедиционная компания» Денис Игнатьев региональный директор по Южному округу ОО
эксперты
Александр Амитон
директор «Южной логистической компании»
Григорий Ерохин
директор ООО «Земская транспортно-экспедиционная компания»
Денис Игнатьев
региональный директор по Южному округу ООО «Русская логистическая служба»
Елена Кузьменко
исполнительный директор ЗАО «Эмпилс»
Максим Лисицин
заместитель руководителя филиальной сети ООО «Атлантик Карго Сервис»
Владимир Миронов
исполнительный директор ООО «Альфа-транс»
Сергей Муратов
директор по логистике группы компаний «Регата»
Вячеслав Резанов
директор Ростовского обособленного подразделения ООО «Русская логистическая служба»
Святослав Степанов
исполнительный директор логистического центра «Восток-Запад»
Кто может выиграть тендер на обслуживание крупной компании?
Почему на рынке много мелких игроков?
Транспортные компании Ростовской области ежегодно увеличивают объемы перевозок грузов. Этому способствуют общее развитие экономики региона, массовый приход в Ростов столичных ритейлеров, ориентирующихся на поставки товаров из Москвы, и укрепление рубля, стимулирующее импорт. Дальнейший рост рынка транспортники связывают с развитием смежной отрасли: ввод в эксплуатацию современных складских комплексов может сделать Ростов одним из крупнейших российских логистических центров, а это позволит транспортным компаниям существенно увеличить грузооборот.
Основная конкуренция разворачивается на рынке автоперевозокПо данным Ростовстата, в прошлом году транспортные компании Ростовской области перевезли более 44 млн т грузов. Примерно половина этого объема приходится на железнодорожный транспорт, 45% – на автомобильный, 4,5% – водный и лишь 0,5% – на авиакомпании. Главные направления для ростовских перевозчиков – московское, петербургское и краснодарское.
Участники рынка говорят, что разные виды транспорта практически не конкурируют друг с другом, так как каждый из них имеет свою специфику и рассчитан на разные типы грузов и дальности перевозок. Поезда незаменимы при отправке грузов на расстояния свыше 3 тыс. км. По железной дороге перевозят каменный уголь, нефть и нефтепродукты, лом черных металлов. Доставка грузов поездами в прошлом году увеличилась на 3%, благодаря активности экспортных грузопотоков, окончанию строительства и реконструкции морских портов. Самолеты предназначены для быстрой отправки мелкой корреспонденции, уникальных и дорогостоящих грузов. Объем авиаперевозок в прошлом году снизился на 2,6%, хотя грузооборот увеличился на 3,3% за счет замены самолетов малой вместимости, летавших в восточные районы. Водный транспорт самый дешевый. Но, несмотря на это, в прошлом году Ростовстат зафиксировал снижение перевозок по воде на 2,8 % из-за временного отсутствия флота в местных портах.
Преобладание автомобильных грузоперевозок эксперты объясняют его мобильностью и доступностью. Автомобилями сегодня перевозят строительные материалы, запчасти, продовольствие, электронику и товары народного потребления. По отзывам экспертов, на машине можно без проблем подъехать к складам грузоотправителя и грузополучателя, минуя пункты перевалки (аэропорты, железнодорожные станции). Конфигурации и модификации полуприцепов, отмечает заместитель руководителя филиальной сети ООО «Атлантик Карго Сервис» МАКСИМ ЛИСИЦИН, позволяют перемещать различные виды грузов: требующие особого температурного режима, негабаритные, контейнерные и др.
Директор ООО «Земская транспортно-экспедиционная компания» ГРИГОРИЙ ЕРОХИН отмечает и такой плюс автоперевозок, как оперативность выполнения заказа. Клиентам не нужно подстраиваться, как на железной дороге, под графики поездов. К тому же некоторые ростовские фирмы подтверждают заявку на перевозку уже через 15 минут после оформления документов. Именно поэтому этот сегмент остается самым конкурентным в отрасли.
Региональный директор по Южному округу ООО «Русская логистическая служба» ДЕНИС ИГНАТЬЕВ говорит, что до 90% рынка автоперевозок приходится на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Они привлекают клиентов за счет невысоких цен на услуги. А Максим Лисицин отмечает, что, даже при постоянно возрастающем спросе на перевозки, предложение на рынке избыточно, поэтому конкуренция нередко носит демпинговый характер.
По словам экспертов, на ростовском рынке стабильно работают от 120 до 150 компаний. Это и собственно автоперевозчики, и посредники-экспедиторы. Среди тех и других есть компании, организующие доставку сборных грузов, «от двери до двери». Экспедиторов, стыкующих грузоотправителей и перевозчиков, – примерно 50-60. Как отмечает Григорий Ерохин, их число нестабильно, потому что на рынке периодически появляются новые игроки, освоившие передовые технологии. Компании стремятся обслуживать клиентов самостоятельно: автотранспортные фирмы создают собственные экспедиционные службы, а экспедиционные компании, давно работающие на рынке, обзаводятся своим автопарком.
Приходят на местный рынок игроки из других регионов. Филиалы иногородних компаний, открывающиеся в Ростове, по началу занимаются экспедированием собственных машин. Если объем заказов растет, они могут заключать договоры на постоянное обслуживание с местными автотранспортными предприятиями.
Многочисленность игроков рынка объясняется не только увеличивающимся спросом. Для старта на поле экспедиторских услуг не требуются большие затраты. Некоторые индивидуальные предприниматели даже не имеют офиса: они успешно работают на дому и поддерживают связь с партнерами через компьютер.
Общее количество задействованных в перевозках машин, по оценке г-на Ерохина, в Ростовской области достигает 1,5 тыс. И если несколько лет назад перевозчики приобретали иномарки возрастом свыше 10 лет, то сегодня ситуация меняется. Как отмечает исполнительный директор логистического центра «Восток – Запад» СВЯТОСЛАВ СТЕПАНОВ, идет активное обновление автопарка. Машины в возрасте свыше пяти лет уже никто не берет. Фирмы, стремящиеся упрочить положение на рынке, предпочитают покупать новые машины.
Исполнительный директор ООО «Альфа-транс» ВЛАДИМИР МИРОНОВ говорит, что с развитием лизинга покупка машин упростилась. Качественные машины увеличивают скорость доставки грузов, расширяют географию перевозок. По информации ООО «Атлантик Карго Сервис», в Южном федеральном округе международными перевозками занимаются около 50 компаний.
Игроки рынка транспортных услуг не всегда выбирают цивилизованные методы борьбы за клиента. Демпинг предпочитают «чистые перевозчики», заинтересованные не столько в постоянных заказах, сколько в стабильном притоке новых. Святослав Степанов отмечает, что некоторые водители могут даже перед отправкой груза отказаться от дешевого контракта и взять заявку подороже.
«На рынок приходят молодые люди, которые не думают о перспективе и живут от заказа к заказу, – делится наблюдениями директор обособленного ростовского подразделения «Русской логистической служ- бы» ВЯЧЕСЛАВ РЕЗАНОВ. – Они сильно сбивают тарифы и портят деловые связи, которые ты нарабатывал годами. Это вредительство какое-то. Мы же стараемся держать цену и соответствующее ей качество».
Грамотное соотношение цены и качества дает перевозчикам возможность принимать участие в тендерах крупных производителей, получать хорошие контракты, обеспечивает объем работы на год вперед. В списке предприятий, с которыми транспортники хотят работать постоянно, – пивоварни, компании «Донтабак», «Эмпилс», «Ростсельмаш» и другие. «Одно из ключевых условий в тендере – ценовое предложение, – рассказывает исполнительный директор ЗАО «Эмпилс» ЕЛЕНА КУЗЬМЕНКО. – Кроме цены, мы внимательно смотрим на такие факторы, как стабильность, репутация компании, ее парк. Нам интересно, чтобы привлекаемая компания преимущественно использовала свой парк автомобилей и в меньшей степени работала «по экспедиции». Когда транспортная компания управляет собственными машинами, получается совершенно иная, более прогнозируемая и качественная динамика работы. Минимизируются риски, связанные с утратой перевозимых грузов».
Сотрудничество товаропроизводителей и перевозчиков позволяет развиваться и тем и другим, помогает им определиться с дальнейшим направлением деятельности. Концерн «Эмпилс», например, решил полностью отказаться от собственного автопарка. «Компания стремится минимизировать расходы, – объясняет Елена Кузьменко. – Мы добиваемся наибольшей эффективности бизнеса, поэтому концентрируем интеллектуальные, людские и финансовые ресурсы на нашем ключевом направлении, то есть на производстве и продажах лакокрасочных материалов».
Компания «Регата» большую часть работы по транспортировке продукции пока осуществляет собственными силами. Директор по логистике СЕРГЕЙ МУРАТОВ говорит: «Логистика – это то, на чем мы зарабатываем деньги. Я считаю, что не стоит отдавать хорошие возможности другим. Мы обслуживаем наше производство и являемся дистрибьюторами мировых алкогольных брендов. Растем, предоставляем высокий уровень сервиса и требуем такого же сервиса от партнеров». В перспективе, по словам Муратова, логистическая служба «Регаты» может стать самостоятельной структурой и обзавестись новыми клиентами.
В Ростове немало компаний, которые вначале были транспортно-логистическими отделами фирм, а потом выросли в самостоятельные направления. Например, «Альфа-транс» когда-то работала на свои нужды (производство мебели, оптовая торговля бытовой техникой), а «Южная логистическая компания» была подразделением сети «Крокус», теперь с ней сотрудничают другие компании. Транспортная компания «Ростсельмаш» позиционируется в городе как компания, осуществляющая любые перевозки по России и СНГ, даже пассажирские.
Елена Кузьменко называет транспортно-логистические услуги «рынком с серьезными перспективами роста». «В горячий летний сезон спрос на перевозки превышает предложение, – уточняет она. – Идет «битва» за каждую машину. В ближайшем будущем в выигрыше окажутся компании, которые уже сейчас активно развиваются, планируют развитие и вкладывают средства в развитие собственного автопарка. В обмен на стабильную работу в пиковые для нас периоды мы готовы заключать договоры на год с гарантированными объемами перевозок».
Требования к перевозчикам, подчеркивает г-жа Кузьменко, возрастут. На те несколько суток или часов, когда перевозчик доставляет груз, он становится частью компании-грузоотправителя. Например, будущим летом «Эмпилс» намерен даже сшить для водителей сторонних компаний униформу с символикой концерна.
Чтобы максимально удовлетворять пожелания заказчиков, компании стараются ориентироваться на услугу «все включено» или объединяться с другими узкоспециализированными фирмами. Помимо чистой перевозки, они предлагают клиентам удобные маршруты, организуют складирование грузов. В логистическом центре «Восток-Запад», например, заявителям помогают собрать документы для таможни. В компаниях «Автотрейдинг-Юг» и «Деловые линии» главная услуга – сборные партии грузов. Клиенты платят не целиком за арендованную машину, а только за место, которое занимает груз. «Южная логистическая компания» специализируется на доставке мелких партий грузов. Ее директор АЛЕКСАНДР АМИТОН уверен, что спрос на дистрибьюторскую развозку грузов будет только расти. Если раньше доминировали заявки «один груз в одну точку», то сейчас клиенты все чаще просят отвезти один товар из одной точки по разным адресам.
Дальнейшее развитие рынка эксперты связывают с появлением в Ростове крупных московских операторов. Они вкладывают деньги в строительство складских комплексов класса А. «Национальная логистическая компания», например, строит терминал в Батайске. Иногородние игроки говорят, что собираются привести с собой новых клиентов, поэтому не будут отбирать рынок у местных компаний. Они делают акцент на складское обслуживание. Как считают местные игроки, в выигрыше будут компании, которые могут быстро удовлетворять спрос клиентов и используют новейшие технологии для отслеживания движения транспорта и грузов.