Меню

Обзор: Строительный ритейл - 08.05.2006

эксперты Михаил Гольш генеральный директор ЗАО «Маэстро» Сергей Литвиненко директор строительного супермаркета «Центр Строительных Материалов» Геннадий Ляшенко директор ООО «Союз «Архстрой» Борис

Рынок строительных и отделочных материалов в Ростове-на-Дону ежегодно растет на 20-30%. Такая динамика позволила специалистам областного департамента потребительского рынка товаров и услуг признать этот сегмент самым динамичным в структуре ритейла. Эксперты объясняют это двумя факторами: увеличением объемов жилищного строительства и повышением благосостояния населения.
эксперты
Михаил Гольш
генеральный директор ЗАО «Маэстро»
Сергей Литвиненко
директор строительного супермаркета «Центр Строительных Материалов»
Геннадий Ляшенко
директор ООО «Союз «Архстрой»
Борис Орлов
коммерческий директор строймаркета «СтандАрт»
Евгений Петров
территориальный менеджер ООО «Диана-Юг»
Максим Побычаев
директор ТД «Пирамида»
Светлана Столярчук
директор сети магазинов «Санта-Двери»
Анатолий Фадеев
директор магазина-склада «На Доломановском»
Константин Чеботарев
директор фирмы «Строительные технологии»
Михаил Шляшкин
генеральный директор ростовской сети магазинов «Старик Хоттабыч»
От чего зависит рынок строительного ритейла?
Каких форматов не хватает ростовчанам?
Почему строительные ритейлеры не боятся иностранных конкурентов ?

 

Рынок строительного ритейла в Ростове-на-Дону четко структурирован: так называемые «цивилизованные» форматы торговли (супермаркеты стро­ительных материалов и специализированные магазины) обслуживают премиум- и мидл-сегменты, а открытые рынки и небольшое количество устаревших магазинов работают с эконом-классом. Но и они стараются повысить качество обслуживания: перемещают торговлю из палаток в павиль­оны, проводят общее благоустройство территории. В целом, эксперты считают ростовский рынок достаточно зрелым и готовым к приходу крупных зарубежных сетевых структур.

Расширению рынка есть предел

Число игроков на рынке строительного ритейла в Ростове приближается к тысяче. Эта цифра не включает предпринимателей, торгующих на рынках, и магазины, устроенные по принципам советских «Хозтоваров», хотя на эти две категории, по словам экспертов, приходится значительный объем продаж.

Динамику рынка, по мнению игроков, определяют растущие темпы жилищного строительства и увеличение уровня доходов ростовчан. Как только эти показатели стали снижаться, замедлилось и увеличение объемов продаж строительных и отделочных матери­алов (СОМ).

Некоторые эксперты склонны считать, что строительный ритейл в городе близок к насыщению, во всяком случае, в самом емком сегменте – товаров для потребителей со средними и чуть выше среднего доходами. СВЕТЛАНА СТОЛЯРЧУК, директор сети магазинов «Санта - Двери»: «Я считаю, что местный рынок строительного ритейла достаточно развит. У нас есть свои крупные магазины, которые закрывают до 30% рынка. Условия конкуренции достаточно жесткие. Не могу сказать, что он сильно перегрет, но к этому дело идет».

Некоторые игроки связывают надежды на рост оборотов строительного ритейла с развитием ипотеки и государственными программами доступного жилья. Но большинство из них сомневается, что это проявится в ближайшие годы. По их мнению, настоящего роста ипотеки можно ожидать к  2010 г. СЕРГЕЙ ЛИТВИНЕНКО, директор строительного супермаркета «ЦСМ», называет и другие резервы: «Есть люди, которые проводят ремонты перманентно. 40-50% семей, по данным опросов, намерены заняться улучшением жилищных условий в ближайшие два года. Побуждают к ремонту и веяния моды. Отделка помещений стала сродни одежде – никто не занашивает сегодня костюм до дыр». Г-н Литвиненко к резервам развития строительного ритейла относит дачи, частное строительство, офисы. «Государство стало выделять деньги на обновление фасадов и внутренней отделки школ, госучреждений, больниц и т.д. Расширению рынка, конечно, есть предел, но спрос будет оставаться», – уверен он.

Рассчитать емкость рынка не берутся даже опытные игроки. Один из них на правах конфиденциальности объясняет: «Вряд ли вы получите точные данные, поскольку на строительном рынке очень велика доля нерегистрируемых продаж даже в солидных компаниях, продажи на открытых рынках вообще никакому учету не поддаются, тем более что предприниматели платят вмененный налог. В Ростове процветает серый строительный ритейл».

Форматирование не завершено

Все эксперты признают, что наиболее динамичный и устойчивый формат в строительном ритейле Ростова – строительные супермаркеты. Их товарный ассортимент исчисляется тысячами по нескольким направлениям. Они готовы предложить высокий уровень выкладки товаров и развитый дополнительный сервис. МИХАИЛ ШЛЯШКИН, генеральный директор ростовской сети магазинов «Старик Хоттабыч» вспоминает, что когда его компания выходила на ростовский рынок, он не был пуст, как, например, в Саратове: «Там не было почти никого. Да и имеющихся мы «убили» ценами и ассортиментом, а люди перешли торговать в другие сегменты. А в Ростове – очень мощная конкуренция. В 2000 г. уже работали несколько супермаркетов. Стандарты ведения бизнеса, мерчандайзинга, работы с клиентом не у всех были на высоте, но они очень быстро подтянулись. И, возможно, по примеру нашего магазина».

В этом формате сегодня уверенно работают местные «Дом», «ЦСМ», «ХДМ-Юг», «СтандАрт», «Пирамида», «Ростовтехнострой», «Бирс». По расчетам маркетингового центра компании «Старик Хоттабыч», в городе-миллионнике один магазин масштабов «Старика Хоттабыча» должен приходиться на 300-350  тыс. жителей. Так что в Ростове эту нишу эксперты считают закрытой. БОРИС ОРЛОВ, коммерческий директор строймаркета «СтандАрт», полагает, что сейчас успешно конкурировать можно только за счет технологичности и инновационности: «Мы начали заниматься металлопластиковыми окнами три года назад, когда на рынке действовало 50 производителей и четыре крупных завода. Мы вырвались на второе место по объемам производства, а по технологическим характеристикам – на первое, даже не демпингуя. Так же и в строительном ритейле можно навести шорох, все зависит от подхода».

Еще один успешный формат – узкоспециализированные магазины дверей, обоев, лестниц, стеновых панелей, потолков и даже замков. По мнению Светланы Столярчук, в Ростове сложилась довольно уникальная ситуация: «Наши специализированные компании лидируют по стране, часто превосходя москов­ских конкурентов. Это произошло потому, что в столице сделали ставку на развитие супермаркетов. А в нашем городе люди в поисках индивидуального подхода или за большим выбором все равно поедут на другой конец, тем более что расстояния не такие уж большие. Поэтому у нас узкая специализация зарекомендовала себя очень хорошо».

По мнению экспертов, специализированные магазины могут предоставить максимальный ассортимент по своей позиции, большой выбор моделей и цен, а также – хороший набор сопутствующих товаров. Обычно такие форматы жизнеспособны, если имеют широкий круг поставщиков (иногда исчисляемый сотнями) или соб­ственное развитое производство с большим ассортиментом выпускаемой продукции, возможностью изготовления на заказ от одной штуки до большой партии - что-то вроде смеси фирменного магазина и салона заказов. Так действует компания «Маэстро», один из крупнейших производителей лестниц на российском рынке. МИХАИЛ ГОЛЬШ, генеральный директор компании «Маэстро», объясняет: «Лестницы вообще не массовый товар. Во-первых, они нужны не всем, во-вторых, они дешевыми не бывают, хотя мы придумали и освоили продукцию бизнес- и даже эконом-класса. В таком формате ведения бизнеса нам живется довольно просто: есть большая дилерская сеть по всей стране, монтажные бригады, которые покупают у нас комплектацию. Кроме того, существуют взаимные договоренности с магазинами стройматериалов и дверей о размещении рекламной информации».

Еще один аспект, который заставляет некоторых ритейлеров заниматься узким направлением, называет ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ, территориальный менеджер компании «Диана-Юг» (кровельные материалы Ruflex): «Без сомнения, группы товаров, требующие работы специалистов, можно и нужно выделять в отдельные магазины, а не пускать в супермаркеты общего назначения. Причем лучше, если работу с такими материалами будут вести проджект-менеджеры с момента проектирования и контролировать весь процесс. В Москве кровельные материалы продают даже на рынках. В Ростове до такого безобразия дело не дошло».

Соучредитель компании «Строительные технологии» (стеновые панели, перегородки, подвесные потолки) КОНСТАНТИН ЧЕБОТАРЕВ считает, что в специализированном магазине проще обеспечить полную комплектацию: «В офисном направлении мы можем предложить отделку под ключ. Комплексный пакет позволяет гибко регулировать цены. Для крупного заказчика это очень выгодно и удобно».

Есть на ростовском рынке и незакрытые сегменты. АНАТОЛИЙ ФАДЕЕВ, директор магазина-склада «На Доломановском», отмечает, что в Ростове недостаточно развит формат «магазинов у дома»: «Это маленькие магазинчики, ориентированные не на строителей, а на частных лиц, которые проводят мелкий текущий ремонт и не поедут за небольшим стандартным ассортиментом на другой конец города. Их мало в Ростове и здесь еще есть где поработать».

Только начинает развиваться в городе и формат магазинов элитных стройматериалов. ГЕННАДИЙ ЛЯШЕНКО, директор ООО «Союз «Архстрой»: «Для Ростова выведение такого товара в отдельный формат важно. Наш город, прошу прощения, город понтов. Богатые люди не поедут на рынок и на Красноармейской свою машину не оставят. Тем более, в богатых семьях, как правило, по магазинам ходит женщина. Она не пойдет на рынок из соображений безопасности, да и в магазин, где плохо пахнет или ходят толпы покупателей, тоже не обратится».

Эксперты уверены, что некоторое время в Ростове будут востребованы и услуги строительных рынков. Анатолий Фадеев: «Менталитет такой: на рынке дешевле, там можно поторговаться, и вроде бы выбор получше – у всех продавцов что-то свое. На самом деле, это не так, ведь индивидуальный предприниматель не может обеспечить низкие цены за счет крупного опта или широкий ассортимент за счет разветвленной сети поставок. Поэтому он ищет другие пути – меньшую стоимость в ущерб качеству товара. В итоге, рынки закрывают эконом-сегмент».

МАКСИМ ПОБЫЧАЕВ, директор торгового дома «Пирамида», говорит, что предприниматели, работающие на рынках, – своего рода «заложники формата»: «Уходить с рынка в отдельный магазин смысла нет. Тут даже не вопрос цены, хотя затраты на сопоставимый с размерами рыночного павильона магазин могут быть в три раза больше. Главное - очень заметно снизятся потоки покупателей».

Новые форматы на подходе

Участники рынка очень хорошо осведомлены о планах крупных международных сетевых компаний по выходу в Ростов. «Ашан», «Касторама» и «Икея», частично пересекающиеся по ассортименту со строительным ритейлом, уже объявили о строительстве своих торговых центров в Ростове-на-Дону и обещают запустить их в эксплуатацию через полтора-два года. А немецкая сеть Obi и британская Kingfisher ведут мониторинг рынка и подбор площадок. Пока все они собираются входить с гиперформатами, форматом Cash & Carry, а также – DIY (Do It Yuorself «Сделай сам»), который в Ростове вообще не представлен. Как полагает Борис Орлов, международные конкуренты вытеснят с рынка часть местных игроков. «Мое мнение: приди сейчас на волне глобализации на наш рынок игрок с сетевой структурой «магазинов у дома», все эти наши одиночные магазинчики умрут моментально. Претенденты на выход есть: это сеть «Глиско» английской компании Kingfisher, «Лерой Мерлин» у «Ашана». Гипермаркеты крупных транснациональных строительных ритейлеров могут стать и станут плацдармом для экспансии других форматов», – говорит г-н Орлов.

Руководители ростовских супермаркетов сегодня чувствуют себя уверено. Борис Орлов: «Мы возьмем индивидуальным подходом! Всегда есть покупатель, которому важны рекомендации продавца, а в гипермаркете вам только могут показать, на каком стеллаже или в каком конце километрового зала вы найдете нужный товар. Кроме того, они будут работать в нетехнологичных позициях, не требующих сложного расчета, глубокого понимания материала, на обиходных, уже известных массовых брендах. Вряд ли там будет простор для воображения и дизайна».

Но все же эксперты соглашаются с тем, что новые форматы оттянут большой сегмент покупателей – строителей, прорабов. А также таких клиентов, которые считают, что лучше продавца знают, что им надо и что лучше.

Борис Орлов считает, что ростовские игроки в каком-то смысле сами спровоцировали приход конкурентов: «Оценивать рынок строительного ритейла – дело сложное и неблагодарное. Легко ошибиться. У нас же каждый кулик хвалит свое болото в силу определенной специфики южан. Игроки часто преувеличивают возможности рынка. Одновременно они увеличивают собственные риски, так как вызывают повышенный интерес у более крупных структур к нашему городу. Правда, когда те начинают работать, не получают ожидаемого результата».